ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ОЛИМПИЙСКОГО СПОРТА (ВКЛЮЧАЯ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ): СТРУКТУРА НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ОЛИМПИЙСКОГО СПОРТА
(ВКЛЮЧАЯ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ):
СТРУКТУРА НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В.Платонов

Украинский государственный университет физического воспитания и спорта,
Киев, Украина

Идеалы олимпийского спорта позволили олимпийскому движению обрести удивительную стабильность и авторитет, добиться всемерной поддержки мирового сообщества на пороге XXI века, в обстановке острейших экономических и политических противоречий, экологических и демографических потрясений. Образовательные, воспитательные и собственно спортивные стороны олимпийского спорта органически переплелись с социально-философскими, экономическими и политическими, что сделало его универсальным явлением, примером эффективного сотрудничества между государствами и народами.

В последние годы во многих странах мира по инициативе МОК, поддержанной национальными олимпийскими комитетами, Международной и национальными олимпийскими академиями, специальными учебными заведениями, средствами массовой информации, развернута широкомасштабная деятельность по распространению знаний об олимпийском спорте среди широких слоев населения. Особую роль здесь сыграли книжные издательства различных стран, выпустившие большое количество разнообразной популярной литературы, в которой олимпийский спорт получил достаточно всестороннее отражение, а также телевидение, уделяющее олимпийскому спорту большое внимание. Всё это, естественно, стимулировало распространение знаний в области олимпийского спорта не только среди его любителей, но и среди людей, относящихся к нему достаточно безразлично.

В то же время анализ системы специального образования в вузах физического воспитания и спорта свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев в отношении олимпийского спорта система образования в последние годы не претерпела таких существенных изменений как, например, в области теории и практики здорового образа жизни, реабилитации, массового спорта. Одной из причин этого является сохранение устойчивых для физкультурного образования стереотипов, согласно которым различные компоненты знаний в области олимпийского спорта рассматриваются в качестве частных разделов таких научных и учебных дисциплин, как история физической культуры, теория спорта, теория физической культуры, организация и управление в сфере физической культуры и спорта, экономические основы физической культуры и спорта и др.

Такой подход, естественно, не позволяет выпускникам специальных вузов получить целостные и разносторонние знания в области олимпийского спорта и в дальнейшем стать активными проводниками этих знаний в процессе последующей педагогической деятельности в общеобразовательных и спортивных школах, высших учебных заведениях, спортивно-оздоровительных клубах и т.д. В связи с этим возникает проблема совершенствования олимпийского образования специалистов в области физического воспитания и спорта и дальнейшего развития соответствующих учебных и научных дисциплин.

Современная наука об олимпийском спорте - закономерный результат многолетней аналитической познавательной деятельности и большого количества серьезных обобщающих трудов по истории Олимпийских игр в Древней Греции, возрождения Олимпийских игр и развития современного олимпийского движения, системе подготовки спортсменов к Олимпийским играм.

Огромное количество разнообразных фактов, интересных гипотез, идей и частных теорий, накопленных в течение всей истории олимпийского спорта, требуют установления между ними логической связи, приведения всех компонентов в определенную систему, установления ее исходного начала, характеристики содержания, понятийного аппарата, основных принципов и закономерностей, т.е. всего того, что позволило бы говорить о системе знаний в области олимпийского спорта как о теории.

Рассматривая систему знаний об олимпийском спорте, следует отметить, что по своему содержанию она представляет общую концепцию состояния и развития международного олимпийского движения; по своему назначению - общий метод познания явлений олимпийского спорта, применяемый ко всем его составляющим, по своим функциям - практическое руководство для спортсменов, тренеров, деятелей олимпийского движения и других специалистов спорта, а также лиц, деятельность которых в той или иной мере связана с олимпийским спортом; по своей структуре и содержанию - совокупность понятий, принципов, закономерностей, фактов, идей и гипотез, относящихся к данной сфере человеческой деятельности.

Общая теория олимпийского спорта является примером интегративных наук, в основе которых лежат взаимосвязь и закономерности внутреннего функционирования объектов, а не их принадлежность к традиционной дисциплине. Междисциплинарный подход позволяет, во-первых, охватить всю совокупность объектов, относящихся к рассматриваемой области знаний, а во-вторых, представить знания по частным вопросам, накопленные в пределах традиционных дисциплин исторического, социально-экономического, политического, спортивно-педагогического и медико-биологического характера в рамках теории олимпийского спорта как научной и учебной дисциплины аналитико-синтезирующего, а не собирательного характера.

Развитие общей теории олимпийского спорта постоянно стимулируется появлением нового разнообразного эмпирического материала, интеграция которого в структуру теории является залогом её дальнейшего успешного развития. Не менее важным является и влияние на развитие теории олимпийского спорта достижений общенаучных дисциплин и теорий - теории систем, кибернетики, теории операций, теории функциональных систем и др., а также отход от чрезмерного увлечения математическим формализмом в той части знаний, которая относится к системе подготовки спортсменов.

Существенным стимулом для развития общей теории олимпийского спорта явилось предпринятое в Украине выделение в системах образования и аттестации научно-педагогических кадров отдельной отрасли "Физическое воспитание и спорт", одним из основных разделов которой является специальность "Олимпийский спорт", создание в специальных учебных заведениях кафедр олимпийского спорта и введение в учебные планы вузов дисциплин "Олимпийский спорт" и "Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте". Это, естественно, послужило стимулом к интенсификации работ по формированию общей теории олимпийского спорта, подготовке к изданию соответствующих учебников.

В докладе рассматривается структура общей теории олимпийского спорта и принципы формирования содержания недавно изданных учебников "Олимпийский спорт" и "Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте".


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Платонов, В. Общая теория олимпийского спорта (включая систему подготовки спортсменов): структура научной и учебной дисциплины // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 10-12.