ВОПРОСЫ РАЦИОНАЛЬНОСТИ СОЧЕТАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ И УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ

ВОПРОСЫ РАЦИОНАЛЬНОСТИ СОЧЕТАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ И УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ

Тимошкин В.Н., доц. каф. ЕНД и ИТ

Эффективность учебного процесса в физкультурном вузе определяется многими факторами в том числе и рациональностью сочетания объемов и распределения по времени тренировочных физических и учебных интеллектуальных нагрузок студентов-спортсменов.

На кафедре Естественнонаучных дисциплин и информационных технологий в рамках НИР РГАФК ведется научная работа, нацеленная на изучение влияния профессиональной (учебной) ориентации студентов на развитие мотиваций и эффективность занятий спортом.

Была поставлена задача изучить мотивы и факторы, возникающие при совмещении интеллектуальной и физической образовательной деятельности студентов-спортсменов и с их учетом сформировать рекомендации учебно-спортивного режима деятельности для студентов различной профессиональной спортивной направленности..

Вторая задача исследования - формирование рекомендаций по повышению мотивации к учебным теоретическим занятиям и определение какими средствами этого можно достичь.

Показателем правильности разработанных рекомендаций должна стать успешность процесса развития или поддержание уровня спортивного мастерства в рамках программ подготовки спортсменов и их академическая успеваемость.

Обучение в физкультурных вузах отличается от обучения в гуманитарных или технических вузах существенной особенностью - обучение имеет выраженный профессионально-прикладной характер, связанный, как правило, с развития физических качеств самой обучающейся личности.

Сложность и даже проблемность исследования заключается в кажущемся неразрешимом противоречии возможности быстрого и эффективного переключения режима работы организма студента-спортсмена с процесса высоких энергетических затрат спортивной физической деятельности на интенсивные и продолжительные интеллектуальные учебные нагрузки.

Физическая деятельность для спортсменов является профессионально ориентированной и приоритетной. Проведенные нами непрерывные и длительные исследования физической активности студентов-спортсменов МГУ в период 1980-1990 годов показали , что изначально студенты-спортсмены обладали потребностью в реализации своей повышенной мышечной активности и искали или создавали ситуацию, дававшую выход их мышечной энергетики.

Поэтому в начале настоящего исследования была принята гипотеза, полагавшая, что мотивацию спортсменов к выполнению интеллектуальных нагрузок, можно развить, как средство способствующее увеличению эффективности физической, то есть мышечной деятельности.

Педагогическая и социальная проблема для спортсмена и для системы образования физкультурных вузов заключается в обосновании рациональных сочетаний режимов физической и интеллектуальной нагрузок без ущерба для физического и психического здоровья.

Чем больше мотивирована деятельность, тем больше ей уделяется внимания и времени. Поэтому, как одна из первых, ставилась задача выяснения распределений средне недельных бюджетов времени студентов-спортсменов различных уровней спортивного мастерства.

Тенденция перевода в ряде случаев спортивной деятельности на коммерческие основы соревнований или выступлений послужила дополнительным стимулом для развития спортивных достижений, то есть создался социальный заказ на необходимость осмысления физического действия в спорте и следовательно активизировалась мотивация студентов-спортсменов к занятиям интеллектуальной деятельностью - например, к теоретическим основам естественных наук..

Исследование должно было подтвердить или опровергнуть эти предположения.

На первом этапе исследования в период 1997-2000 годов, с целью предварительного анализа состояния вопроса в Государственной российской академии физической культуры, была разработана анкета количественной статистической оценки объемов затрат времени студентами первого курса 18 спортивных специализаций на спортивную и учебную деятельность и осуществлено пилотажное анкетирование среди более чем 300 студентов дневного отделения.

Анкета индивидуально и анонимно заполнялась студентами в конце семестра после сдачи сессии,. Анкета содержала 17 вопросов.

Анализ анкеты предполагал изучить :

1-Связь распределения бюджета недельного времени на физическую и учебную подготовку с уровнями спортивного мастерства, а также влияние этих распределений на успешность обучения.

2- Объем затрат времени студентов на подработку денег и влияние этого фактора на посещаемость вуза и материальную обеспеченность студента, а так же связь материальной обеспеченности студентов с уровнем спортивного мастерства.

3- Осознанность (уверенность) студентов в правильности выбора профессиональной ориентации, как основы для развития мотиваций.

4- Отношение студентов к новым методикам обучения и теоретическим курсам в целом.

Наличие документального учета посещения студентами учебных занятий давало возможность оценить корреляцию успешности обучения с процентом пропущенных занятий.

Анализ анкетных данных проводился по двум направлениям:

1- по статистическим количественным показателям, связанными с временными затратами на различные виды деятельности и

2- по качественным субъективным оценкам студентами различных видов их деятельности.

Показатели сопоставлялись для различных полов и различных уровней спортивного мастерства. Так анкетирование 1998 года охватывало все спортивные квалификации. В анкетировании 1999-2000 годов мужчины были представлены кандидатами мастеров спорта и спортсменами первого разряда, а женщины - мастерами спорта международного класса, МС, КМС, 1СР, 2СР.

Результаты исследования

1.Выявлена тенденция снижения временных объемов тренировок вне программы вуза от высших спортивных разрядов к низшим. Например, от 13,5 часов в неделю у МСМК, 12,6 часов у МС, 5,6 часов у КМС, и 2 часов у спортсменов 1-го и 2-го СР. ( Табл. 1).

Таблица 1

Спорт раз/Вид затрат

МСМК

МС

КМС

1 сп.р.

2 сп.р.

Тренировки (часов в неделю)

13,5

12,5

5,6

2

2

Самоподготовка ( часов в неделю)

13

14,6

12,4

17

10

Пропущено дней за семестр

14

3,9

10,5

0

0

Процент подрабатывающих

50

18

40

38

33

Рост тренировочных нагрузок приводит к вынужденным пропускам (Табл. 1, третья строка) аудиторных занятий в вузе, что снижает академическую успеваемость студентов. Это объясняется тем, что спортсмены высоких разрядов достаточно много пропускают занятия, участвуя в соревнованиях и спортивных сборах..

Число пропусков аудиторных занятий наименьшее у спортсменов 1 и 2 разрядов - они нацелены на учебную деятельность. Однако у них и меньшее время самоподготовки и отмечалась пониженная обучаемость. Характерно, что студенты затрачивают в среднем на самоподготовку по физике, например, 2,74 ± 0,97 часа в неделю, а студентки 3,13 ± 1,01 часа. Не выявлена зависимость объема самостоятельных занятий от спортивного разряда. (Табл. 1 , третья строка).

При условии самостоятельных занятий учебными дисциплинами в объеме не менее 2 часов ежедневно и высокой - свыше 75% посещаемости аудиторных занятий образуется высокая вероятность успешности сдачи сессии с коэффициентом корреляции на уровне +0,806. Меньше этого процента посещений положительная корреляция резко снижается до +0,148. Документальные данные журналов посещаемости аудиторных занятий студентами позволили определить критический процент пропущенных занятий, при котором создается высокая отрицательная корреляция не сдать сессию.(> 50%).

Таблица 2

Процент посещения аудиторных занятий Корреляция с успешной сдачей сессии
100% - 80% + 0,806
75 % - 50% + 0,148
менее 50 % - 0, 758

2. Имеющаяся статистика с 1986 года отмечает тенденция увеличения процента подрабатывающих студентов: с 10% в 1986 году на 3 курсе до 32 % в 1999 году на 1 курсе, что конечно, отвлекает студентов от учебной деятельности и является дополнительной нагрузкой.

В процессе анкетирования была изучена материальная обеспеченность студентов. Было выявлено значительное ее различие среди студентов. Размах среднемесячного обеспечение студентов составляет от 200 до 9000 рублей (Табл. 3). что позволяет судить хотя бы об уровне достаточности энергетики их питания.

Таблица 3

Сумма

9000-3000 руб.

3000-2000 руб.

2000-1500 руб.

1500-1000 руб.

1000--600 руб.

600--250 руб.

Менее 250 руб.

Уровень

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Очень низкий

Крайне низкий

Процент студен-тов

 

5%

 

2 %

 

3%

 

7%

 

16%

 

39%

 

28%

Характерно, что среднемесячные затраты студенток составляют 1239 рублей, а студентов 778 рублей. В тоже время 67% студентов располагают денежными средствами менее 600 рублей на месяц, из них 28% располагают менее 250 рублями на месяц.

3. Формированию мотивов к той или иной деятельности способствует наличие целеустремленности личности к той или иной деятельности. Были протестированы самооценки студентами своей деятельности.

В таблице 4 отражены эти субъективные оценки по 100 бальной шкале.

Таблица 4

Объекты оценок

МСМК

МС

КМС

1Сп.р.

2 Сп.р.

1 Спортивная деятельность в будущем

100

100

91

68

66

2 Уверенность в правильности выбора специализации ВУЗа

100

100

91

87

100

3 Общая удовлетворенность своей деятельностью

90

75

81

69

80

Данные таблицы 4 показывают завышенный оптимизм студентов относительно успешности своей деятельности ( норма 65%) , высокую целеустремленность к конечной цели - выбора спортивной профессиональной ориентации. Эта уверенность снижается с понижением спортивного разряда .

4. Существование такой реальности, как отсутствие студентов на учебных занятиях по различным уважительным причинам, в том числе и участие в соревнованиях и на сборах, заставляет задуматься над расширением форм очного обучения с акцентом на увеличения доли самостоятельных занятий с методической литературой и использованием информационных компьютерных технологий.

Например, компьютерного мониторинга контроля и закрепления знаний, а также введение форм промежуточных зачетов по основным темам теоретического курса, что позволяет увеличить время общения преподавателя со студентами и своевременно сократить вероятность формирования неправильных понятий.

С целью развития этого направления системы образования на кафедре в период 1997-1999г был разработан программный продукт и содержательная часть компьютерного мониторинга по теоретическому курсу общей физики. ( авторы Тимошкин В.Н. , Асташкин В.В.). состоящего из 600 вопросов с 2400 вариантами ответов, что полностью исключало списывания, но предоставляло возможность студентам пользоваться при ответах методической литературой и лекциями. В результате 87% студентов поддержало новый тип обучения, который по их мнению развивает практический интерес к теории, поскольку теория в мониторинге рассматривается в связи с практическими примерами из различных видов спорта.

В результате к концу семестра сформировалась заинтересованность студентов в изучении ими, например, теоретического курса физики, что определилось по открытым и закрытым ответам анкеты в 10 бальной системе субъективных оценок.( Таблица 5)

Таблица 5

 

Полезность курса

Интерес к курсу

Трудность освоения курса

Мужчины

8,22

7,44

4,48

Женщины

8,28

7,78

5,36

Анализ исследования позволяет сделать 2 предварительные вывода:

1. Рост тренировочных нагрузок приводит к вынужденным пропускам аудиторных занятий в вузе, что снижает академическую успеваемость студентов. Выходом из положения служит :

1/ Внедрение компьютерных технологий самостоятельных занятий. Выполнение заданий на компьютерных дискетах.

2/ Сдача учебного материала крупными тематическими блоками в процессе всего семестра.

3/ Для успешного выполнения вузовской программы по традиционной методике, деканатам необходимо обеспечить посещение студентами не менее 75% объема учебных занятий.

4/ Связи распределения времени на тренировочную нагрузку и на учебную самоподготовку нет. Эти объемы независимы. Студенты первого курса для успешной сдачи сессии должны уделять самостоятельной учебной подготовке 2-2,5 часа ежедневно.

2. Развитие мотивации у студентов - спортсменов к учебным теоретическим занятиям формируется успешнее при условии конкретной связи теории с конкретным видом спорта. Контингент студентов академии физической культуры на первом курсе оптимистично настроен относительно своей будущей профессиональной деятельности. Это служит дополнительной положительной базой для развития мотивации к занятиям спортивной деятельностью с использованием как средств ее успешности изучения теоретических основ естественнонаучных дисциплин.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Тимошкин, В.Н. Вопросы рациональности сочетания тренировочных и учебных нагрузок в физкультурных вузах // Сб. тр. учен. РГАФК. - М., 2000. - С. 136-143.