УГАСАНИЕ АНТИЧНОЙ ТРАДИЦИИ ОЛИМПИЗМА В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ АНТИЧНОСТИ К РАННЕМУ СРЕДНЕВЕКОВЬЮ

УГАСАНИЕ АНТИЧНОЙ ТРАДИЦИИ ОЛИМПИЗМА В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ АНТИЧНОСТИ К РАННЕМУ СРЕДНЕВЕКОВЬЮ

Нестеров П.В.

Московская государственная академия физической культуры

Исследование процесса угасания античной традиции олимпизма в период перехода от античности к раннему средневековью имеет не только эвристическое значение, но и позволяет вплотную подойти к пониманию сущности олимпизма, поскольку сущность явлений, подобных олимпизму, наиболее отчетливо прослеживается в напряженные переходные эпохи, связанные со сменой и ломкой устоявшихся социальных отношений.

Древние олимпийские игры классического времени (VII,VI,V веков до н.э.) были моноэтническим явлением, но вместе с тем носили в определенном смысле международный характер, представляя собой одно из важнейших средств общения самостоятельных греческих городов-государств, имевших различное политическое устройство.

Римские завоевания открыли новую страницу в истории, как Древней Греции, так и олимпийских игр. В 146 году до н.э., когда был разрушен город Коринф и Эллада подчинилась Риму, греческие полисы и области стали частью единого государственного организма и полностью лишились автономности. В эпоху римского владычества олимпийские игры хотя и приобрели полиэтнический характер, но стали внутригосударственным явлением, утратили свое былое политическое значение, перестали выполнять важнейшие социальные функции (интегрирующую и миротворческую), что в целом и предопределило медленное и постепенное угасание античной традиции олимпизма.

Следует подчеркнуть, что античная традиция олимпизма была демократической и тем самым вступала в противоречие с римской имперской идеологией. Демократизм Олимпии проявлялся, в первую очередь, в системе управления играми. Уже к началу VI века до н.э. отжили прежние авторитарные методы управления агонами Олимпии, возросла роль демократических органов, таких как Олимпийский совет (O l u m p i k h b o u l h ) и коллегия элланодиков, регулярно обновляемая (два раза в четыре года) на основе всеобщих выборов.

Олимпийские игры постоянно напоминали грекам о временах независимой Эллады, о греческом культурном и духовном лидерстве, способствовали росту национального самосознания, национальной гордости. Поэтому римские власти, совершенно обоснованно опасаясь распространения антиримских настроений в провинциях, крайне отрицательно относились как к греческим агонам, так и греческой гимнастике. Римляне презрительно называли гимнастику "otium graecorum" - "греческое ничегонеделанье", старались ограничить ее влияние на массы, не допускать строительства гимнасиев ("училищ безделья и разврата"), насаждали римские зрелища (ludi, spectacula) - травлю зверей и гладиаторские бои, которые должны были, по мнению устроителей, способствовать укреплению веры в имперское могущество и непобедимость Рима.

В специальной литературе, к сожалению, не уделено достойного внимания антиохийским олимпийским играм, которые следует рассматривать как продолжение античной традиции олимпизма в совершенно новой форме, максимально приспособленной к имперской идеологии. Со второй половины II века н.э. агонами распоряжается олимпийский алитарх, одновременно олицетворяющий и верховное божество, и единого властителя - императора. Особое внимание уделяется пышности церемоний, зрелищности. Увеличивается количество дней, отводимых для праздника. Но центральное событие, состязание свободнорожденных и знатных граждан, по-прежнему соответствует канонам эллинских агонов.

Процесс перемещения центров экономической и политической жизни в восточные области империи (на Ближний Восток, в Малую Азию) в конце III века н.э. - начале IV века н.э. привел к полному запустению бывших исторических центров Греции, что значительно ускорило угасание олимпийских игр в Олимпии.

Нет оснований полагать, что игры Олимпии были запрещены. Ко времени правления императора Феодосия I Олимпия стала провинциальным, периферийным городом, любые события, происходящие в нем, мало интересовали центральную власть. Кроме прочего факт запрета не может быть подтвержден документально.

Ко времени окончательного угасания игр Олимпии антиохийские олимпийские игры достигают своего расцвета. Растущие и богатые города Восточно-римской империи (будущей Византии) опережают в своем развитии быстро провинциализирующиеся области Аттики и Пелопонесса.

Римские власти весьма благосклонно относятся к олимпийским играм Антиохии. Известно, что в 305 году н.э. должность олимпийского алитарха отправлял самолично император Диоклетиан.

Олимпийские игры в Антиохии пережили предшествующие им игры Олимпии более чем на 120 лет, продолжая существовать, невзирая на укрепляющиеся позиции христианской церкви. Тем самым антиохийские олимпийские игры повторили судьбы многих древнегреческих состязательных праздников, которые, видоизменяясь в соответствии с требованиями христианской идеологии, продолжали жить и развиваться в Византии в период раннего средневековья.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Нестеров, П.В. Угасание античной традиции олимпизма в период перехода от античности к раннему средневековью // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 177-179.