СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ

Ко-Ынджу - аспирантка каф. режиссуры массовых
спортивно-художественных представлений

Пономарчук В.А. - профессор каф. режиссуры массовых
спортивно-художественных представлений

Танец нужен людям, и в этом причина его тысячелетнего существования. Являясь отражением жизни людей: их труда и мыслей, настроений и чувств, умений и познания, танец всегда играл немаловажную роль в качестве средства общего и эстетического воспитания. Представляя собой первоначально комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, танец и до настоящих дней остается одной из специфических форм общения людей. На основании известных свидетельств о людях каменного века, можно заключить, что музыкально-танцевальная активность была присуща и далекому палеоантропу.

С древнейших времен танец существовал как излюбленная досуговая деятельность в культурах практически всех народов мира. В настоящее время танцы являются не только приятным времяпрепровождением, но и выполняют функцию эстетического и морального воспитания, раскрывают человеку мир реально существующей красоты, что особенно важно при формировании нравственно-этических ценностей подрастающего поколения. Воспитание детей средствами танцевального искусства помогает всестороннему развитию личности развития ребенка, учит его находить в танце эстетическое наслаждение. Поэтому работа в этом направлении представляется важным звеном в общепедагогическом процессе.

Основной задачей педагога является гармоничное развитие интеллекта, воли и эмоций ребенка. Дисгармония возникает в случае когда развивается только одна из этих составляющих. В тоже время общее гармоничное развитие предполагает более или менее правильное физическое развитие в той мере, в которой это позволяют сделать объективные факторы. К сожалению с точки зрения решения задачи воспитания гармоничной личности в настоящее время танец не занимает того места, которое он в праве занимать в ряду средств воспитания и развития. Как было показано Р. Штейнером в начале этого века, занятия танцами тесно взаимосвязаны с развитием вышеупомянутых трех категорий, составляющих духовный мир личности.

Исследования известных педагогов и психологов подтверждают, что эстетическое развитие, в частности, танцевальная практика оказывается существенным фактором общего интеллектуального роста ребенка и влияет на его отношения с товарищами. Так, например, Бильченко Т. О. были проведены исследования в школьных хореографических кружках с более чем 300 школьников всех возрастов, что дало возможность изучить, как развивается ребенок, занимаясь в хореографическом кружке. Имея отправной точкой фиксацию эстетических и коллективистских позиций школьников хореографического коллектива, исследователь прослеживал как они, овладевая искусством танца продвигаются в своем эстетическом развитии, как меняются их отношение друг к другу, ко всему коллективу в целом.

Большая часть экспериментов ставила школьника в ситуацию, когда он должен был проявить самостоятельность эстетических суждений и вкусов С другой стороны, экспериментально выявлялись различные стороны отношений в коллективе.

Данные исследования показывают, что детей, которые приходят в хореографический кружок с отчетливо сформировавшимся эстетическим интересом к танцу - 19%. Мотивы, определяющиеся интересами такого порядка, развиваются и растут по мере художественной самодеятельности детей и их общения в коллективе кружка. Довольно большое количество школьников (более 31%) приходит в кружок, руководствуясь тягой к коллективной деятельности. Школьники, пришедшие в кружок по этим мотивам, так же, как и школьники с эстетическим интересом к танцу, работают в кружке лучше других. У этих школьников на 10% выше посещаемость занятий, среди них больше дисциплинированных, больше активных и инициативных. Таким образом, у большинства детей, занимающихся танцами, формируется целый комплекс эстетического, познавательного и коллективистического порядка, который во многом определяет новые мотивы поведения школьника, осмысляется им самим как гармоническое сочетание личных и общественных интересов.

Таким образом, у большинства детей, занимающихся танцами, формируется целый комплекс эстетического, познавательного и коллективистического порядка, который во многом определяет новые мотивы поведения школьника, осмысляется им самим как гармоническое сочетание личных и общественных интересов (Л.В.Богомолова, Т.Т.Кореневский, А.С.Шемелин и др.).

Систематическая учебно-воспитательная работа по танцу оказывает на детей положительное воздействие. Исполнение танцев, а также тренировочных движений под хорошо подобранную музыку является важной частью хореографической работы. У детей развивается интерес к музыке, которая обогащает и насыщает танец своим эмоциональным содержанием.

Занятия по танцу не только эстетически развивают детей и формируют их художественный вкус, но и способствуют физическому развитию детей, дисциплинируют и повышают культуру поведения. Дети, занимающиеся в танцевальных кружках приобретают стройную осанку, улучшается координация движений.

И, что очень важно, эти интересы оказываются очень устойчивыми и после окончания ребенком школы. Впоследствии они определяют активное отношение к новому "взрослому" коллективу на производстве и в вузе, становятся немаловажным фактором в организации культурного досуга, делают жизнь богаче и интересней.

Итоги наблюдений и экспериментов, проведенных Бильченко Т.О., показали, что процесс обучению танцу в хореографических кружках приносит детям широкий диапазон эмоциональных переживаний, связанных с творческим преодолением трудностей.

Акт творческого самоутверждения в танце сопровождающийся яркими переживаниями особенно существенен в переломные моменты развития характера школьника, когда его жизненная позиция еще недостаточно установилась, когда эмоционально значимый толчок может дать направление его интересам и стремлениям.

Видный педагог танца Т.Т.Кореневский считает, что для успешного формирования творческого потенциала ребенка следует соблюдать следующие условия:

1) разновозрастный состав коллектива, в котором обязательно должны быть дети младшего, среднего и старшего возраста;

2) четкая и планомерная система учебной работы, в которой для каждого участника ясна перспектива его технического и художественного роста;

3) ясная, глубоко продуманная работа над репертуаром, где органично должны сочетаться все возрастные группы;

4) планирование воспитательной работы, в которой каждый член коллектива принимает активное участие.

Учебно-воспитательный процесс в детском хореографическом коллективе должен строиться так, чтобы повышать эффективность детского танца, улучшать исполнительскую культуру детей, обогащать их духовный мир. Вся работы с детьми должна строиться на интересе, увлеченности и творчестве. Одним из существенных моментов является доступность: руководитель детского коллектива должен всегда помнить, что очень вредно для ребят делать те упражнения, которые для них непонятны и не под силу. Ребенок должен получать удовольствие от того, что движения у него получаются.

В современных условиях основная танцевальная деятельность детей нередко ограничивается хореографическими формами, где сочиненный специалистом танец передается исполнителю в виде готовых па, определенных композиционных построений и т.д. Одним из важнейших принципов художественно-педагогического процесса, значительно повышающим его эффективность, в детском хореографическом коллективе является игровая деятельности детей (Л.С.Выготский, А.С.Макаренко). Систематические, целенаправленные, определенной формы и содержания игры, учитывающие пол и возраст ребенка способствуют развитию его творческих начал, нравственных качеств, создают условия для гармоничного развития детей. Разделение видов танца на "игровой" и "хореографический" позволяет глубже осознать многозначность природы танца. Обычно узкое понимание феномена танца, ограничение его природы хореографическими формами и эстетическими параметрами препятствует активному использованию игрового танца в детской культуре как уникального специфического языка, не имеющего аналогий. В игровом танце деятельность каждого участника становится искусством творческого созидания своего "Я". Ребенок создает свое видение мира, материализует свое образное художественное мышление. В игровом танце происходит целостное видение образов, в то время как в зрелищном танце хореограф передает исполнителю фрагментарное видение образов. Такой - игровой - танец искренен и является жизненно важным процессом для ребенка и воспитателя. Сам творческий акт участия в нем - фактор огромного социального значения.

Заложенные в природе танца социально-культурные ориентации позволяют решать такие значимые проблемы в развитии культуры личности воспитателя и ребенка, как здоровье, гармонизация личности, развитие интеллекта. Целенаправленное моделирование занятием игровым танцем способно решать значимые личностные проблемы воспитателей и детей в развитии и формировании общей культуры личности.

Одним из сложных моментов в процессе занятия детей танцами является необходимость разрешения противоречия между досуговым характером занятий в хореографическом кружке, предполагающим отдых, раскрепощение, и созданием художественного продукта, связанным с целенаправленным, зачастую напряженным творческим трудом. В детском хореографическом коллективе эта особенность требует для каждого участника поиска гармонии раскрепощенности, свободы и осознанности, творческой дисциплины. Хореографическая практика, основанная на значительных физических усилиях, может дать ребенку и "нагрузку" и "разрядку", однако, перед руководителями неизбежно встает вопрос об их разумном соотношении. Следовательно, большое значение имеет также подготовка квалифицированных педагогов по хореографии в высших учебных заведениях.

Анализируя широкий спектр литературы и фактологического материала, можно с уверенностью констатировать, что танец играет важную роль в воспитательном процессе, является важным средством формирования эстетического и художественного вкуса детей и подростков.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Ко-Ынджу. Социально-педагогические аспекты формирования мотивации молодежи к занятиям спортивными танцами / Ко-Ынджу., Пономарчук В.А. // Сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 102-106.