ФЕМИНИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ

ФЕМИНИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ

Истягина-Елисеева Е.А. - аспирантка каф. культурологии,
социокультурной антропологии и социальных коммуникаций

Вопрос о судьбах и назначении женщин находился в поле зрения мыслителей древности и средних веков и интересовал их не меньше, чем современных историков. В культуре 18-го века значительно усилился интерес к женской проблематике. В эпоху просвещения идея улучшения индивидуального и общественного положения женщин захватила сознание широкого круга передовых людей.

Общественное сознание способствовало тому, что в 19 веке в ведущих странах Западной Европы произошла существенная перемена взглядов на социальное назначение женщины. Во Франции, Англии, Германии, США активизировалась борьба за уравнение в правах женщин и мужчин.

Женская эмансипация характеризуется как один из наиболее проблемных аспектов индустриальной фазы развития общественного развития, а феминизм 19-го века определяется как объединение женщин с целью достижения полного и фактического равноправия с мужчинами. Процесс интегрирования женщин в различные сферы общественной деятельности в 19 - начале 20 века был крайне противоречив и мучителен. Например, несмотря на то, что впервые женское радикальное движение оформилось в Англии еще в 1866 году, реальных шагов к политической и социальной эмансипации не было сделано до 20-х годов 20 века, когда в ряде стран был официально признан политический статус женщин. О том насколько острым было противостояние ярко свидетельствуют 53 года борьбы американских феминисток - от первого государственного референдума избирательного права в штате Канзас до заключительной ратификации 19 поправки в 1920 году.

История включения женщин в различные сферы общественной жизни, в том числе спортивное движении демонстрирует тяжелую и затяжную борьбу с гендерными предрассудками, развернувшуюся во второй половине 19 - начале 20 века в Европе и Северной Америке.

На фоне развернувшегося противостояния особенно остро проходили дискуссии об интеллектуальной и биологической состоятельности женщин. Миф об ограниченных возможностях слабого пола и традиционные представления о фемининности значительно затрудняли их активное участие различных сферах общественной жизни, в том числе в физкультурно-спортивной деятельности.

Наука второй половины 19 века, призванная обеспечить объективный и прогрессивный подход к различным видам телесно-двигательной практики, на деле легитимизировала патриархатную структуру. Научный метод рассматривался как рациональное замещение существующего некритического, эмоционального взгляда на женщину и ее назначение. Политические и общественные деятели, врачи, юристы приводили научные аргументы чтобы оправдать мнение о женщинах как жертвах собственной биологии. Так, ранние формы позитивизма содержали попытки провести прямые аналогии между законами естественных наук и социумом. Огюст Комте проповедовал взгляд на женщину как на "функциональную необходимость общества". Социальный дарвинизм как наиболее влиятельная концепция 19 века и выражение "естественный отбор" определяли позицию большинства относительно роли и назначении женщины в обществе: материнство - самая высокая функция женщины, неотъемлемый фактор процветания нации.

С позиций социального дарвинизма и позитивизма большая часть представителей науки образования единодушно противостояла попыткам женщин добиться социального равноправия. Доктор Эдвард Кларк в США и доктор Генри Маудслей в Англии стали классиками "научной" концепции о физиологически обусловленных ограничениях физической и умственной активности женщин. Доктор Роберт Барнес (1887) разъясняя преобладающую в медицинских трудах точку зрения, утверждал: "Функции овуляции, беременности, лактации менопаузы по очереди доминируют в женском организме, истощая его и не оставляя достаточных для иной деятельности энергетических ресурсов. В 1887 году председатель Британской Медицинской Ассоциации предложил, чтобы в интересах улучшения человеческой расы женское образование и другие виды активности были запрещены конституцией, как потенциально вызывающие перегрузку женского организма и неспособность произвести здоровый результат.

Теоретики, в отличие от практикующих представителей медицины, были более либеральны в высказываниях. Хавелок Эллис в 1894 году утверждал, что имеется причинная связь между различиями физиологических характеристик мужчин и женщин, результатом которой являются поведенческие и психологические предрасположения. Например, аргументировал он свои выкладки, женская вазомоторная система неустойчива и высокочувствительна, что делает женщину умственно и физически неустойчивой, неприспособленной к нагрузкам. Согласно этой логике, женская неспособность к активной интеллектуальной и физической деятельности обусловлена органически.

Однако, женщины не оставляли надежд и усилий занять достойное место на международной спортивной и олимпийской арене: организовывали собственные спортивные общества и федерации, участвовали в различных соревнованиях, пытались найти оригинальные методики физического воспитания девушек. Так в 1906 г. состоялся первый официальный женский Чемпионат мира по фигурному катанию, проведенный в Давосе (Швейцария) по инициативе Международного Союза Конькобежцев (I.S.U.). Эти соревнования стали образцом для проведения многочисленных национальных открытых чемпионатов по этому виду спорта, как-то: чемпионаты Германии 1911, Австрии1913, США 1914.

Интересно, что в Великобритании в подобных состязаниях участвовали и женщины, и мужчины. Такое "смешанное" первенство просуществовало до 1927 года, и за это время женщины пять раз удостоились высшей награды. Первой спортсменкой, завоевавшей золото открытого чемпионата Великобритании стала Мэдж (Флоренс) Сайерс (победительница 1903 и 1904). Она же завоевала высшие награды на Чемпионате мира для женщин в 1906 и 1907 гг., а также олимпийское золото 1908 в одиночном катании и бронзовую медаль в парном. Ранее, в1902, Мэдж Сайерс стала второй в неофициальном открытом Чемпионате мира, организованном в Лондоне под патронажем знаменитого спортсмена, 10-кратного чемпиона мира Ульриха Сальхова.

Основанная в 1908 году Международная Федерация Плавания (F.I.N.A.) стала одной из немногих спортивных ассоциаций, занявших либеральную позицию по отношению к женскому спорту. В 1911 г. Международная Федерация Плавания активно поддерживала усилия швейцарских и английских спортсменок, довивавшихся включения плавания в программу Олимпийских игр в Стокгольме в 1912 году. Наибольшее распространение этот вид спорта получил у американских спортсменок. В этой связи нельзя не упомянуть о Шарлотте Эпстейн (1884 - 1934) - известной общественной деятельнице, которая много сделала для развития женского спорта в Соединенных Штатах. Ш. Эпстейн основала в 1914 г. Национальную Женскую Лигу Спасения и осенью того же года, благодаря активным действиям Лиги, Любительский Атлетический Союз (Amateur Athletic Union) официально начал регистрировать женские состязания по плаванию. В 1916 г. Союз организовал первый женский национальный чемпионат для женщин, который включал 6 упражнений вольным стилем на различные дистанции, однако в этом же году была сделана неудачная попытка провалить участие спортсменок в соревнованиях по плаванию со стороны этой же организации. В 1917 году г-жа Эпстейн основала в Нью-Йорке Женскую Ассоциацию Плавания в надежде улучшить существующее положение вещей и вывести женские состязания из-под контроля агрессивно настроенных "про-мужских" организаций. Очень скоро клуб стал лидером женского плавания в Соединенных Штатах, и в 1918 году его спортсменки внесли свой вклад в список мировых рекордов.

Несмотря на то, что в начале века закостенелый в отношении женского спорта этикет несколько изменился, на первых крупнейших международных и олимпийских соревнованиях женщины могли выступать только в таких видах, как теннис, гольф, стрельба из лука, конный спорт, фигурное катание и плавание. Дебаты вокруг расширения женской олимпийской программы носили затяжной и сложный характер, а широкая общественность крайне негативно относилась к тому, чтобы женщины занимались "традиционно мужскими" и "противоречащими самой женской природе" видами спорта, как, например, легкая атлетика.

Долгое время сложившиеся в обществе социально-ролевые стереотипы мешали выйти за рамки "соответствующих женской природной организации" видов, которые не противоречили традиционным представлениям о женственности. Женское освободительное движение выразилось, в частности, в стремлении освоить все новые виды спорта, продемонстрировав тем самым свое социальное равноправие и биологическую полноценность. Доказывая свое право и способность заниматься различными видами спортивной деятельности, спортсменки встречали непонимание не только со стороны большинства своих неспортивных сограждан, но, что самое удивительное, со стороны самих основателей современного олимпийского движения.

Эвери Брендедж - один из наиболее влиятельных членов МОКа, после берлинских Олимпийских игр резко высказался в отношении некоторых женских соревнований: "Я сыт по горло этими женщинами, состязающимися в легкой атлетике… [Их] очарование равно нулю. Сколь привлекательны девушки, занимающиеся прыжками в воду и плаванием, настолько же неэффектно и даже отталкивающе выглядели легкоатлетки".

История легкой атлетики наглядно иллюстрирует борьбу женщин с гендерными стереотипами, неприятием нового "активного" имиджа женщины.

Наиболее успешно защищали свои позиции американки - на раннем этапе современная легкая атлетика тесно связана с судьбой феминисток США. Уже в 1905 году в США были опубликованы 14 женских легкоатлетических рекордов. Кроме Соединенных Штатов легкой атлетикой активно занимались дамы царской России, Швеции, Германии и Австрии. Германия впервые в Европе провела женские соревнования по этому виду спорта (1904).

Важнейшим событием стало основание Женской Спортивной Ассоциации, которая боролась за признание женских легкоатлетических соревнований и включение их в олимпийскую программу. Так, основательница Ассоциации Элис Миллье, представляя всех женщин, занимающихся легкой атлетикой, потребовала отмены предписания МОК, которое препятствовало их участию в Играх. Однако представители МОК по-прежнему были непреклонны в том, что касалось легкоатлетических состязаний. В противовес позиции МОК спортсменки стран Европы и Северной Америки, возглавляемые Женской Спортивной Ассоциацией, провели спортивную встречу в Монте-Карло в 1921 г. Программа включала соревнования в беге на 60 м, 250 м, 800 м, эстафетный бег на 80 м и 300 м, барьерный бег на 74 м, прыжки в длину, прыжки в высоту, метание копья и толкание ядра. Программа состязаний в Монте-Карло послужила основой и образцом для организации следующих международных встреч (особо акцентируется легкая атлетика, так как именно этот вид являлся "визитной карточкой" Олимпийских игр в мужской программе и участие женщин вызывало наиболее острые дискуссии).

Расширение женского спортивного движения сделало актуальным необходимость его четкой структуризации. В связи с этим была создана Международная Спортивная Женская Федерация (FSFI), усилиями которой стало возможно проведение международных соревнований (в том числе, легкоатлетических) и пропаганда женского спорта по всему миру.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Истягина-Елисеева, Е.А. Феминизм как фактор развития женского физкультурно-спортивного движения // Сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 96-101.