ТЕСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

ТЕСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Хасин Л.А., Громыко В.В., Рафалович А.Б.

Московская государственная академия физической культуры

Цель работы - уточнение состава тестовых упражнений и норм уровня физической подготовленности для школьников различного возраста и пола.

В НИИТ МГАФК разработан тест для определения уровня физической подготовленности учащихся средних общеобразовательных школ (ТФП). Данный тест разрабатывался с учетом некоторых требований.

В состав теста входят следующие упражнения: подтягивание в висе на перекладине (мальчики, юноши), сгибание-разгибание рук в упоре лежа - отжимание (девочки, девушки) прыжок в длину с места, бег 1000 метров.

Для оценивания уровня физической подготовленности человека используется комплексная оценка, которая равняется сумме баллов, набранных в тестовых упражнениях. Комплексная оценка, применяемая нами, позволяет испытуемому компенсировать отставание результатов в одних упражнениях высокими результатами в других. Такой подход позволяет до определенной степени нивелировать морфо-функциональные различия тестируемых.

Баллы в каждом из тестовых упражнений присваиваются в соответствии с многобалльной шкалой регрессирующего типа. Многобалльная шкала в отличие от часто используемых 2-4 балльных шкал позволяет дифференцированно оценивать результаты тестирования.

Оценочная шкала состоит из низкой, средней, высокой и супервысокой зон и имеет регрессивный характер.

Для каждого упражнения были определены граничные результаты, соответствующие основным точкам шкалы (см. рисунок 1.): точке "удовлетворительно" - (Р1; О1); точке "отлично" - (Р2; О2) и точке "суперотлично" - (Р3; О3). Через эти точки проводится кусочно-линейная функция, отвечающая ряду условий.

Рис.1. Общий вид оценочной шкалы для определения уровня физической подготовленности учащихся.

Во всех тестовых упражнениях для учащихся всех возрастов значения О1, О2, О3 являются неизменными и составляют соответственно 3000, 4000 и 4500 очков. Испытуемому в каждом тестовом упражнении начисляются очки, соответствующие показанному результату. Суммированием очков, набранных в трех упражнениях, получаем общее количество очков (комплексная оценка), в соответствии с которым определяется уровень физической подготовленности учащегося.

Для уточнения состава тестовых упражнений и правильности первоначального определения граничных результатов, соответствующих основным точкам шкалы, (рис.1. Р1, Р2, Р3) нами проведено тестирование уровня физической подготовленности школьников. Было протестировано более 1000 человек 7-17 лет.

Первоначально шкалы для оценивания результатов в тестовых упражнениях разрабатывались с учетом мнения экспертов и ранее используемых нормативов в данных тестовых упражнениях для учащихся различного возраста.

Для того чтобы оценить возможность использования в тесте упражнения и шкалы оценивания результатов нами были разработаны следующие требования:

- распределение результатов тестирования должно быть близким к нормальному;

- в низкую (неудовлетворительную) зону должны попадать не более 10% результатов;

- в среднюю зону должны попадать 70±5% результатов;

- в высокую зону - 15±5% результатов;

- в супервысокую зону - до 3% результатов.

Анализ результатов тестирования показал:

- граничные результаты в прыжках в длину с места и отжимании определены нами достаточно точно;

- в беге на 1000 метров занижены результаты, соответствующие точкам шкалы "удовлетворительно" и "отлично" (68% девочек и девушек и 54% мальчиков и юношей показали результаты, соответствующие "высокой" зоне оценочной шкалы, 30 и 43% соответственно - "средней" зоне, 2 и 3% - "низкой" зоне);

- не целесообразно использовать подтягивание в качестве тестового упражнения для школьников младше 12 лет (более половины школьников 7-8 лет и более трети школьников 9-11 лет не смогли выполнить данное упражнение ни разу).

В качестве альтернативных упражнений для мальчиков 7-11 лет рассматривались следующие: вис на согнутых руках на перекладине, подтягивание на низкой перекладине с опорой ногами о пол (землю), отжимание. Вис и подтягивание на низкой перекладине не отвечают требованиям надежности теста. Подтягивание на низкой перекладине не является строго регламентированным упражнением.

Для определения степени надежности тестовых упражнений нами была проведена тест-ретестовая процедура. Использовались следующие упражнения: подтягивание, прыжок в длину с места, вис на согнутых руках на перекладине, отжимание. Второе тестирование проводились через три дня после первого. Было протестировано 65 юношей. Корреляционный анализ показал, что наименьший коэффициент корреляции между результатами в первом и втором тестировании в висе на согнутых руках (подтягивание - 0,95, прыжок в длину с места - 0,97, вис на согнутых руках на перекладине - 0,83, отжимание - 0,91).

В качестве тестового упражнения для мальчиков 7-11 лет нами предлагается использовать отжимание.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Хасин, Л.А. Тестирование уровня физической подготовленности школьников / Хасин Л.А., Громыко В.В., Рафалович А.Б. // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 133-136.