ТРАДИЦИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА В МИРЕ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА

ТРАДИЦИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА В МИРЕ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА

В.Скороходов

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Традиционные боевые искусства Дальнего Востока - японское каратэ, китайское ушу, корейское тхэквондо - сегодня являются одними из наиболее известных элементов культуры этого региона в массовом сознании нашей страны, особенно в молодежной среде. Почему это явление восточной культуры оказалось так популярно за пределами ее исторической родины, и в том числе в России. Свою роль здесь сыграли и частичная утрата собственных традиций, и окружающий боевые искусства ореол секретности, и то, что боевые искусства ранее были под запретом в нашей стране. Важную роль играет то, что боевые искусства воспринимаются сначала поверхностно, на уровне тела. То есть сначала боевые искусства не воспринимаются как целостная традиция, и не требуют знания языка и глубокого знакомства с особенностями культуры. Кроме того, это действительно эффективная система самозащиты, что не так маловажно в наше трудное время.

Сегодня мы наблюдаем как целостная многовековая традиция боевых искусств становится целой отраслью в мире современного спорта. Несомненно в наше время еще существуют носители древней традиции, которые передают ее как целостную систему. Но в действительности, эта традиция уже распалась на самостоятельные направления, такие как: военно-прикладное, лечебно-оздоровительное и спортивное. Конечно нельзя отрицать той практической выгоды, которую могут извлечь специалисты из какого-либо обособленного направления. Так, например, органы охраны правопорядка используют сугубо боевой потенциал восточных единоборств, и в этом есть необходимость. Медицина использует различные виды оздоровительной восточной гимнастики. Но речь пойдет о сохранении идеала гармонии, заложенного в древней традиции, о своеобразном культурном феномене.

На сегодняшний день рядом ученых поставлен вопрос о сохранении и развитии духовных ценностей современного спорта. Обозначена проблема присутствия негативных тенденций, связанных, в основном, с коммерциализацией спорта и ориентацией его на достижение максимально высокого результата любыми средствами.

С этой точки зрения очень привлекателен огромный потенциал восточных единоборств в современном мире спорта. Ведь изначально их традиция имела массу духовных ценностей, связанных с этикой, философией и искусством. Но по мере обособления боевых искусств как спортивной отрасли, многое из культурного наследия этой традиции просто исчезло.

Накопив большое количество знаний люди, к сожалению, не стали гуманнее. Кругом, как и много веков назад все тоже насилие и социальная несправедливость. Следовательно, пока человек не подвергнется коренному изменению "изнутри" при благоприятных внешних факторах, никакая наука, боевое искусство или спорт не улучшат сами по себе его положения. Все эти системы, в том числе система боевых искусств, являются средством обретения гармонии и духовности. Этим средством надо уметь воспользоваться, поскольку занимаясь какой-либо из таких систем человек не становится высоко развитым и духовным автоматически.

К сожалению сегодня редко встречаются люди, которые достигли настоящего совершенства в процессе освоения боевого искусства и стали едиными телом и духом. Анализ восточных единоборств как спортивной отрасли, а это большинство всех проявлений боевых искусств сегодня, позволяет сказать, что у спорта и у восточных единоборств практически идентичный спектр проблем. Зачем люди идут в "большой спорт"? Некоторые - удовлетворить свои эгоистические потребности, некоторые - ради материальных благ, а в лучшем случае - укрепить здоровье или пообщаться с друзьями. Востоку, в своей изначальной традиции, такой подход чужд. Нам не известны старые мастера на Востоке, которые обогатились преподаванием или лечением. Были среди них и очень известные, но почти всегда как образец высокой морали и духовности. Трудно представить схожие тенденции в современном спорте: например, боксер-терапевт или шпажист-хирург, тогда как на Востоке любая система боевых искусств имела полифункциональный характер. В данном случае прежде чем научится боевым приемам, ученику предстояло усвоить много моральных правил и научиться искусству врачевания.

Таким образом, анализ современных боевых искусств позволяет сделать вывод о том, что спортивные единоборства, как и спорт, имеют противоречивый характер. Возможности, заключенные в спорте, для реализации гуманистических культурных и духовных ценностей не реализуются автоматически и зависят от конкретных условий реализации. Совершенно идентичная ситуация наблюдается в мире боевых искусств - причина превращения их в средства нанесения противнику повреждений, средство внушения страха или в бесчеловечный спорт не в природе боевых искусств, а в самом человеке и наличии социального заказа. И то, какую форму приобретает боевое искусство, зависит от того в чьих руках находится эта многовековая традиция.

Список литературы

1. Асмолов К.В. Боевые искусства Дальнего Востока в России и СНГ: проблема адаптации / Научный альманах "Цивилизации и культуры".Вып.2 - М.: Институт Востоковедения РАН, 1995. - с. 203-215.

2. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. -, 1993.

3. Столяров В.И. Спорт, культура, гуманизм // Философско-социологическое исследование физической культуры и спорта (ежегодник). Вып. 1. - М.: Спорт. Культура. Воспитание, 1988.

 

TRADITION OF THE EASTERN FIGHTING ARTS IN THE WORLD OF MODERN SPORT

V.Skorohodov

Russian State Academy of Physical Education,
Moscow, Russia

Japanese karate, Chinese ushu, Korean tchacvondo are the traditional fighting arts of the Far East. Today they are the most well-known element in the culture of this region in the mass consciousness of our country, especially among the youth. It's going to be explained why this phenomena has become extremely popular overseas and in Russia too. Partial loss of the own traditions, the aureole of the secrecy surrounding the fighting arts and the fact that the fighting arts were prohibited in our country earlier have been taken into account. The next reason is that. our body is the first thing to get them. More than that. these fighting arts don't look like a tradition, they don't require any language and culture knowledge. Besides this is a completely effective system of self-defence, that is so important for our alarming time.

This ancient tradition of the fighting arts is being the vast field in our modern sport world. It's no doubt, it's being got to younger generation Mid people who are interested in it by skillful professional fighters. Nowadays this tradition has been divided into some aspects such as military applied, medical sanitary and sporting. The importance of professional experience of each aspect, can't be avoided. For example, security teams and the police can be taught fighting arts for their professional needs.. Medicine uses different kinds of the sanitary eastern gymnastics.

But the problem is how to keep the ideal of harmony which is the basis of the old Eastern tradition. So the question how to keep and develop the modern sport world culture has been focused. There has been found the problem of the negative tendencies which are connected with the commercialization in the sport and its orientation toward the achievement of the highest results by any means.

From this point of view the huge potential of the eastern single combats is very useful in the modern sport world. Since its birth this tradition has been an ethics, philosophy and art culture. The fighting arts have changed into a sport field, so many things from the cultural heritage of this tradition have been lost. Although people have got a great deal of knowledge, they have not become more humane. There is as much violence and social injustice as many centuries ago. If the social environment doesn't change a manў s inner world, neither science nor Fighting arts or sport will be able to improve his position. All these systems, including the system of Fighting arts are the means which a man can use to find harmony and spirituality. A man has to be able to take advantage of these means, because he can't become highly developed dealing with one of these systems only.

Unfortunately people who have got real perfection in the course of studying fighting arts and have improved their body and spirit can be met really. Analysis of the fighting arts as a sport field has proved the fact that sport and the fighting arts have the identical problems. Why do people take up "the big sport"? Some of them want to satisfy their egoistic needs, others to work for money and some people want to keep fit or to meet friends. This approach is out of touch for the East. There aren't any ancient Eastern masters who were rich while they were going into teaching or treating. Some of them were the example of high moral and spirit. The Identical Tendencies can't be found out in the modem sport. There can't be such professions as a boxer-therapeutist or a fencer-surgeon. But in the East any system of the fighting arts had semi-functional character. So the learner had to know a lot of moral and treating rules to get fighting skills.

The conclusion is fighting arts have as contradictory character as a sport. Sport abilities to develop human beings, humanity and moral can't be worked out automatically. They depend on. certain conditions. The same situation is observed in the world of fighting arts. If people are violent or cruel it is not the fighting arts fault. It depends on the environment they sprang from and their personality. Teachers who teach fighting arts are responsible for the form and conditions these arts are worked out.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Скороходов, В. Традиция боевых искусств Востока в мире современного спорта // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 185-186.