К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ГОДИЧНОГО СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА В СОВРЕМЕННОМ БАСКЕТБОЛЕ

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ГОДИЧНОГО СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА В СОВРЕМЕННОМ БАСКЕТБОЛЕ

Фураева Н.В.

Российская государственная академия физической культуры

Одной из главных дискуссионных проблем в современной теории спорта является проблема построения годичного цикла подготовки.

Ретроспективный анализ развития этой проблемы в баскетболе за последние 50 лет показал, что на протяжении этого времени менялись представления специалистов, отражающие разные взгляды на содержание годичной структуры: количество макроциклов, соотношение тренировочных и соревновательных этапов (периодов), значимость факторов, влияющих на динамику этих компонентов в процессе подготовки, а главное влияние на структуру оказывало систематическое увеличение официальной соревновательной практики сильнейших команд нашей страны.

В целях выявления факторов, влияющих на изменение структуры годичных циклов и лежащих в основе современных взглядов на построение подготовки баскетбольных команд в условиях профессионализации и коммерциализации спорта высших достижений, был проведен экспертный опрос ведущих специалистов России.

В экспертизе приняли участие 9 специалистов. Среди них были 5 заслуженных тренеров СССР и России, 7 имели ученые звания, в том числе два доктора наук и четыре профессора, четыре специалиста имели звания заслуженного мастера спорта и мастера спорта по баскетболу, стаж работы в баскетболе составлял от 20 до 40 лет. Коэффициенты компетентности экспертов равнялись от 0,9 до 0,975 условного балла.

На первом этапе работы экспертам предложили ранжировать в порядке значимости следующие факторы, определяющие структуру годичного цикла: а) календарь официальных игр; б) управление состоянием спортивной формы игроков команды; в) сезонно-климатические условия; г) календарь коммерческих турниров; д) занятость игроков в учебных заведениях (ВУЗ, колледж, УОР, общеобразовательная школа); е) другие, не учтенные выше факторы.

При этом ранжирование факторов осуществлялось отдельно для сборной команды страны, баскетбольных клубов, юниорских и юношеских сборных команд.

В результате статистической обработки данных для всех выше перечисленных команд, эксперты важнейшим фактором определили - календарь официальных соревнований; на втором месте оказался фактор - управление спортивной формой команды. Третьим по значимости фактором для сборных команд и клуба оказался - календарь коммерческих турниров, а для юношеских и юниорских команд - график учебы в учебных заведениях. На четвертом месте для всех четырех типов команд оказались сезонно-климатические условия. На пятом для сборных сборной команды и клуба - график учебы в учебных заведениях, а для юниорской и юношеской календарь - коммерческих турниров.

Коэффициент конкордации для сборной команды страны и клубов равнялся W =0,85 и 0,83, т.е. был высоким, а для юниорской и юношеской команд W =0,7. Выделение календаря официальных игр как важнейшего фактора, определяющего структуру годичного цикла, совпадает с мнением большинства специалистов-практиков, работающих во многих видах спорта.

На современном этапе развития баскетбола, команда клуба суперлиги параллельно участвует в двух-трех турнирах (Чемпионат страны, европейские кубки), каждый из которых заканчивается серией игр "плей-офф". Тренеры, планируя подготовку команды, не располагают точным количеством будущих игр. Это связано с попаданием в "плей-офф", числом побед в каждом круге, в связи с чем тренеры вынуждены по ходу подготовки все время корректировать структуру циклов в соответствии с количественными и качественными показателями календаря.

Второй по важности фактор - управление состоянием спортивной формой, т. е. подготовленности игроков и команды в целом - обеспечивает в условиях вероятностного характера соревновательных нагрузок использование необходимых тренировочных средств и методов в структуре соответствующих микро- и мезоциклов для обеспечения успешности выступлений команды в официальном календаре игр.

Экспертиза подтвердила и важность коммерческого календаря как фактора влияющего на структуру годичного цикла в условиях коммерциализации спорта, а для спортивных резервов и значимость занятости юных баскетболистов учебой в школе, УОРе, колледже, ВУЗе.

Сезонно-климатические факторы в условиях современной инфраструктуры спорта не являются существенным фактором, влияющим на структуру годичного цикла.

Определив ведущий фактор построения подготовки в годичном цикле - календарь официальных игр - необходимо было определить его оптимальные количественные характеристики, способствующие повышению спортивного мастерства.

Для этого в ходе экспертизы специалисты дали свои практические рекомендации, которые в соответствии с показателем медианы (Ме) как группового мнения экспертов представлены в таблице 1

Таблица 1

Среднее количество официальных игр в годичном цикле по мнению экспертов (Ме)

Команда

Число игр

официальных

коммерческих

 

Сборная основная

15

15

 

Клуб

60-70

15

 

Юниорская

40

10

Включая игры заклуб.

Юношеская

40

-

 

Вторым важнейшим фактором, определяющим структуру годичного цикла, по мнению экспертов, является управление спортивной формой игроков и команды.

В ходе экспертизы необходимо было выявить сроки становления состояния спортивной формы. Для этого экспертам были заданы два вопроса: сколько месяцев необходимо для становления (достижения) этого состояния отдельным игроком и командой в целом?

Главным отличительным специфическим отличием структуры годичного цикла в баскетболе признаком является продолжительность соревновательного периода в 2-4 раза превышающего подготовительный, анализ экспертных ответов показал, что для сборной команды страны важнейшим фактором, влияющим на увеличение соревновательной практики, являлось - моделирование будущей спортивной деятельности в играх с известными соперниками. Для клуба и юниорской команды на первое место вышел фактор стимулирования становления спортивной формы команды, а для юношеской команды - повышение соревновательного (игрового) опыта.

Вторым по значимости фактором для основной сборной и юношеской команды являлось стимулирование спортивной формы команды, для клуба - адаптация к условиям напряженной соревновательной деятельности, а для юниорской команды - повышение соревновательного игрового опыта.

Третьим по значимости фактором для основной сборной, юниорской и юношеской являлось - повышение уровня технико-тактической подготовленности команды, а для клуба и основной сборной команды - повышение соревновательного опыта.

Для юниорской команды третье - четвертое место разделил фактор - адаптации к условиям напряженной соревновательной деятельности.

Как показывает анализ данных экспертизы по этому вопросу, согласованность в ответах специалистов была очень низкой. Коэффициент конкордации для сборной команды W = 0,21, для клуба W =0,43, для юниорской команды W =0,22, для юношеской команды W =0,20.

В целом, несмотря на низкие коэффициенты согласованности ответов экспертов можно говорить о том, что каждый специалист на первое место ставит свое видение проблемы управления подготовкой команды, что выражено в различных показателях командной игровой деятельности.

Следующий вопрос, отражающий специфику построения годичного цикла в баскетболе, был связан с выявление факторов, влияющих на сокращение периодов тренировки (подготовительных периодов).

Для сборной команды и клуба на первое место вышел фактор - календаря официальных игр, а для резервных составов - увеличение игровой практики.

На втором месте для всех оказалась стабилизация уровня физической и технической подготовленности игроков с увеличением возраста и мастерства.

На третьем месте для сборной и клубов оказался фактор - увеличения игровой практики, а для резервных команд - календарь официальных игр.

На четвертом месте для сборной и клубов оказался календарь коммерческих игр, а для резервных составов - наличие хорошей инфраструктуры для проведения турниров.

Согласованность мнений экспертов по этому вопросу была невысокой. Для основной сборной команды и клубов коэффициент был равен W =0,66 (близко к среднему 0,7), для резервных составов только W =0,33.

Ответы экспертов были достаточно близкими друг к другу. От 1 до 2-х месяцев для отдельного спортсмена и от 2 до 3-х месяцев для команды в целом. Среднее арифметическое (x ± d ) составило для игроков 1,85± 0,149 месяца, а для команды 2,64± 0,141 месяца. Однако более согласованное мнение экспертов отражает показатель моды (Мо). В данном случае Мо равна для отдельного игрока 2 месяца, для команды в целом 3 месяца. Эти данные в определенной мере совпадают с показателями длительности подготовительного периода годичного цикла, для команд высокой квалификации от отечественной суперлиги до НБА.

Как показал ретроспективный анализ развития структуры подготовки различные баскетбольные команды, как в прошлом, так и на современном этапе развития баскетбола использовали и используют одно, двух и трехцикловые построения годичного цикла. Для того чтобы более точно определить их количество экспертам был задан вопрос: из скольких макроциклов должен состоять годичный цикл баскетбольной команды?

Ответы экспертов были далеки от согласованности и выражены следующим образом: для сборной команды: а) взрослой R =1-4, Ме=2; б) юниорской R =2-3, Ме=2; в) юношеской R =2-4, Ме=2 для клуба: R =2-4, Ме=2

Однако можно предположить, что разброс ответов экспертов в большей мере связан не с практическим построением подготовки команд в годичном цикле, а с различной терминологией, используемой в современной теории и практике баскетбола.

Находясь в состояние спортивной формы, у команды бывают пики, соответствующие очень высокому уровню ее игры в турнире и победам над равными или более сильными соперником. В тоже время в состоянии спортивной формы бывают и срывы - неожиданные поражения от более слабых соперников или неудовлетворительный уровень игры с равными и более сложными соперниками.

Для выяснения этих причин экспертам был задан вопрос, что влияет на "пики" и "срывы" команды, находящейся в состоянии спортивной формы:

- снижение уровня подготовленности;

- стечение положительных и неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды (судейство, зрители, микроклимат, состояние зала, дорога на турнир, питание, размещение, акклиматизация, самочувствие, недостаток времени на восстановление) т.е. оперативное состояние игроков на момент игры.

Ответы экспертов распределились так: 5 специалистов считают причиной - снижение уровня подготовленности и 4 специалиста - плохое оперативное состояние игроков и команды.

Однако, если рассмотреть этот вопрос глубже то, если команда потеряла спортивную форму, т.е. снизила уровень своей подготовленности, в дальнейшем "пиков" выступлений уже не будет, а в спортивной практике бывает как раз иначе, часто "пики" и "срывы" чередуются в течение соревновательного периода, что указывает больше на вторую причину этих явлений, если команда находится в спортивной форме.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Фураева, Н.В. К вопросу о структуре годичного соревновательно-тренировочного цикла в современном баскетболе // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 127-132.