ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ И СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ НАЧАЛЬНОЙ СНАЙПЕРСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ И СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ НАЧАЛЬНОЙ СНАЙПЕРСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Мейтин А.Е.

Российская государственная академия физической культуры

При написании работы нами была поставлена следующая актуальная задача: разработать методику оценки эффективности обучения начальной снайперской подготовки путем значительного уменьшения дистанции стрельбы.

Согласно нашей теории и практике, процесс начальной снайперской подготовки может быть значительно оптимизирован путем научно-обоснованного подбора и применения эффективных средств, с помощью технической интенсификации тренировочного процесса и значительного сокращения дистанции стрельбы.

Актуальность. При формировании профессионального снайпера основная роль отведена начальной снайперской подготовке, тому фундаменту, на котором строится его техническое и тактическое мастерство. При знакомстве с литературными источниками, мы обнаружили отсутствие каких бы то ни было упоминаний о начальной снайперской подготовке, основанной на стрельбе из пневматической винтовки с оптическим прицелом, так же отсутствие сведений об использовании в подготовке снайпера современных технических средств в виде электронных тренажеров. К сожалению, до сих пор отсутствуют также и профессиональные методики подготовки будущих снайперов. В связи с этим серьезным пробелом, мы считаем нашу работу вполне актуальной.

Новизна. Структура и содержание начальной снайперской подготовки, с помощью которой разработана программа стрельбы из пневматической винтовки с оптическим прицелом, будет содержать не только методические указания, расчет часов по предметам обучения, расчет патронов и пуль на одного стрелка, название тем и содержание занятий по предметам обучения.

Мы также попытаемся обобщить положительный опыт подготовки профессиональных снайперов в современных элитных военизированных подразделениях спецназначения по борьбе с терроризмом в России и за рубежом. По опубликованным материалам в средствах массовой информации, в том числе, в Интернете, где эта информация пополняется и обновляется наиболее динамично.

Практическая значимость. Преподаватели и тренеры получат проверенную и отработанную на практике новую методику начальной снайперской подготовки на базе пневматической винтовки с оптическим прицелом с применением современных технических тренажеров. Систематизированная и апробированная методика начальной снайперской подготовки, изложенная в моей диссертации, позволит не только значительно упростить и оптимизировать занятия в Военных учебных заведениях, в Вооруженных силах и в правоохранительных органах, но и значительно снизить связанные с этим непроизводительные финансовые расходы.

Теоретическое значение. Анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, беседы, анкетные опросы, а также серия длительных комплексных экспериментов позволила установить, что спортивные установки по пневматической движущейся мишени или оптико-электронный тренажер (СКАТТ), а в идеале - и то и другое, могут заменить все мишенное оборудование в тирах и на стрельбищах. Полученные данные подтверждают зависимость значительного улучшения результатов стрельбы от успешного формирования приобретенного навыка - использования оптического прицела начинающим стрелком.

Воспитание навыков этого компонента техники для выполнения высокоточного выстрела является определяющим в системе отбора для совершенствования мастерства снайпера.

Объектом исследования являются студенты РГАФК

Предметом исследования является начальная снайперская подготовка как целостный, динамичный, целеустремленный педагогический процесс, базирующийся на взаимодействии субъекта и объекта воспитания в условиях вузов.

Цель исследования - разработка нормативных требований и научно-исследовательской методики начальной снайперской подготовки для допризывной и призывной подготовки молодежи, как в ОСТО, так и для слушателей учебных заведений Вооруженных Сил МО и МВД РФ. Представленные в работе выводы, рекомендации и предложения могут быть использованы при разработке нормативов, определяющих содержание программы по начальной снайперской подготовке различного контингента обучаемых. Материалы исследования могут быть выделены в программу обучения стрелковых клубов ОСТО и учебных заведений системы МВД, что может обеспечить с одной стороны повышение качества обучения, а с другой стороны усовершенствовать сам процесс начальной снайперской подготовки и тем самым реально ускорить возрождение снайпинга в России.

По времени все исследования условно можно разделить на несколько этапов, каждый из которых был направлен на решение поставленных задач. Так на первом этапе исследования разрабатывалась общая программа исследования, включающая определенные проблемы и выработку гипотезы, постановку цели, задачи и т.д. Главное внимание в этот период было уделено изучению литературных и документальных источников, ознакомлению с методиками сбора первичной информации. На втором этапе были проведены интервью, беседы с ведущими специалистами в области огневой подготовки вообще и снайперской в частности. На этом этапе исследования внимание было уделено положению снайпинга в России. Анализ начальной снайперской подготовки охватывает период с начала зарождения снайпинга и до настоящего времени в современных его видах.

На третьем этапе исследования проводилась организационная работа по планированию и проведению педагогического эксперимента. Выбор был сделан в пользу проведения учебной дисциплины "Курс по выбору", (или как она называлась ранее "Курс минимум по пулевой стрельбе"). Согласно учебному плану Академии, "Курс стрельб по выбору 1999"охватывал 3 курс, два факультета спортивных единоборств, всего четыре учебных группы.

Четвертый этап исследования включал в себя отбор испытуемых из 3 учебных групп, по 14 студентов и выработку соответствующих выводов по результатам эксперимента.

Из 1-й учебной группы была выделена контрольная группа, при этом диоптрический прицел на малокалиберной винтовки был заменен на оптический.

Из 2-й учебной группы была составлена экспериментальная группа, которая вела тренировочные стрельбы из 4,5 мм пневматической винтовки с оптическим прицелом на дистанции 10 метров. Для придания максимального приближения условий стрельбы из пневматической винтовки к малокалиберной, было решено моделировать такую характеристику выстрела, как его громкий звук. С этой целью был использован имитатор выстрела FS-100. На пневматической винтовке устанавливается датчик, реагирующий на спуск курка. Сигнал поступает на имитатор выстрела, с которого передается на маломощный радиоприемник, расположенный в головных телефонах стрелка, в виде наушников, так что звук выстрела окружающим не слышан.

Из 3-й учебной группы создана вторая экспериментальная группа, которая стреляла из 4,5 мм пневматической винтовки с оптическим прицелом, но стрельба велась как бы "без патрона", т.е. пульками. На стволе винтовки крепится фотоприемник (его вес - 35 грамм). Базовый электронный блок преобразует сигнал, полученный от фотоприемника в цифровой вид и через последовательный порт, RS-232 передает его в компьютер. Компьютер осуществляет дальнейшую обработку сигнала при помощи современного программного обеспечения и далее сигнал поступает в тренажер СКАТТ.

Для имитации звука выстрела из малокалиберной и пневматической винтовок, в тренажере СКАТТ установлен определенный

Подведя итоги педагогического эксперимента, следует отметить значительное улучшение результатов стрельб, выполненных экспериментальными группами относительно контрольной группы.

Так по сравнению с контрольной группой первая экспериментальная группа увеличила результат в среднем на 1,34, а вторая - на 1,41.

Таким образом, в результате педагогического эксперимента экспериментальные группы показали результаты несколько лучшие по сравнению с контрольной группой.

Путем сравнительного анализа результатов стрельб, бесед с участвующими в эксперименте студентами можно подвести некоторые итоги, все то, что связано с современными техническими средствами, что применялось в тренировочных стрельбах не прошло напрасно.

В учебной и методической литературе нами не найдены аналоги подобных эффективных путей совершенствования начальной снайперской подготовки.

В результате педагогического эксперимента экспериментальные группы применили две совершенно обособленные методики, которые будут являться основой для дальнейшего исследования. По итогам проведенного исследования составлена "Программа начальной подготовки снайперов", которая была использована Министерством Обороны для подготовки снайперов к вооруженным действиям в Чечне, а также была востребована МВД для создания "Курса стрельб" из снайперской винтовки. Большое значение эта программа имеет также для подготовки призывной и допризывной молодежи в ОСТО.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Мейтин, А.Е. Обоснование путей и способов повышения эффективности обучения при начальной снайперской подготовке // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 68-72.