О ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ИФК

О ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ИФК

Б.В.Маслов

Введение

Концепция - это система представлений, взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения какого-либо явления, подход к пониманию чего-либо, а также общий замысел произведения ученого, писателя, художника, политика, педагога.

Под единством концепции понимаются также две ее стороны:

а) совмещение, адекватное отражение, интегрирование всех возможных, не противоречащих друг другу и здравому смыслу подходов к данному явлению: философско-социологического, экономического, научного, эмпирического, психологического, педагогического, нравственного;

б) принятие всеми, всем коллективом ИФК путем добровольного выбора, т.е. личностно, через собственные убеждения.

 

Проблемная ситуация

Перестройка высшего физкультурного образования (ВФО) без методологического обоснования и критериев эффективности предлагаемых мер не только не привела к ускорению профессионального и социального созревания студентов, но и задержала его. Причина в том, что реформа ВФО не коснулась главного - содержания деятельности, мотивации и стимулирования студентов на овладение профессией. Коллективы ИФК ни на шаг не продвинулись в разрешении проблемы, обозначенной в предыдущих публикациях [1-3]. В настоящее время ВФО находится в состоянии, близком к критическому.

Ключевые слова: физкультурное образование, подготовка специалистов, деятельность студентов, непрерывность подготовки, педагогическая практика, педагогический труд, критерии эффективности.

Цель и задачи работы: выявить теоретические предпосылки создания эффективной системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту (ФКиС) на основе диалектического единства и неразрывности практики и теории, становления личности и профессиональной деятельности студентов; построить профессиональную подготовку студентов на системоформирующей роли их практической педагогической деятельности (ППД); разработать систему непрерывной педагогической практики (НПП) студентов, обеспечив ее методически и организационно; реализовать выдвинутые идеи в учебно-воспитательном процессе (УВП) ИФК, чтобы поднять готовность выпускников к преподавательской, тренерской и организаторской деятельности на уровень не только современных, но и перспективных требований.

Методы: теоретический анализ и обобщение, системный подход, личностно-деятельностный подход, моделирование, научная экспертиза.

 

Результаты и их обсуждение

Заложены основы нового научного направления - теории практической подготовки специалистов по ФКиС [3]. Исходя из цели деятельности ИФК, в центр внимания коллективов поставлена личность каждого студента и его деятельность. Выявлены объективные критерии различения практической и теоретической деятельности преподавателя физической культуры и тренера. Из аксиомы о том, что всесторонне, гармонически развитой личностью и профессионалом можно стать только в процессе многообразной деятельности и общения выведены следствия применительно к студенту ИФК. Философское понимание педагогической деятельности как живого общения с учениками с целью воздействия на физические, психические, нравственные качества и личность в целом для их изменения в нужном обществу и самому воспитаннику направлении интерпретировано к студенту ИФК как будущему специалисту по ФКиС. Чтобы студенту ИФК стать педагогом-тренером, ему необходимо иметь собственных воспитанников и вести с ними постоянную целенаправленную работу по ФКиС.

Эти исходные посылки стали основанием для выделения в интегральной, целостной подготовке студента к профессиональной деятельности двух уровней: теоретической подготовки и практической подготовки. Три вектора направленности активности студента как субъекта своей подготовки: на своих учеников, на учителей (в обобщенном смысле) и на себя (самовоспитание, самоподготовка) взяты за ведущий признак классификации видов подготовки обоих уровней. По значимости для достижения цели в практической подготовке выявлены два подуровня: спортивно-двигательная подготовка (СДП) и педагогическая подготовка (ППП). В свою очередь, в практической педагогической подготовке по степени адекватности целевой профессиональной деятельности выделены три ступени восхождения к профессионализму: моделирующая (учебная) практика по спортивно-педагогическим дисциплинам и спортивно-педагогическому совершенствованию (СПС); реальная педагогическая практика (в школе, ДЮСШ, в оздоровительных центрах, вузах, предприятиях и учреждениях); педагогический труд со всеми его атрибутами. Вся эта иерархия видов ППП, в каждом из которых по еще более частным признакам выделены разновидности ППП, распределена по этапам подготовки специалиста, а внутри них - по фазам восхождения студента к профессионализму "от живого созерцания" и "абстрактного мышления" к общественно полезному, воспитывающему педагогическому труду ("к практике" в широком смысле).

Обоснованная таким образом программа непрерывной педагогической практики студентов [4,5] подготовлена к внедрению в УВП ГЦОЛИФКа и обеспечена рабочими материалами для студентов-практикантов и методистов. Непрерывность педагогической практики студентов прямо следует из концепции непрерывности образования и из единства и неразрывности теории и практики в деятельности людей. Тем не менее в реальном УВП наблюдается все больший отход от этих ведущих принципов: ликвидирована педагогическая практика для студентов первого курса, сокращается количество видов практики, время на ППД студентов в каждом виде ППП.

Суть НПП представляется очевидной: ППД студентов должна быть столь же регулярной и систематической, как их учебные занятия по расписанию и спортивные тренировки. В действительности же происходит подмена целей: вместо освоения педагогической, организаторской, тренерской функцией, соответствующих модели, профессиограмме и квалификационной характеристике специалиста, студент занимается личным спортивным тренингом и накоплением случайных, незавершенных, не применяемых на практике, бессистемных знаний.

На основе объективных критериев, исходных философских понятий: "деятельность", "практика", "теория", общеметодологических принципов и с помощью перечисленных выше методов выявлены и в первом приближении впервые сформулированы понятия о ППД в ФКиС, о подготовке специалистов как системе целей, задач, средств, методов, способов организации и управления процессом повышения уровня готовности к профессиональной деятельности, о педагогической практике студентов как форме УВП, об этапах становления профессионализма студентов.

С их помощью показана неэффективность существующих видов учебной деятельности студентов и неадекватность ее в целом будущей профессиональной деятельности в ФКиС. Она не обеспечивает общекультурное образование, профессионально-трудовое воспитание, развитие педагогических способностей и всего личностного потенциала как и становление профессионализма студентов.

 

Выводы

С позиции изложенных выше подходов систему подготовки практических деятелей в области ФКиС - преподавателей, тренеров, организаторов спорта для всех нужно строить на системообразующей роли доминирующего вида деятельности, ППД студентов. А познавательная и все иные виды деятельности (коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественно-творческая, политическая, религиозная) будут обеспечивать ППД формированием и развитием мыслительных способностей; общекультурными, политехническими, обще- и специально-профессиональными, прикладными знаниями, умениями, навыками. Однако это возможно лишь при кардинальной перестройке также теоретической подготовки и ее взаимодействия с практикой студентов, при широком распространении активных, развивающих методов обучения, развитии творчества и самостоятельности студентов. Необходимо перевести преподавание учебных дисциплин всех циклов на сквозной тематический план, все разделы и темы которого органически связаны с ППД студентов в школе, ДЮСШ, вузах, детских садах, физкультурно-оздоровительных комплексах.

Предложения. Исходя из сути проблемы превращения педагогической практики студентов из формы УВП в педагогический труд, отвечающий всем научным требованиям, следует:

- признать ППД студентов ведущим, доминирующим средством их подготовки к профессиональному труду; все другие виды деятельности, в том числе и учебная, а также научная, спортивная, общественная, художественно-творческая обслуживают ППД, обогащают ее, повышают эффективность и качество в процессе их системного взаимодействия;

- сделать педагогический труд студентов столь же регулярным и систематическим, целенаправленным, как их учебная, научная и спортивно-двигательная деятельность в институте;

- создать условия социальной и материальной среды для соединения педагогического труда студентов с их общекультурным образованием, профессионально-трудовым воспитанием, развитием способностей, упрочением интереса к работе по специальности, углублением потребности в самообразовании и непрерывном повышении квалификации (на этапе профессионального совершенствования).

Необходимо ввести объективные критерии оценки процесса и системы подготовки специалистов. Степень достижения цели ВФО, уровень готовности студента к профессиональному труду точнее применяемых сейчас субъективных оценок преподавателей можно определить по результату, продукту педагогического труда студентов: по положительным сдвигам в состоянии здоровья, физическом развитии, телосложении, спортивных результатов, сформированности черт личности и образа жизни его воспитанников. Их можно выявлять, фиксировать, оценивать, последовательно уточняя и конкретизируя и в качестве критериев эффективности, производительности труда, а затем применять для выбора меры материального и морального поощрения. Понятно, что реализация этого предложения требует длительной целенаправленной работы студента с группой постоянно занимающихся оздоровительной, прикладной физической культурой или видом спорта.

Резюме. Предлагаемая единая концепция подготовки специалистов по ФКиС на основе слияния научного и эмпирического, дедуктивного и индуктивного, теоретического и практического путей познания и трудовой деятельности студентов полностью согласуется с концепцией педагогического образования Гособразования СССР (1989). Усиление интеграции образования, науки и практики ФКиС, рост самостоятельности и творчества студентов, ускорение их социального и профессионального созревания, развития всех духовных и физических сил возможно в учебно-научно-спортивных комбинатах (УНСК), кооперирующих материальные, финансовые, информационные ресурсы и кадры ИФК, школ, ДЮСШ, научных подразделений, восстановительных центров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслов Б.В. Теория и практика физической культуры, 1988. N 5. с.18.

2. Маслов Б.В. Практическая подготовка студентов// Сборник. М.: Высшая школа, 1988. с.63.

3. Маслов Б.В. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в институтах физической культуры. Основы методологии, теории и организации. М.: ГЦОЛИФК, 1989.

4. Программа непрерывной практической подготовки студентов по специальности 0303 "Физическая культура". М.: ГЦОЛИФК, 1988.

5. Учебно-практические задания студентам по видам педагогической практики и этапам подготовки специалиста. М.: ГЦОЛИФК, 1988.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Маслов, Б.В. О единой концепции подготовки специалистов в ИФК // Тр. учен. ГЦОЛИФКа. 75 лет : Ежегодник. - М., 1993. - С. 140-143.