"ЧЕЛОВЕК ТЕЛЕСНЫЙ" В ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

"ЧЕЛОВЕК ТЕЛЕСНЫЙ" В ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

С.Мягкова

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Историко-культурологическое исследование человека, особенно человека телесного, предполагает, с одной стороны, осмысление пространственно-временного континуума, в котором он располагается и функционирует; с другой стороны, изучение различных ипостасей этого уникального биосоциального объекта, в которых он выступает, соприкасаясь, контактируя, взаимодействуя с огромным количеством живых и неживых объектов и удовлетворяя разнообразные потребности. Осознание самого себя, своего тела является главной доминантой в определении своей сущности, своего места в реальном мире, в эсхатологических представлениях, в рефлексии всего сущего.

Анализ человеческой телесности в культурах разных эпох и народов - мало исследованная проблема в сфере гуманитарного знания. В то же время, человеческое тело - не просто природный феномен, присутствующий в жизни человека. Осознание человеческой телесности не только определяет жизненную линию поведения человека, но и влияет на духовные ориентации общества, культуры в целом, на характер практической деятельности. Осмысление тела человека, соматические представления людей той или иной или иной эпохи находят своё отражение в мифологии, философии, искусстве.

В русской культуре ценностно-смысловая трактовка человеческой телесности, модельные характеристики тела человека, особенности телесно-двигательной практики являются отражением социо-культурной реальности того или иного исторического периода. Человек в языческом мировоззрении дохристианской Руси не выделялся из окружающей природы и своей родовой общины (Е.В. Аничков, Е.Г. Кагаров, Б.А. Рыбаков, Л.А. Чёрная и др.). Он соотносится как с живой, так и с неживой природой, как с людьми, так и с животным миром. Для лидера племени, как вождя стаи, важны такие качества, как физическая сила, выносливость, ловкость, храбрость и т.д. (например, известное сравнение Святослава Игоревича с "пардусом" в "Повести временных лет"). Понимание человеком самого себя, своей уникальности, обособленности в ряду природных объектов, своей сущности пришло вместе с христианством. И первым же дискуссионным вопросом стал вопрос о высшем творении Бога, созданном по "образу и подобию" его. Христианская церковь однозначно толковала образ и подобие не как плотское, но как духовное. Народная же традиция более усиливала материализованное начало. "Образ" воспринимался как форма тела, лицо, внешность. Отсюда пошло, например, представление о бороде на мужском лице как об элементе божественного образа, данного человеку. Официальной православной церковной традиции, определявшей превосходство души над плотью, противостояла неофициальная культура, развивавшая "линию тела", его связи с природой.

Одно из оригинальных решений вопроса о приоритете души и тела даны в притчах Кирилла Туровского о человеческой душе и о теле и о слепце и хромце. Человек - это нечто "животное", состоящее из плоти (хромца) и души (слепца), которое становится чем-то цельным только при соединении этих двух неполноценных частей [8, С. 137]. Проблема взаимозависимости тела и души, влияние тела на душу волнует русских книжников на протяжении веков. В XIV-XV веках особое распространение получила "Диоптра" византийского монаха XI века Филиппа Монотропа. Вместо греховности плоти и безгрешности души он утверждал их равную ответственность за поступки человека, причём плоть оказывается мудрой служанкой, а душа простоватой госпожой [Там же, С. 140].

Вторая половина XVII- начало XVIII веков - переход от средневековой культуры к культуре Нового времени. Происходит усиление гуманистического начала, возвращение к античному пониманию человека. Человек стал восприниматься не только как оболочка, сосуд для души, но как индивид, обладающий своеобразной природой, сущностью, характером. Стал интересен человек в его человеческой природе (Д.С. Лихачёв). Человеческое тело ещё более привлекает внимание общественной мысли, которая особенно подчёркивает природную константу телесности, пытается описать эту природу в направлении светского естественнонаучного знания (например, "Сказание о человеческом естестве, видимом и невидимом"). Красота и целесообразность человеческого тела ("плоти") восхищает современников, но превыше всего становится человеческий разум, который есть "царь всему: и душе и телу" [8, С. 147].

Взаимосвязь и взаимозависимость внешних и внутренних характеристик человека содержатся в сочинении XVIII века "О познании нравов человеческих по сложению тела" (9). В целом, за природой человека признаётся решающее значение в формировании нрава, но всё же подчёркивается, что воспитание побеждает естество. Этот тезис - о значении воспитания, образования, развития человека - стал главным в русской культуре XVIII столетия. В указанном сочинении прослеживается весьма любопытная идея: об уравновешенности частей, о гармонии внешнего и внутреннего в человеке. Естественная красота человека требует и его душевной красоты. "Кто есть благообразен, а зол, сицевый творит против естества". Такое смешение этических и эстетических акцентов, более присущее для древнегреческой калокагатии, указывает на усилившееся влияние античных авторов, чьи гуманистические идеалы в сочетании с западноевропейским рационализмом сыграли особую роль в формировании переходного характера русской культуры второй половины XVII- начала XVIII веков. В свою очередь, именно этот период дал толчок становлению нового отношения к человеческой телесности, к созданию новых форм телесно-двигательной практики эпохи Просвещения. Происходит накопление той критической массы духовного сознания, которое позволило, например, признать телесную культуру общественной ценностью, способствующей воспитанию подрастающего поколения, а так же оздоровлению нации.

 

Литература

1. Гачев Г.Д. Русский Эрос // Советская литература. - 1990. - № 5. - С.92.

2. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI - XIII в.в.. - М. - Л., 1966. - 240 с.

3. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1988. - С. 746 - 752.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Мягкова, С. "Человек телесный" в литературе средневековой Руси // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 194-196.