МАРКЕТИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ ПО ПРЫЖКАМ В ВОДУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ

МАРКЕТИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ ПО ПРЫЖКАМ В ВОДУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ

Распопова Е.А. (РГАФК, каф.плавания),
Степанова О.Н. (МПГУ, каф. основ ФК и спорта)

Развитие рыночной экономики в Российской Федерации привело к образованию рыночного сектора в сфере физической культуры и спорта. Одним из результатов данного процесса явилось создание платных спортивно-оздоровительных групп по прыжкам в воду для подростков 12-17 лет.

Как известно, чтобы такие группы были прибыльными, необходимо таким образом построить их деятельность, чтобы она в максимальной степени соответствовала запросам и требованиям клиентов. Исходя из этого, одной из важнейших задач маркетинга является изучение требований потребителей, предъявляемых ими к качеству предлагаемых им услуг.

Исследование должно привести к решению проблемы совершенствования деятельности коммерческих групп по прыжкам в воду для подростков, повышения качества учебного процесса, что приведет к нулевой утечке клиентов, будет способствовать привлечению новых потребителей и, как результат, - приведет к увеличению продаж и прибыли.

Исследования проводились как первичные маркетинговые операции в декабре 1999 г. на контингенте подростков 12-17 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах по прыжкам в воду на базах спортивных комплексов "Олимпийский" и "Олимпийская деревня-80". Всего было опрошено 58 человек.

Задача исследования заключалась в том, чтобы дать оценку положительным и отрицательным сторонам спортивно-педагогических услуг по прыжкам в воду. Для изучения данного вопроса респондентам было предложено привести все возможные положительные и отрицательные факторы занятий и оценить их по 5-бальной шкале важности.

Всего было приведено 46 положительных и 40 отрицательных факторов.

Анализ полученных данных показал, что вся совокупность факторов (как позитивных, так и негативных) может быть условно классифицирована по семи позициям, три из которых представляют собой ключевые критерии воспринимаемого качества конечной спортивной услуги и четыре - критерии процесса ее предоставления (табл. 1).

При этом каждая позиция представлена множеством показателей.

В настоящей работе представлен фрагмент исследования, посвященный анализу 33-х показателей качества процесса предоставления педагогических услуг по прыжкам в воду; результаты исследования 53-х параметров качества конечной услуги по данному виду спорта будут рассмотрены нами в последующих публикациях.

В результате анкетирования было выявлено 10 показателей, отражающих качество процесса занятий по прыжкам в воду (из них 2 положительного и 8 отрицательного плана).

Таблица 1

Параметры качества спортивно-педагогических услуг по прыжкам в воду

Параметры качества конечной
услуги (результат обслуживания)

Параметры качества процесса
предоставления услуги

1. Доступность услуги 1. Качество занятий (уроков)
2. Безопасность потребления услуги 2. Возможность получения сопутствующих услуг
3. Репутация вида спорта и предприятия по оказанию услуги 3. Факторы физической обстановки
4. Компетентность и обходительность тренеров и персонала спортивной базы

Положительные показатели таковы:

1) разнообразие и нестандартность выполняемых упражнений;

2) наличие в занятиях "развлекательной" части, включающей в себя элементы игр и соревнований, упражнений из других видов спорта (плавания, акробатики, гимнастики, прыжков на батуте и др.).

В качестве показателей, снижающих качество проведения урока, занимающиеся обозначили следующие моменты:

1) тренировочные упражнения слишком однообразны;

2) тренировочные нагрузки слишком высоки и вызывают переутомление;

3) слишком высокая координационная сложность упражнений;

4) времени пребывания на воде недостаточно;

5) слишком мало времени отводится свободным прыжкам на батуте, в воду, свободному плаванию;

6) тренеры мало или редко применяют на занятиях упражнения из других видов спорта (водного поло, плавания, синхронных прыжков в воду и др.);

7) тренеры мало или редко применяют на занятиях элементы игр и соревнований;

8) практически отсутствует возможность общения на занятиях.

К показателям, отражающим возможность получения сопутствующих услуг, респонденты отнесли 5 факторов положительного плана:

1) возможность получения сопутствующих услуг (посещение сауны, ванны с горячей водой, "каскада" и др.);

2) наличие спортивных сооружений и залов для занятий другими видами спорта (теннисных кортов, тренажерных залов, залов для занятий аэробикой, бильярдом и др.);

3) наличие точек торговли предметами спортивной экипировки, инвентаря, питания;

4) возможность перекусить после занятий в кафетерии, столовой и т.п.;

5) наличие действующих специальных служб: оказания медицинской помощи, спасения утопающих и пострадавших на воде.

Установлен 1 отрицательный фактор: недостаточно развита индустрия разaлечений: в бассейнах нет аттракционов и развлекательных программ (праздники на воде, катание с горок и виражей различной конфигурации и др.).

В результате анкетирования выявлено 11 показателей, отражающих факторы физической обстановки занятий прыжками в воду. В числе положительных факторов респондентами перечислены:

1) чистота, контроль за качества воды, хорошее оформление интерьера помещений, удобные раздевалки и души;

2) наличие специального оборудования и инвентаря (различные лонжи, воздушная подушка, вышки, трамплины и др.);

3) наличие развлекательных сооружений (горки, виражи и др.);

4) наличие мелких бассейнов - "лягушатников";

5) имеется вышка, оборудованная лифтом.

Оценивая качество физической обстановки, опрошенные указали на такие отрицательные моменты, как:

1) ванна бассейна для прыгунов в воду обычно переполнена;

2) слабый контроль за чистотой в самом бассейне, холлах, раздевалках и душах;

3) плохо оформлен интерьер помещений; раздевалки и души неудобные и тесные;

4) специальное оборудование и инвентарь (лонжи, воздушная подушка и др.) либо плохого качества, либо отсутствуют вообще;

5) есть вероятность получения бытовых травм вследствие неисправности оборудования и предметов обстановки (скользкие спуски и пол в бассейне, острые края кафельной плитки и др.);

6) отсутствует душ, теплая ванна рядом с бассейном (под трамплинами и вышками).

Анкетирование занимающихся позволило установить 6 показателей (1 положительного и 5 отрицательного плана), отражающих компетентность и обходительность тренеров и персонала спортивной базы по прыжкам в воду.

В качестве положительного момента респонденты указали, что компетентность и обходительность тренеров-преподавателей и персонала бассейна является важным показателем качества процесса предоставления педагогических услуг по прыжкам в воду.

К отрицательным факторам подростки отнесли:

1) недостаточную профессионально-педагогическую компетентность тренера;

2) грубость тренера, неуважение к занимающимся;

3) низкую доходчивость объяснений и оценок тренера;

4) отсутствие индивидуального подхода к ученикам;

5) грубость, бестактность персонала, неуважение к посетителям.

Перечисленные показатели были оценены респондентами по 5-бальной шкале важности (1 балл соответствует оценке "совсем не важно", 2 балла - "не очень важно", 3 - "не могу сказать", 4 - "очень важно", 5 - "исключительно важно") и подвергнуты статистической обработке методом средних величин.

В результате такой обработки установлено, что наиболее значимыми для опрошенных (Х превышает 4 балла) показателями качества процесса предоставления педагогических услуг по прыжкам в воду являются:

а) разнообразие и нестандартность выполняемых упражнений;

б) наличие на занятиях развлекательной части, включающей в себя проведение игр, соревнований, упражнений из других видов спорта;

в) наличие, ассортимент и качество специальных (развлекательных и спортивных) сооружений, оборудования и инвентаря;

г) наличие спортивных сооружений и залов для занятий другими видами спорта;

д) контроль за чистотой и оформлением помещений спортивной базы;

е) наличие точек торговли предметами спортивной экипировки, инвентаря, питания;

ж) компетентность и обходительность тренеров-преподавателей и персонала бассейна.

Выявлено, что для подростков абсолютно не важны (Х меньше 2 баллов) такие характеристики рассматриваемых услуг, как:

а) возможность посещения сауны, ванны с горячей водой, "каскада" и т.п.;

б) возможность перекусить после занятий в кафетерии;

в) отсутствие в бассейне аттракционов (горки, виражи, волны и т.п.).

Степень важности для занимающихся остальных показателей можно оценить как нейтральную (Х в пределах 2,5 - 3,5 баллов).

Для всех переменных величины ошибок среднего m значительно меньше показателей среднего арифметического Х и стандартного отклонения б, что косвенно свидетельствует о репрезентативности выборки.

Полученные данные были проверены на соответствие закону нормального распределения по коэффициентам асимметрии (Аs) и эксцесса (Еs). Анализ величин Аs и Еs показал, что подавляющее большинство показателей рассеяно в соответствии с кривой Гаусса (во всех случаях р<0,01). Это означает, что мнение респондентов по этим пунктам является типичным и характерным для всей генеральной совокупности подростков, занимающихся прыжками в воду на коммерческой основе.

У четырех показателей (слишком высокая координационная сложность упражнений; отсутствие душа, теплой ванны рядом с бассейном (под трамплинами и вышками); низкая доходчивость объяснений и оценок тренера; отсутствие индивидуального подхода к ученикам) имеет место значимый отрицательный эксцесс (-1,388; -1,264; -1,412 и -1,460 соответственно). Это, во-первых, указывает на то, что рассеивание данных показателей отклоняется от кривой нормального распределения, и, во-вторых, является свидетельством наличия двух типологических групп занимающихся, имеющих полярные точки зрения относительно значимости перечисленных факторов.

На основании полученных данных был сформулирован ряд практических рекомендаций по совершенствованию процесса предоставления педагогических услуг по прыжкам в воду. Ниже приведены основные положения данных рекомендаций.

При организации коммерческой спортивно-оздоровительной работы с подростками по прыжкам в воду, а так же при организации предприятий, оказывающих педагогические услуги по данной дисциплине, рекомендуется:

а) открывать секции и группы по прыжкам в воду на базе крупных многопрофильных структур, культивирующих не один, а одновременно несколько видов спорта (спортивных центров, комплексов, аквадромов и т.п.);

б) особое внимание уделять наличию, ассортименту и качеству специальных (развлекательных и спортивных) сооружений, оборудования и инвентаря, а также контролю за чистотой и оформлением помещений спортивной базы;

в) содействовать открытию точек торговли предметами спортивной экипировки, инвентаря, питания;

г) обязательно иметь в бассейне службу медицинской помощи;

д) своевременно осуществлять внутренний маркетинг спортивной базы (анализ качества работы тренеров-преподавателей и персонала, проведение мероприятий по обучению и эффективной мотивации сотрудников);

е) целенаправленно планировать и проводить рекламную и пропагандистскую кампанию, направленную на контингент подростков и молодежи;

ж) вводить в занятия (одну или несколько) специальных развлекательных частей (или вкраплений) урока, включающих в себя игры, элементы соревнований, упражнения из других видов спорта (плавания, гимнастики, акробатики, прыжков на батуте, водного поло, синхронных прыжков в воду и т.п.);

з) чаще применять в рамках учебного процесса упражнения из других (в том числе, не родственных прыжкам в воду) видов спорта, задействуя при этом спортивные сооружения и залы для занятий этими дисциплинами;

и) особое внимание уделять разнообразию прыжков в воду, выполняя их синхронно двумя или более участниками, из нестандартных исходных положений, снарядов различной высоты и т.п.

Мы полагаем, что внедрение данных рекомендаций вкупе с квалифицированно организованными внутренним маркетингом, рекламой и пропагандой педагогических услуг по прыжкам в воду, привлечет к занятиям этим видом спорта новых потребителей, что, во-первых, будет способствовать развитию массовых физической культуры и спорта и, во-вторых, приведет к развитию прибыльной сферы деятельности


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Распопова, Е.А. Маркетинговые операции по оценке показателей качества процесса предоставления педагогических услуг по прыжкам в воду для школьников-подростков / Распопова Е.А., Степанова О.Н. // Сб. тр. учен. РГАФК. - М., 2000. - С. 115-121.