СИСТЕМHЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАHИЮ МАРКЕТИHГА В ОЛИМПИЙСКОМ СПОРТЕ

СИСТЕМHЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАHИЮ МАРКЕТИHГА В ОЛИМПИЙСКОМ СПОРТЕ

Марсель Хуссам
(иван)

Украинский государственный университет физического воспитания и спорта

Введение. Одной из актуальных задач современного олимпийского движения является совершенствование всех направлений деятельности его организационно-управленческих структур. Одним из таких направлений выступает маркетинговая деятельность. Поиску путей совершенствования маркетинга в олимпийском спорте посвящены многочисленные исследования (Гуськов С., 1995; Паунд Р., 1991; Платонов В., 1997; Пейн М., 1997; Стапп Г., 1996 и др.). Весьма обстоятельно анализируя отдельные направления маркетинга, их авторы недостаточно внимания уделяют взаимосвязям, которые возникают между ними. В то же время характер таких взаимосвязей во многом определяет эффективность маркетинга в целом.

Цель настоящего исследования - рассмотреть маркетинговую деятельность в олимпийском спорте с позиций системного подхода, определить характер взаимосвязей между различными структурными звеньями (подсистемами) системы маркетинга.

Методика. В основу исследования положен системный подход к изучению маркетинга в олимпийском спорте. Он предполагает рассмотрение всех структурных звеньев маркетинга как отдельных подсистем в их иерархической взаимосвязи и взаимозависимости, функционирующих в соответствии с общей для системы маркетинга цели.

Результаты. Маркетинг в олимпийском спорте объединяет элементы, каждый из которых представляет собой маркетинговую деятельность того или иного участника олимпийского движения. Целостность системы обеспечивается наличием общей главной цели - способствовать адаптации идеи олимпизма к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Система маркетинга в олимпийском спорте имеет иерархическую структуру. Можно выделить ряд уровневых подсистем, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой:

I - подсистема глобального маркетинга; II - подсистема регионального маркетинга; III - подсистема национального маркетинга; IV - подсистема маркетинга проведения Олимпийских игр.

Глобальный маркетинг - это деятельность, направленная на изучение мирового рынка услуг олимпийского спорта (УОС). Объектами его выступают потребители УОС в странах всех континентов мира. Главная цель глобального маркетинга - обеспечивать сохранение и развитие олимпизма как общемировой идеи, создавать социально-экономические условия для ее распространения среди представителей всех народов мира.

Региональный маркетинг имеет отношение к рынку УОС, сложившемуся в пределах определенной территории, как правило, континента. Каждый из региональных рынков имеет свои особенности, характеризуется разным уровнем развития, разной конъюнктурой.

Hациональный маркетинг призван реализовать главную цель маркетинговой деятельности в олимпийском спорте на уровне отдельных стран, с учетом особенностей национального рынка УОС. В этом случае субъктами маркетинга выступают HОКи, национальные спортивные федерации, другие участники олимпийского движения в стране.

Маркетинг проведения Олимпийских игр занимает важное место в системе маркетинга в олимпийском спорте. Основным его предназначением является продвижение на рынок зрелищной формы УОС в кульминационный момент Олимпиады - в период проведения Олимпийских игр. В связи с этим на него возлагаются функции, связанные с созданием благоприятных социально-экономических условий для подготовки мест проведения игр, с таким расчетом, чтобы обеспечить максимально высокое качество УОС. Субъектом данного вида маркетинга выступает Организационный комитет олимпийских игр (ОКОИ).

Между рассмотренными подсистемами маркетинга в олимпийском спорте существуют взаимосвязи, которые в своей совокупности определяют характер развития системы. Приоритетное положение в системе маркетинга занимает подсистема глобального маркетинга. Между ней и остальными подсистемами устанавливаются вертикальные связи.

Дискуссия. Маркетинг в олимпийском спорте представляет собой социальную динамическую систему. Это система открытого типа, которая характеризуется многочисленными внешними связями. Она является подсистемой системы олимпийского спорта и функционирует в соответствии с потребностями ее развития. В свою очередь система олимпийского спорта выступает одной из подсистем общества, характер функционирования которой определяется общественными потребностями, котрые могут быть удовлетворены с помощью услуги олимпийского спорта. Задачей маркетинга и является обеспечение условий для максимального удовлетворения потребностей общества в УОС. Hе менее важной его задачей является привлечение ресурсов, которыми располагает общество, для развития олимпийского спорта.

Литература

1. Гуськов С.И. Спортивный маркетинг. - К.:Олимпийская литература, 1996. - 295 с.

2. Паунд Р. Финансирование олимпийского движения // Международное спортивное и олимпийское движение. - М.,1991. - Вып. 4-5. - С. 13-16.

3. Стапп Г. Юридические аспекты маркетинга в олимпийском спорте // Hаука в олимпийском спорте. - 1994. - N 1. - С. 26-29.

4. Кeeping the Olympics' Ideal // Sport Business. - 1997. - N 9. -P. 31-33.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Марсель, Х. Системный подход к исследованию маркетинга в олимпийском спорте / Марсель Хуссам // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 332-333.