ПРОБЛЕМА ОТБОРА ПРЫГУНОВ В ВОДУ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

ПРОБЛЕМА ОТБОРА ПРЫГУНОВ В ВОДУ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Распопова Е.А., кафедра плавания

Подготовка спортсменов высокого класса процесс длительный и сложный. За долгие годы работы со своими учениками от начальной подготовки до высшего спортивного мастерства тренеры часто не правильно оценивают уровень перспективности своих учеников. Иногда завышая, а иногда занижая его. Тренировочный процесс, безусловно, в высочайшей степени определяет уровень спортивных достижений, однако, следует не забывать, что этот уровень во многом лимитируется уровнем способностей данного спортсмена. К сожалению, с одного взгляда определить уровень способностей и дать абсолютно точный прогноз перспективности спортсмена невозможно. Способности каждого спортсмена проявляются только в процессе работы (обучения и тренировки), поэтому необходимы длительные наблюдения за динамикой развития организма и ростом спортивных достижений спортсменов. Контроль динамики спортивных результатов и раннее выявление недостатков, влияющих на результативность в данном виде спорта, является актуальным вопросом теории и методики подготовки спортсменов.

Вопросы контроля и отбора тесно связаны между собой. Именно на основе данных контроля состояния спортсменов в различные возрастные периоды и возможно наиболее правильно определять перспективность юных спортсменов для дальнейшей специализированной подготовки.

Для проведения правильного отбора на каждом из этапов подготовки необходимо знать основные положения, на которые опирается система отбора:

1. Каким требованиям должен соответствовать спортсмен экстракласса, т.е. модельные характеристики прыгунов в воду высокого класса.

2. Основы прогнозирования. Какие качества стабильны в своем развитии, а какие изменяются под влиянием тренировки?

3. Биологические законы развития детского организма.

4. Сенситивные (наиболее благоприятные) периоды развития двигатель-ных и психических качеств.

5. Законы формирования спортивной формы прыгунов в воду.

6. Критерии отбора спортсменов на разных этапах спортивной подго-товки.

7. Методики определения уровней развития различных сторон подготов-ленности спортсменов.

Поэтому, говоря об отборе в процессе многолетней подготовки, мы по существу говорим о контроле прогностически значимых показателей различных сторон подготовленности спортсменов и их нормативах в различные возрастные периоды.

Основными задачами настоящего исследования стали:

1. Разработка системы отбора прыгунов в воду в процессе многолетней подготовки.

2. Построение модели спортивной деятельности прыгунов в воду высокого класса.

3. Разработка нормативных требований физического развития, физической подготовленности и спортивно-технической подготовленности прыгунов в воду и оценка перспективности занимающихся прыжками в воду на различных этапах подготовки.

Нами были проведены многолетние наблюдения за прыгунами в воду различных возрастных групп от начальной подготовки до высшего спортивного мастерства. В число исследуемых параметров вошли: морфофункциональные особенности, показатели физического развития и физической подготовленности, показатели спортивно-технического мастерства. В группу наблюдаемых вошли сильнейшие спортсмены страны, что позволяет говорить о высокой достоверности полученных результатов.

В соответствии с этапами подготовки прыгунов в воду процесс отбора условно можно разделить на две стадии (табл.1). Первая стадия включает в себя мероприятия, направленные на отбор детей и подростков для занятий прыжками в воду и выявление наиболее способных для дальнейшего совершенствования в данном виде спорта (отбор в спортивные школы, центры олимпийской подготовки). Первую стадию отбора условно делят на два этапа: первый этап отбора (первичный отбор) проводится при наборе занимающихся в группы предварительной подготовки; второй этап - перспективный, предусматривает отбор и ориентацию наиболее способных юных спортсменов для углубленной специализированной подготовки. На втором этапе осуществляется углубленная проверка соответствия уже отобранных детей требованиям данного вида спорта.

Таблица 1

Определение спортивной пригодности прыгунов в воду в процессе многолетней подготовки

Этапы спортивной подготовки

Стадии Отбора

Этапы отбора

Пол

Возраст, лет

Спорт. разряд

Предварительной подготовки и начальной спортивной специализации

Первая

Первичный отбор

мальчики

девочки

7-8

7-8

б/р

б/р

Углубленной спортивной подготовки

Первая

Первичный отбор

мальчики

девочки

10-11

10-11

II р.

II р.

Спортивного совершенствования

Вторая

Предолимпийский отбор мальчики

девочки

с 12

с 12

I р.

I р. - кмс

Высшего спортивного мастерства

Вторая

Олимпийский отбор

мальчики

девочки

с 16

с 15

мс

мс

Вторая стадия отбора также состоит из двух этапов. Первый этап (предолимпийский) направлен на комплектование резерва для сборных юношеских и молодежных команд, а второй - олимпийский - предполагает отбор и комплектование сборной команды страны для участия в крупнейших международных соревнованиях.

Модель прыгуна в воду. Для проведения правильного отбора спортсменов для занятий прыжками в воду нужно знать, наличие каких способностей определяет возможность достижения высоких спортивных результатов, т. е. какими качествами должен обладать спортсмен экстракласса.

Для этого на основании проведенных комплексных исследований были выявлены показатели, которым соответствуют прыгуны в воду экстракласса. Уровни развития комплекса качеств сильнейших прыгунов в воду составляют модель прыгуна в воду. Модель отражает современное состояние подготовленности спортсменов-прыгунов в воду высокого класса, которое сформировано современными средствами подготовки, обучения, воспитания и тренировки.

Структура модели. Модель прыгуна в воду, как и модель спортсмена любого другого вида спорта, может быть представлена в виде схемы (рис.1), где основная цель - спортивный результат - определяется тремя уровнями модели, в основание модели ( III уровень) положены наиболее стабильные в своем развитии показатели, на которые необходимо ориентироваться уже на первых этапах отбора, по мере приближения к вершине модели стабильность показателей снижается, а значение показателей, сформированных в процессе подготовки, для достижения высоких результатов в процессе соревнований возрастает.

СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

I. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(сложность, стабильность и надежность исполнения прыжков на соревнованиях)

II. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
(уровень физической, технической, функциональной и психической подготовленности)

III. ОСОБЕННОСТИ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Рис.1. Схема модели прыгуна в воду высокого класса

Первый уровень - соревновательная деятельность, которая включают такие показатели, как сложность прыжков программы (сумма коэффициентов трудности), качество исполнения прыжков (средняя оценка за исполнение прыжков), стабильность и надежность исполнения прыжков в цикле соревнований, а также владение такими элементами техники, как "погашенный" вход в воду, и особенности личности спортсмена.

Второй уровень - специальная подготовленность. Естественно, что соревновательной деятельности предшествует большая и напряженная тренировочная работа, в процессе которой для достижения высокого спортивного результата спортсмен должен развить комплекс физических, волевых и психофизиологических качеств.

Третий уровень - функциональные возможности организма спортсмена. Обязательным условием возможности достижения высоких спортивных результатов являются особенности физического развития и телосложения прыгунов в воду - форма тела и его частей, тотальные размеры и пропорции, темпы биологического созревания, паспортный и биологический возраст спортсмена.

Проведенные исследования позволили определить морфофункциональные особенности прыгунов в воду высокого класса (таблица 1).

Таблица 2.

Морфофункциональные особенности прыгунов в воду высокого класса

Параметры

Рост (см)

Вес (кг)

Окружность грудной клетки (см)

Мужчины

X ±

167,52 ± 5,96

63,96 ± 5,4

91,9 ± 3,96

Max -min

182,4 - 162,2

56,2 - 82,0

 

Женщины

X ±

158,2 ± 4,2

53,65 ± 4,9

84,3 ± 4,2

Max -min

170,0 -148,8

67,2 - 45,0

95,2 - 77,0

В табл. 2 приведены данные тотальных размеров тела юных прыгунов в воду 7-13 лет, на которые можно ориентироваться при отборе занимающихся о на первых трех этапах и контролировать развитие юного спортсмена в процессе многолетней подготовки.

Таблица 3.

Показатели физического развития прыгунов в воду 7-13 лет

Возраст (лет)

Рост (см)

Вес (кг)

Окружность грудной клетки (см)

МАЛЬЧИКИ

7 121,0 ± 4,3 22,0 ± 3,1 60,1 ± 3,0
8 124,1 ± 5,4 24,0 ± 3,0 62,3 ± 3,1
9 127,0 ± 5,2 26,8 ± 3,0 63,3 ± 3,3
10 131,1 ± 5,3 28,8 ± 3,0 66,0 ± 3,6
11 136,2 ± 4,0 31,5 ± 2,6 68,7 ± 2,9
12 141,7 ± 4,7 35,5 ± 4,3 71,7 ± 3,7
13 146,2 ± 7,0 39,5 ± 6,1 74,7 ± 5,5
ДЕВОЧКИ
7 120,0 ± 4,0 21,5 ± 2,0 59,3 ± 3,1
8 123,3 ± 5,0 23,0 ± 2,1 60,4 ± 3,1
9 126,3 ± 5,0 24,7 ± 2,7 62,8 ± 3,2
10 132,7 ± 4,5 28,1 ± 2,5 65,3 ± 3,1
11 138,5 ± 4,9 30,7 ± 3,3 67,1 ± 3,7
12 141,8 ± 3,3 31,3 ± 7,0 69,9 ± 3,1
13 147,2 ± 3,9 37,2 ± 2,8 73,0 ± 3,6

Изучение физической подготовленности прыгунов в воду высокого класса показало, что для выполнения прыжков наивысшей сложности, спортсмены должны обладать:

1. Высоким уровнем развития скоростно-силовых качеств, в том числе прыгучестью.

2. Высоким уровнем развития силы (без большого увеличения мышечной массы).

3. Отличной подвижностью в суставах (гибкостью).

4. Великолепной ориентировкой в пространстве.

5. Высокой точностью дифференцирования пространственных и временных параметров движения.

Для контроля физической подготовленности разработана система тестов, позволяющая контролировать динамику роста физической подготовленности и отбирать наиболее сильных юных прыгунов в воду для специализированной подготовки

Поскольку показатели физической подготовленности в большой степени определяют способность к обучаемости прыжкам в воду, т.е. возможность освоения сложных прыжков программы, разработаны нормативные требования к уровню спортивно-технической подготовленности спортсменов на различных этапах подготовки.

Кроме того, определены наиболее важные особенности личности прыгунов в воду, это: потребность в достижениях и общении, направленность личности, тревожность, самооценка и особенности психических процессов, таких, как точность и тонкость восприятия времени пространства, время сосредоточения внимания, точность идеомоторных представлений, способность к мобилизации в экстремальных условиях соревнований.

Имея данные об особенностях развития личности спортсмена и, сопоставляя эти данные с динамикой спортивных достижений спортсменов возможно более точно и оправдано проводить отбор, как для специализированной подготовки, так и для участия в крупнейших соревнованиях.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Распопова, Е.А. Проблема отбора прыгунов в воду в процессе многолетней подготовки // Сб. тр. учен. РГАФК. - М., 2000. - С. 68-74.