СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: СУЩНОСТЬ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: СУЩНОСТЬ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кривенцов А.Л.

Московская государственная академия физической культуры

Актуальность проблемы. Эволюцию концепций подготовки квалифицированных спортсменов определяли, в основном, теоретические знания и обобщения опыта, которые концентрировались в рамках системы спортивной тренировки. Категории "тренированность" и "адаптированность", "работоспособность", "подготовленность" и др. являются системно-образующими. Динамические характеристики их проявления предопределяли тактику построения процесса во временном интервале многолетней и годичной подготовки спортсменов. В результате возникают серьезные проблемы несоответствия текущего уровня их состояния требованиям соревновательной деятельности. Это во многом обусловлено тем, что вне поля изучения и осмысления все еще остается проблема системного исследования спортивной деятельности (СД).

Последняя максимизирует не только физиологическую, биохимическую, двигательную активность, но, прежде всего, нейродинамические, психические процессы и функции. На определенном этапе развития успешность деятельности зависит не только от высокого уровня моторного потенциала на фоне оптимальной избыточности функционального резерва, сколько от способности реализации его в экстремальных условиях противоборства. И здесь возникает ряд проблем.

Гипотеза. Способности получают свой статус "специальных" и динамическую структуру лишь в процессе и результате конкретной деятельности. Только в этом случае ее структура будет частью общей структуры индивидуальности, поскольку деятельность является функцией индивидуальности, она также будет являться и функцией способностей. Деятельность и способности должны рассматриваться в единстве их формирования и развития. Способности могут быть представлены в виде целостного объекта, которому присущи черты функциональной системы (ФС), т.к. процесс развития способностей сопряжен с приспособительными реакциями организма, составляющих моторный потенциал, как биологической стороны ФС; способами реализации потенциала, выполняющими смысловую и локомоторную функцию, как биофизической стороны ФС; психическими процессами, основой которых является функция отражения внешних воздействий в форме двигательных действий и их регуляция, определяющая целенаправленность и активность СД, как психологической стороны ФС.

Целостная картина СД может объяснить сущность способностей, закономерности развития, входящих в ее структуру компонентов, которые в своих свойствах отражают различные стороны подготовленности в соответствии с вектором мотив - цель - результат. Осмысление связи и отношения компонентов системы в процессе их взаимодействия (функционирования), их динамика и типологическая характеристика открывает возможности для познания структуры, и организации и управления развитием способностей.

Методы. Изучение указанной проблемы осуществлялось на основе системного подхода с позиции теории деятельности. В теоретическом плане было конкретизировано исходное представление о единстве природного и социального в человеке при помощи последовательного выделения категории "организм", "жизнедеятельность", "предметная деятельность", "подготовленность", "способности". Дифференцированный анализ некоторых природных предпосылок и приобретенных в результате конкретной спортивной деятельности (лыжный спорт, биатлон, спортивные игры, единоборства, гимнастика и др.) важных свойств и функций проводился. На основе комплексной программы. Измерительный подход, включающий 286 показателей, параметров, позволил диагностировать и оценивать динамические характеристики проявления качеств в различных сферах деятельности: морфологической, психофизиологической, психологической, физиологической, биохимической, моторной. Лонгитудинальные исследования способностей к спортивной деятельности проводились как в процессе подготовки, так и в лабораторных условиях. Испытаниям подверглись 520 человек, в возрасте 16 - 33 лет, имеющих спортивную квалификацию от 1 разряда до МСМК. В исследовании проведено 4 среза, лица со стажем специализированной подготовки: 1) до 3-х лет; 2) до 6-и лет; 3) до 9-и лет; 4) более 9-и лет; показатели обрабатывались на ЭВМ с использованием многомерного математического анализа. Тесты, статистические параметры и признаки определялись по критериям, принятым в теории спортивной метрологии. Полученные факты приняты в качестве основания для логического их анализа, обобщения и интерпретации.

Результаты. Понятие "двигательные способности", как выражение синтеза психических, физиологических, биохимических, моторных структур (уровней) в конкретной деятельности, ограничивает восприятие и осмысление содержательной стороны СД и отражает преимущественно предметно - действенную ее сторону. Наиболее приемлемым в характеристике успешности спортивной деятельности может быть использовано понятие "спортивные (специальные) способности". В процессе СД наблюдается постоянный рост показателей интегральной подготовленности (ИП), как предпосылки развития способностей, их динамика носит неравномерный и гетерохронный характер. В конце третьего и в четвертом "срезах" отмечается замедление темпов прироста уровней ИП. Одновременно стабилизируется результативность, параметры которой имеют существенную групповую (СУ=13,6-37,5%), межиндивидуальную (СУ=10,6-17,5%) и внутрииндивидуальную вариативность (СУ=4,8-14,5%). По мере роста показателей результативности происходит последовательные преобразования ее структур, смена мотивов, доминирующих качеств и функций, которые приобретают формы комплексных образований, адекватно реагирующих на требования соревновательной деятельности. Структура последней по характеру, направленности, составу ДД состоит из отдельных последовательно или циклически сменяющихся структурно функциональных компонентов (СФК), "квантов", представляющих собой частные функциональные системы (ЧФС) с промежуточными результатами. Частные ФС, под влиянием требований СД, приобретают черты оперативности, устойчивости и тонкого приспособления, обеспечивают эффективность и надежность этой деятельности. По типу организации ЧФС включают единые уровни и универсальные узловые механизмы функционирования, но имеют индивидуальную меру выраженности в различных сферах активности человека. Таким образом, СФК объединяются в функциональную систему, содержательная сторона которой отражается в разнообразных по форме и целеполаганию двигательных действий, имеющих завершенный вид в соответствии с вектором цель - результат. Совокупность свойств, включая знания, умения и навыки, из которых строится система СД, в процессе этой деятельности и под ее влиянием преобразуются в качественно новые комплексные образования - специальные способности.

Способности могут быть представлены как динамическая функциональная система, структуру которой составляют совокупность разноуровневых свойств индивидуальности, которые, актуализируясь в деятельности, в ней проявляются и преобразуют результат этой деятельности. Способности можно определить как свойства функциональных систем, имеющих свою структуру, узловые механизмы адаптации и закономерности развития.

Опосредующая роль в преобразовании АЭ отводится ИП, а ее реализация в конкретной деятельности принадлежит способностям, которые должны рассматриваться в предметно - действенном и структурно - содержательном аспекте. Последний вынуждает изучение динамических характеристик проявления способностей в различных функциональных сферах: моторной, биологической, психической, когнитивной и др. с учетом роли и места их в общей структуре функциональной системы. Идея формирования способностей предусматривает интеграцию теории адаптации и теории развития в единую методологическую концепцию, которая должна стать определяющей в технологии управления многолетним процессом подготовки квалифицированных спортсменов.

Заключение.

1. Специальные способности, как свойство функциональной системы спортивной деятельности, рассматривается в диалектическом единстве их формирования и развития.

2. Исходя из единства природного и социального, общего, особенного и единичного, конкретные проявления способностей имеют свои качественные и количественные признаки, имеют индивидуальную меру выраженности, от которых зависит успешность соревновательной деятельности.

3. Системный анализ спортивной деятельности позволил выдвинуть гипотезу об изоморфизме структуры СД и специальных способностей. Которые должны изучаться, по меньшей мере, на трех уровнях детерминации: психологическом, биологическом и поведенческом.

4. Понимание специальных способностей как характеристик продуктивности ФС, определяющей формирование и структуру деятельности, позволяет использовать в качестве признаков их успешности параметры эффективности, надежности, качества и индивидуальной целесообразности.

5. Целостное изучение специальных способностей предполагает использование базовых принципов: системности, функциональности, адаптации и индивидуального развития, в свою очередь, основу которых составляют закономерности результата и избирательности мобилизации структурных компонентов, формирующих функциональную систему.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кривенцов, А.Л. Специальные способности: сущность и условия формирования в спортивной деятельности // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 51-55.