ОПТИМИЗАЦИЯ СКОРОСТИ НА УЧАСТКАХ ТРАССЫ В ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА НА ПРИМЕРЕ ЛЫЖНОГО

ОПТИМИЗАЦИЯ СКОРОСТИ НА УЧАСТКАХ ТРАССЫ В ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА НА ПРИМЕРЕ ЛЫЖНОГО

Г.Грошев, А.Фураев

Московская государственная академия физической культуры,
Малаховка, Россия

Введение. На соревнованиях в циклических видах спорта часто желаемые результаты не могут быть достигнуты из-за нерационального распределения энергоресурсов спортсмена по участкам трассы. Целью данной работы является оптимизация этого распределения.

Методика. При прохождении спортсменом трассы на соревнованиях в таких циклических видах спорта как лыжи, легкая атлетика, биатлон, велосипед и других, связанных с необходимостью затрачивать внутреннюю энергию или, наоборот, получать ее из вне при взаимодействии с аэродинамической нагрузкой при передвижении по наклонным участкам и преодолении сил трения, важным фактором является рациональное распределение энергетических ресурсов спортсмена в зависимости от тех или иных особенностей участков трассы и энергогенерации спортсмена.

В данной работе представлены алгоритм и программа оптимизации скорости прохожденгия участков лыжной трассы с учетом характеристики энергогенерации спортсмена, его миделева сечения в различных позах, массы, аэродинамического фактора, фактора трения и уклонов на различных участках.

Алгоритм представляет собой циклическую процедуру оптимизации расхода энергии спортсмена и определения оптимальной скорости лыжника, основывающуюся на законе сохранения энергии закономерностях аэродинамического сопротивления и трения.

Алгоритм реализованн в виде программы "Трасса 0.1". В таблице 1 представленны исходные данные, а в таблице 2 - результаты одного из рассчитанных по этой программе конкретных примеров лыжной трассы состоящей из трех учатков.

Результаты приведенного примера показывают хорошую сходимость процедуры расчета. Вычисленные значения скорости 2.749 м/с - на первом участке, 4.490 м/с - на втором, 2.273 м/с - на третьем хорошо согласуются с биомеханическими исходными данными и соответствуют принятой в расчете характеристике энергогенерации и физикомеханическим особенностям трассы.

Таблица 2

Результаты расчета

Итерация процедуры Скорость на первом участке Скорость на втором учстке Скорость на третьем участке Ед. изм.
1 2.882 5.573 1.720 м/с
2 3.300 3.642 2.721 м/с
3 2.608 5.004 2.082 м/с
4 2.842 4.284 2.357 м/с
5 2.669 4.719 2.188 м/с
6 2.749 4.490 2.273 м/с

Таблица 1

Исходные данные

Исходные параметры Участки Ед. изм.
1 2 3
Миделево сечение спортсмена 0.5 0.5 0.5 м2
Расход энергии спортсменом в единицу времени 981 981 981 Вт
Коэффициент полезного действия спортсмена 0.25 0.25 0.25 ---
Длинна участка трассы 1200 2800 1000 м
Угол между направлением ветра и участком трасы 1.0 2.0 3.0 рад
Уклон участка трассы 0.03 -0.01 0.02 рад
Коэффициен аэродинамического сопротивления 0.05 0.05 0.05 Н.с24
Коэффициент трения 0.05 0.05 0.05 ---
Скорость ветра 5 5.5 6 м/с
Общее контрольное время прохождения трассы 1500 с
Вес спортсмена 589 Н
Критерий сходимости процедуры программы 0.05 ---


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Грошев, Г. Оптимизация скорости на участках трассы в циклических видах спорта на примере лыжного спорта / Грошев Г., Фураев А. // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 20-21.