СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ ОБЩЕЙ ГИМНАСТИКОЙ В УСЛОВИЯХ "СПОРТИВНОГО ЧАСА" УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ ОБЩЕЙ ГИМНАСТИКОЙ В УСЛОВИЯХ "СПОРТИВНОГО ЧАСА" УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

Михалина Г.М.

Российская государственная академия физической культуры

Традиционный урок гимнастики в школе, с характерными для него, относительно низкими показателями моторной плотности, повышенной травмоопасностью, связанной с выполнением упражнений на снарядах, строгой регламентацией учебного процесса, ограничивающей возможности для проявления творческих способностей учащихся, в последнее время начал уступать свои позиции более динамичным и эмоциональным видам физкультурно-спортивной деятельности.

Эти тенденции, обусловливают необходимость поиска новых образовательных видов гимнастики, которые, сохраняя её главные достоинства: многообразие упражнений, разносторонность и гармоничность их влияния на формирование физических кондиций занимающихся, воспитание социально приемлемых форм межличностных отношений, построенных на стратегии партнёрства и сотрудничества, были бы доступны и привлекательны для мальчиков и девочек с обычным уровнем физического развития.

К таким видам гимнастики относится "общая гимнастика", включающая в себя динамичные виды гимнастических упражнений: групповые вольные упражнения, акробатические и гимнастические прыжки, выполняемые в условиях соревнований с музыкальным сопровождением.

Нам представлялось интересным, экспериментально проверить возможность использования упражнений общей гимнастики в качестве двигательного содержания "спортивного часа", проводимого дополнительно к основным урокам физической культуры дважды в неделю с учащимися младших классов в общеобразовательной школе с углублённым изучением предмета "физическая культура".

Рабочая гипотеза исследования предполагает, что использование упражнений общей гимнастики в "спортивном часе" учащихся начальных классов позволит усилить образовательную направленность учебно-воспитательного процесса, повысит интерес к занятиям физической культурой, оказав положительное влияние на состояние здоровья и показатели физической подготовленности детей.

Нами разработан учебно-методический комплекс, включающий базисную и рабочую программы занятий, структуру годичного цикла и поурочное планирование учебного материала. В качестве статистического объекта исследования выбраны учащиеся трёх первых классов московской общеобразовательной школы № 1914. С ноября 2000г. начат поисковый эксперимент, в задачу которого входит уточнение двигательного содержания занятий и адаптация его к возможностям детей различного уровня подготовленности.

Подготовленная нами экспериментальная программа проведения "Спортивного часа" с учащимися первых классов, интегрирует следующие виды подготовки: физическую (общую и специальную), двигательно-координационную (общую и специальную), техническую (общую и специальную), психологическую (мотивационно-познавательную, эстетическую и социально-психологическую).

Программа имеет следующие отличительные признаки.

1. Двигательное и теоретическое содержание "спортивного часа" интегрируется в единый образовательно-воспитательный процесс с урочными формами занятий по физической культуре, сохраняя преемственность с содержанием процесса физического воспитания детей дошкольного возраста;

2. Выбор программного материала обусловлен его использованием в совместных занятиях детей обоего пола с различным уровнем физической подготовленности и состояния здоровья, при этом физическая трудность и координационной сложность гимнастических упражнений определялась с учетом оптимизации резервных возможностей детского организма, а не стимулирования их максимальных проявлений.

3. Преимущественное использование игровых и соревновательных приёмов при освоении двигательного материала, адекватных возрастным особенностям физического и психического развития младших школьников.

4. Направленность психологической подготовки занимающихся на формирование устойчивой мотивации к систематической физкультурно-спортивной деятельности, воспитание сознательной дисциплины и начал самоорганизации, а также стимулирование поведенческой стратегии сотрудничества и взаимопомощи, соблюдения норм и правил бесконфликтного общения.

Структура годового учебно-тренировочный цикла включает в себя пять периодов: адаптационный, первый и второй подготовительные, переходный и соревновательный, каждый из которых имеет обособленный комплекс задач и средств их решения. Такая периодизация, на наш взгляд, позволит эффективно аккумулировать психофизиологические эффекты, возникающие в процессе систематических занятий физическими упражнениями.

Контроль уровня освоения программного материала по специальной технической подготовке предусмотрен в форме проведения в конце годичного учебно-тренировочного цикла личных соревнований по гимнастике.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Михалина, Г.М. Структура и содержание годичного цикла занятий общей гимнастикой в условиях "спортивного часа" учащихся первых классов // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 82-84.