МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Лысов П.К., Костриков И.

Московская государственная академия физической культуры

Под дистанционным обучением (ДО), осуществляемым физкультурным вузом (далее - вуз), будем понимать комплекс образовательных услуг, предоставляемых им обучаемым с помощью различного вида коммуникаций на любом от него расстоянии.

Можно выделить две основные причины необходимости развития ДО. Во-первых, формирование информационного общества и бурное развитие некоторых наук, например биологии. Это требует высокой мобильности в переподготовке и повышении квалификации кадров, что осуществлять в режиме постоянного отрыва от рабочего места невозможно. Во-вторых, некоторая часть населения в силу различных причин не имеет возможности обучаться с привязкой по месту и времени к образовательным учреждениям, например, спортсмены высококвалифицированные, которые жестко привязаны к графику тренировок и соревнований.

Единая система профессионального образования отрасли физической культуры и спорта должна включать взаимодействующие и взаимодополняющие традиционную и дистанционную системы обучения.

Система ДО (СДО) представляет собой совокупность взаимодействующих: государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности и подготовленных на их основе преемственных профессиональных образовательных программ, адаптированных для ДО; сети реализующих их вузов; коммуникаций используемых для систем ДО соответствующих вузов, в основном Internet; учебных мест обучаемых; органов управления системой ДО в отрасли.

Система ДО вуза включает в себя подсистемы управления, технологическую, педагогическую и обеспечения. Управление ДО осуществляет административная служба ДО, которая выполняет функции организатора учебного процесса, в том числе координатора взаимодействия между преподавателями и учащимися, управления качеством обучения, организатора информационного обмена в СДО, оказывает помощь учащимся в случае возникновения затруднений технологического характера. Обучение в СДО осуществляют преподаватели кафедр вуза, являющиеся разработчиками авторских курсов и учебно-методических комплектов для их реализации. Одним из условий эффективной работы преподавателя и обучаемого в сфере ДО является их компьютерная грамотность.

Основой организации ДО является учебный или индивидуальный учебный план, составленный в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и утвержденный административной службой ДО. Индивидуальный учебный план составляется с участием обучающегося и учитывает его индивидуальные особенности и способности.

На основании учебного или индивидуального учебного плана составляется календарный график учебного процесса с указанием времени, отводимого на выполнение необходимых видов учебной деятельности, контрольных мероприятий и на экзаменационную сессию.

При осуществлении ДО используются различные виды учебной деятельности, в том числе видео- и аудио- лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, тестовый контроль, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, выполнение квалификационной работы и т. д. При ДО основным видом учебной деятельности является самостоятельная работа студента с учебными материалами. Также применяется педагогическое общение преподавателя со студентом в аудитории (при очных встречах) или с использованием средств коммуникаций и педагогическое общение тьютора со студентом.

При разработке рабочих программ дисциплин, реализуемых в форме ДО, за основу легче всего брать программы, составленные для заочной формы обучения. При этом указываются разделы, которые не подлежат реализации по дистанционной форме и требуют очных встреч с преподавателем.

В целом учебно-методический комплект (УМК) представляет собой совокупность обучающего и тестового модуля. Обучающий модуль содержит общие сведения о курсе и организационно-методические указания по изучению учебного материала. Обучающий модуль содержит сценарий учебного материала и блоки для реализации дидактической системы. Сценарий учебного материала задается структурой гипертекстового или печатного документа, объединяет информационный и другой дидактический ресурс, является, наряду с преподавателем, средством управления процессом обучения. По характеру предъявления заданий тесты могут быть подразделены на тесты с линейной схемой предъявления заданий и тесты с разветвленной схемой предъявления заданий. Теоретической основой разработки тестов с линейной схемой предъявления заданий является классическая экспериментальная психология, в соответствии с которой ответы обучаемых рассматриваются как неотъемлемая часть процесса обучения и как его цель. Теоретической основой тестов с разветвленной схемой предъявления заданий является дифференциальная психология, в соответствии с представлениями которой ответы обучаемых используются для управления последовательностью предъявления заданий.

Для обучения в СДО области физической культуры и спорта целесообразно использовать "кейсовую" и сетевую технологию, или их смешанные варианты. Ключевыми составляющими технологии ДО являются построенная дидактическая система и средства коммуникации. Процесс развития ДО сложный и трудоемкий, но необходимый и перспективный.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Лысов, П.К. Методологические подходы к дистанционному обучению студентов физкультурного вуза / Лысов П.К., Костриков И. // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 166-169.