ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СПОРТЕ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СПОРТЕ

Румянцева О.М. - соискатель каф. психологии

Идеи самореализации личности разрабатывались представителями гуманистической психологии А.Маслоу, К.Роджерсом, Г.Олпортом, Ш.Бюлером, Э.Фроммом, В.Франклом и др. При имеющихся отличиях, их позиции объединяет то, что они рассматривают человека, по словам К.Роджерса, "не как машину и не как зависимого полностью от бессознательных мотивов, а как личность, полностью создающую себя, осознающую свое назначение в жизни, регулирующую границы своей субъективной свободы". (8, С.228). Гуманистический подход требует анализа и осмысления личности как ценности, ее осознание своей ценности и ценности других людей.

По мысли А.Маслоу, внешние социальные влияния больше препятствуют, чем способствуют самореализации. И лишь в последнее время стало высказываться мнение, что другие люди являются непременным условием самореализации индивида, и что культура может оказывать на человека не только ограничительное, но и позитивное влияние. Условием самореализации является некий конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком, воспринимаемым во всей его целостности (М.Бубер, В.Франкл, М.М.Бахтин). Человек с момента рождения находится в постоянном взаимодействии с миром, в котором находятся потенциальные смыслы его существования, которые он должен открыть, найти для себя. Мир несет в себе как определенную угрозу и опасность, так и позитивные возможности и альтернативы. И здесь содержится момент выбора: пойдет ли человек человеческим путем или нет. (Фромм, 1990)

Методологической основой анализа самореализации в отечественной психологии являются принципы психического развития, сформулированные в культурно-исторической теории происхождения и формирования психики и сознания Л.С.Выготского, системном подходе, психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, концепции личности как активного субъекта жизни и деятельности С.Л.Рубинштейна, К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Анцыферовой и др.

Истинная самореализация не эгоцентрична, она включает в свое определение содействие актуализации других. Мы считаем, что в этом заключается одно из наиболее важных различий между психологическими теориями самоактуализации и пониманием самореализации человека (в отечественной психологии) как опредмечивания его сущностных сил, мотивом которого выступает стремление продолжить свое бытие как личности в других людях, транслируя свою индивидуальность через созидаемые произведения, а также через непосредственно производимые изменения в других людях (деяния). Приобщение человека к общественно значимой деятельности создает реальные возможности для его творческой самореализации

Спортивная деятельность представляет собой один из немногих путей, где человек может проявить свое совершенство, используя физические возможности для достижения определенных результатов. Спорт является великолепной естественной лабораторией человеческих возможностей. Эта деятельность обладает высочайшей мотивацией, четкими критериями оценки результатов, требует высокой активности от человека. Она связана с большим физическим и психическим напряжением, необходимостью преодолевать не только сопротивление сильного соперника, но и собственные слабости. Спорт разносторонне формирует адаптационные возможности человека, включая социальные.

Целью нашей работы является выявление психологических условий формирования личности, способной к самореализации в спорте.

Спортивные результаты высокого уровня связаны с престижностью двигательных способностей в обществе. Он несет прикладную функцию (подготовка человека к другим видам деятельности), выполняет эстетическую функцию (зрелищность спорта), является сферой широких социальных отношений, средством общения и досуга. Все эти сферы связаны с экономикой (спонсорство, реклама, бизнес и т.п.) (Попов, 1998)

Важную роль спорт играет в формировании разнообразных психических качеств и способностей человека, выступая как "школа воли", "школа эмоций", "школа характера", поскольку спортивные состязания и вся спортивная деятельность предъявляют высокие требования к проявлению волевых качеств и к саморегуляции.(12)

Таким образом, в спорте заключены огромные возможности для комплексного гуманистического воздействия на личность. Спорт позволяет сознательно, целенаправленно и весьма эффективно воздействовать на самые разнообразные физические, психические, духовные качества и способности человека.

Для современного спорта важен отказ от концепции "спортсмена-робота" и распространение, не то чтобы совсем нового, но пока явно не преобладающего взгляда на спортсмена как творца и новых рекордов, и своей карьеры в спорте и жизни.

Вследствие этого мы считаем одним из наиболее важных положений для понимания самореализации - это представление о личности как субъекте жизни и деятельности. Субъект - это человек, люди на высшем (для каждого из них) уровня активности, целостности (системности), автономности.

"Человек - сердцевина спорта. Соревнуются между собой не системы подготовки, не технические навыки, не мышцы. Соревнуются живые, мыслящие люди. Каждое соревнование - это столкновение характеров. И чем выше класс спортсмена, тем более явственно проявляются его характер, неповторимый стиль, индивидуальность…Думается, наиболее плодотворное направление практической психологии в спорте - это развитие, раскрепощение психических возможностей человека…", - пишут Цзен Н. В и Ю. В. Пахомов.(19, С.21)

Представляется, что наличие личностной позиции - важнейшая предпосылка успешной деятельности лаборатории человеческих возможностей, условие активности самой личности в освоении движений. Для того чтобы человек стал личностью, он должен выйти из "пространства предметов" в "пространство деятельностей и личностных смыслов".

Личность - это прежде всего субъект деятельности, поэтому с нашей точки зрения нет оснований для рассмотрения движений спортсмена только с операциональной стороны, несмотря на то, что она достигает в спорте весьма высоких уровней совершенства.

Вследствие этого двигательные упражнения должны рассматриваться лишь как материал деятельно-практического диалога тренера и спортсмена и выступать в качестве средств самореализации личности. В этом случае центральное внимание тренера должно быть направлено на развитие личности, как единого социального и природного, духовного и телесного, а не только на формирование организма как систему безличных физиологических и биологических механизмов. Ориентация на человеческую личность как на цель и субъекта деятельности открывает новый ракурс для определения средств и способов спортивной деятельности.

"Соревнование - это всегда шаг в неизвестное. Как бы спортсмен и тренер ни хотели, они не могут предусмотреть и заранее отрепетировать все, что может произойти в краткие мгновения борьбы… Умение выступать на соревнованиях - это умение импровизировать. В незнакомой обстановке действовать мгновенно, по наитию, творить новое… И именно потому, что на соревнованиях спортсмен каждый раз ищет свой путь и каждый раз творит заново, за результаты отвечает не сам тренер, не методика, а он сам…".(Цзен, Пахомов, 1985, С. 12).

В спортивном соревновании как творческом процессе, по мнению В.С.Родиченко, существует два главных аспекта: "создание спортсменом новых спортивных ценностей для самого себя; создание творческих ценностей для получателя спортивной информации - любителя спорта". Так отмечает Д. Д. Донской: "личность со-творяет себя и о-творяет - в моментах выхода за границы себя и своих возможностей, представленности себя в других людях и воспроизводстве другого человека в себе. При этом человек оказывает воздействие на все социокультурное пространство". Творческое отношение к профессиональной деятельности, реализация своей индивидуальности, своих способностей, обеспечивает максимальную полноту личностной самореализации спортсмена, тем самым делая вклад в дальнейшее развитие общества. (12)

Основу развития внутреннего мира человека составляют процессы, связанные, прежде всего с самосознанием личности, как фундаментальным условием творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей. Это - высший (личностный) уровень бытия человека. Жизненная функция самосознания состоит в том, чтобы не просто дать человеку достоверные сведения о себе, а помочь ему выработать позитивную Я-концепцию, которая необходима человеку для реализации своих возможностей, осуществления себя, раскрытие своей индивидуальности. (2, 6)

Поэтому важную роль также играет самооценка спортсменом себя как субъекта спорта, спортивной деятельности, своих спортивных возможностей, своих перспектив в спорте. Адекватная самооценка выступает как условие эффективного развития спортсмена на пути его спортивного совершенствования. При этом необходимо отметить что адекватной самооценкой для спортсмена является самооценка, при которой имеет место некоторое завышение своих возможностей. С ростом мастерства и зрелости у спортсмена появляется стремление к самовоспитанию, тем самым обеспечивая условия, при которых вполне реальна актуализация возможностей человека.

Самореализация неразрывно связана с самоопределением. Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора, то есть к самоопределению. (Митина, 1998). Главной функцией самоопределения считается выбор направленности деятельности, на основе которой осуществляется самореализация.

Самореализация личности в спорте с позиций гуманистической психологии - проявление способности, реальной и потенциальной возможности становления и повышения спортивного мастерства на базе задатков и одаренности с использованием достижений культуры подготовки спортсменов. При этом предполагается, что содержание, средства и методы подготовки сознательно избираются субъектом.

Представляется, что далеко не каждый спортсмен может встать на путь самореализации, однако существуют некоторые предпосылки, условия, которые способствуют этому процессу. По нашему мнению, среди факторов, обуславливающих формирование личности, способной к самореализации, центральное место принадлежит ценностным ориентациям, детерминирующим направление и уровень активности субъекта, становление его личности В связи с этим, важнейшей задачей является изучение роли ценностных ориентаций личности, определение возможности управления деятельностью спортсмена на базе динамики ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации - важнейший компонент структуры личности, однако, анализ целого ряда работ свидетельствует об отсутствии единства в изучении их сущности. Это обусловлено разнообразием исследовательских подходов, а также сложностью самого феномена, его близостью с такими личностными образованиями как установки, мотивы, интересы, отношения и т.д.

Прежде всего, нам импонирует точка зрения тех исследователей, которые видят в ценностных ориентациях содержательную сторону направленности личности и интегрирующий, системообразующий компонент внутренней структуры личности (Ананьев Б.Г., Бобнева М.И., Кузьмина З.В., Круглов Б.С.). Проявляясь в убеждениях, оценках, мотивах и потребностях личности, система ценностных ориентаций выступает "свернутой" программой жизнедеятельности. Сложная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, мировоззрения, идеалов, убеждений, образующая направленность личности, проявляющаяся в отношении к объективной действительности, коллективу и самой себе и реализующаяся в деятельности - "служит психологической базой ценностной ориентации личности" (3, с.249).

Различение социального значения и его личностной значимости для человека объясняет процесс формирования системы ценностей личности. (Леонтьев, 1975). В системе ценностей личности выделяются две группы ценностей: признаваемые личностью, то есть человек осознает их существование в обществе, но к реализации их на практике не стремится, и усвоенные ценности. Эти ценности характеризуются единством значения и личностного смысла. Глубоко усвоенные ценности соотносятся с наиболее важными и актуальными потребностями личности. Ориентация на реализацию этих ценностей поддерживается не только пониманием их важности, но и положительным эмоциональным переживанием.

Ценностные ориентации занимают высший ряд в диспозиционной системе спортсмена, они играют решающую роль в регуляции деятельности и поведения, подчиняя себе действие других уровней диспозиционной системы личности. Являясь центральным личностным образованием, выполняющим регулятивные функции в становлении мотивационной, волевой, эмоциональной сферы субъекта, готовности личности к преодолению трудностей, в том числе и в экстремальных условиях ответственных соревнований. Ценностные ориентации - это уровень, определяющий смысл жизни спортсмена. Формирование и динамика ценностных ориентаций спортсмена придают смысл и особое значение целям, задают ракурс видения деятельности (действий, операций) и самого себя в процессе осуществления.

Под ценностями спортивной деятельности мы понимаем те ее особенности, которые позволяют человеку удовлетворять свои материальные, духовные и общественные потребности, служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей.

С учетом специфики нашего исследования представляется целесообразным разделение ценностей на три группы: ценности-мотивы, ценности-цели и ценности-условия.

Ценности-мотивы спортсмен заимствует в самой спортивной деятельности и эти ценности сформированы всей предысторией современного спортивного движения.

Ценности-цели порождаются спецификой собственных целеполагающих действий спортсмена, служат тем образцом, при соотнесении с которым спортсмен оценивает свою деятельность и при соотнесении с которым можно оценивать деятельность самого спортсмена, то есть изучать его направленность.

Наконец, ценности-условия предполагают учет специфики регламентации операций. В любом виде деятельности всегда присутствует значительная доля зависимости ее успешного осуществления от условий, которые либо существуют как данность (не подконтрольны субъекту), либо для обеспечения адекватности навыков требуют высокого автоматизма (умственных, сенсорных, психомоторных). Спортсмены как правило действуют в жестких рамках дефицита времени, сложных правил, проявления высочайшего автоматизма, высокой опасности получения травм и других многочисленных факторов. А.Л. Попов (1998) относит к такого рода условиям особенности среды, погоды, правил соревнований, задатки и одаренность, опыт, статус и престиж, формы контроля, наличие специализированного восприятия (чувство воды, дистанции, мяча, партнера и др.). Именно динамика ценностей-условий поглощает основную массу времени и сил спортсмена, когда в процессе спортивной тренировки и соревнований спортсмен тысячекратно оттачивает соответствие собственных движений всем многочисленным ценностям техники и тактики избранного вида спорта, наработанным поколениями, добиваясь технического совершенства, мастерства, эстетичности и других ценностей, которые служат условиями реализации целей и мотивов, без которых здание спортивного мастерства практически немыслимо.

Методы и методики исследования.

В основе нашей программы исследования лежит идея развития активности и самостоятельности учащихся; постановка студента в позицию активного субъекта собственной деятельности и развитие у него способности к самоуправлению и самореализации. Вследствие этого основное внимание мы уделяем развивающим методам (социально-психологический тренинг, ролевые и деловые игры, проблемные методы).

В работе используются: анализ литературных данных, наблюдение, формирующий эксперимент, анкетирование, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок.

Основными методиками являются: самоактуализационный тест (САТ) и методика М. Рокича в двух вариантах: классическом варианте (для исследования ценностных ориентаций в жизни) и модифицированном нами с учетом специфики контингента исследуемых (для изучения специфики ценностных ориентаций в спорте).

Наша задача заключалась в актуализации ценностей, мотивов, детерминирующих гуманистический характер спортивной деятельности, выведения их на уровень осознания и понимания, а также перевод в реально действующие ценности и мотивы. Важно также помочь спортсмену выработать навыки самопознания, эмоционального контакта, диалогического взаимодействия, личностного самораскрытия.

Были получены данные о процессе самореализации в спорте как модели деятельности, требующей высокой и высочайшей мотивации и активности. Показана значимость ценностной ориентации спортсмена в становлении и динамике самореализации и спортивной карьеры, а также системообразующая роль этой ориентации.

Исследована специфика процесса самореализации в спорте. Выявлена динамика ценностных ориентаций как основного условия способности личности к самореализации.

Результаты работы могут быть использованы при диагностике и коррекции ценностных ориентаций спортсменов. На основе анализа полученных данных сформулированы практические рекомендации, которые могут быть использованы для совершенствования психологической подготовки спортсменов. Данные, полученные в работе, могут быть включены в содержание спецкурсов по психологии спорта и общей психологии.

Литература.

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.,1980

2. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. - М., 1986. - 422с.

3. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М, 1989.

4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ, 1985. - 166с.

5. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984.

6. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.- 335с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.-

8. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Изд-во Евразия, 1997. - 430 с.

9. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998. - 200с.

10. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М., 1992. - 224с.

11. Попов А.Л. Спортивная психология. - М.: Флинта,1998.

12. Спорт, духовные ценности, культура. // Юб. изд., посвящ. 80-ю РГАФК. Сборник. - М.: Изд-во Спарт, 1997.

13. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. Санкт-Петербург.: Центр карьеры, 1999. - 368с.

14. Столяров В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект// Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7. - С.1-5.

15. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - Москва - Воронеж, 1996. - 512с.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс,1990. - 368с.

17. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990. - 336с.

18. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1986.

19. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. - М.: ФиС, 1985. - 160с.

20. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.,1979.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Румянцева, О.М. Ценностные ориентации как условие самореализации личности в спорте // Сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 127-136.