МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В.П.Маркин

Современное развитие образования направлено на обеспечение прав граждан Российской Федерации, выбор уровня, характера и содержания своего образования, создания условий для гибкого реагирования высшей школы на запросы всех сфер общества в условиях рыночной экономики.

Решение отмеченных проблем связано с переходом на многоуровневую (адаптивную) систему высшего образования, основанную на гуманизации и фундаментализации образовательных программ, сочетании широкой общепрофессиональной подготовки студентов с последующей глубокой специализацией по различным профессиональным направлениям. Одним из важных достоинств многоуровневой системы является возможность достигнуть уровня высшего образования развитых стран мира (аккредитация направлений подготовки специалистов). Предлагаемая многоуровневая структура высшего образования (схема) учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и международную стандартную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО. Существующая система образовательно-профессиональных программ высшего образования входит как составная часть в новую многоуровневую структуру высшего образования.

СИСТЕМА МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ КАДРОВ

Высшее физкультурное образование

Схема

Реализовываться многоуровневая структура высшего образования может различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами трех уровней.

Первый уровень должен состоять из двух этапов. Первый рассчитан на 2 года обучения по образовательным программам бакалавров, в которых предусмотрена гуманитарная профессионально-ориентированная подготовка. После успешного освоения программы двухлетнего обучения выдается свидетельство о неполном высшем образовании.

После первого этапа обучения часть студентов может быть ориентирована на дальнейшую профессиональную подготовку (2-й этап) с объемом, предусмотренным для специалистов со средним профессиональным (специальным) образованием, рассчитана она на 1-1,5 года обучения. Общая продолжительность обучения первого уровня составит 3-3,5 года. После этого им будет выдан диплом о неполном высшем образовании с присвоением квалификации, согласно утвержденной специальности среднего профессионального (специального) образования.

Другая часть студентов будет продолжать обучение по программе базового высшего образования второго уровня: широкая специальная подготовка рассчитана на 2 года обучения. Срок обучения по программам базового высшего образования рассчитан на 4 года.

Особую роль на базовом уровне высшего образования должна играть общенаучная подготовка. Объем и уровень образовательно-квалификационных требований должен обеспечивать возможность адаптации будущего специалиста к быстро меняющимся основам техники и технологии, возможность широкого выбора путей доподготовки и переподготовки. С другой стороны, объем системной общеобразовательной подготовки должен быть ограничен рамками широко понимаемой профессиональной деятельности.

Основу высшего образования составляют образовательно-профессиональные программы по направлению обучения, охватывающие все области науки, техники и культуры. Эти программы представляют возможность овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получив фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний в области физической культуры.

Лица, освоившие программы второго уровня, должны быть подготовленными к активной профессиональной и социальной деятельности, обеспечивающей прогресс общества, и считаются получившими базовое высшее образование, им будет выдан диплом о высшем образовании с присвоением академической степени бакалавра физической культуры.

Выпускник должен уметь анализировать и оценивать с научных позиций исторические и современные процессы, проблемы культуры и общественной жизни страны, место и роль в них своей будущей профессиональной деятельности, проблемы и тенденции мирового общественного развития, уметь диалектически мыслить, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Он должен иметь навыки работы в коллективе, уметь принимать профессиональные решения в выбранной сфере общественной практики с учетом их социальных, экономических и иных последствий, требований этики и права. Он должен хорошо знать родной язык, уметь использовать хотя бы один иностранный язык в своей деятельности, иметь представление об основах отечественной и мировой культуры.

Выпускник с базовым высшим образованием считается подготовленным для продолжения образования по образовательно-профессиональным программам третьего уровня. Они признаны решать подготовку специалистов, готовых к самостоятельной творческой профессиональной деятельности.

Программы третьего уровня можно реализовать за счет существующих программ подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием на основе среднего образования и на основе базового высшего образования, а также за счет дальнейшего развития и дифференциации образовательно-профессиональных программ базового высшего образования.

Лица, имеющие степень бакалавра, могут продолжать обучение по образовательно-профессиональным программам подготовки магистров наук или дипломированных специалистов с высшим образованием.

Программа подготовки магистра наук должна быть реализована в течение 2-3 лет и обеспечивать преимущественно исследовательский характер будущей деятельности. По окончании студент получит диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра наук с указанием специальности.

После завершения обучения по программе подготовки дипломированного специалиста выпускнику будет выдаваться диплом о высшем образовании и присваиваться квалификация по полученной специальности. Срок реализации такой программы будет зависеть от получаемой квалификации, возможностей вуза и может длиться от 1 до 3 лет.

Успешно завершившим обучение по образовательно-профессиональным программам третьего уровня (магистра, дипломированного специалиста) будет предоставлено право поступления в аспирантуру.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Маркин, В.П. Многоуровневая структура высшего образования в области физической культуры // Тр. учен. ГЦОЛИФКа. 75 лет : Ежегодник. - М., 1993. - С. 123-126.