УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССОМ ТРЕНИРОВКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССОМ ТРЕНИРОВКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

В.Лях

Институт возрастной физиологии РАО,
Москва, Россия,

Академия физического воспитания,
Катовице, Польша

Введение. Современный спорт характеризуется поиском новых дорог и резервов совершенствования технико - тактического мастерства и повышения уровня достижений юных и квалифицированных спортсменов. В последние, примерно, 20 лет показано, что одним из важнейших направлений, а также использования резервов является повышение уровня развития координационных способностей (С) человека (А. В. Родионов, 1973; М. С. Бриль, 1980; М. А. Годик, 1980; К.Циммерман 1980 - 1986; П. Хиртц, 1981 - 1997; В. И. Лях, 1983 - 1998; В.Староста, 1990 - 1998; И. Рачек, 1989 - 1998; ЮЮ. В. Верхошанский, 1986; А.М.Петров, 1997 и др.).

На основании многолетних теоретических и эксперементальных исследований в докладе делается попытка обсуждения следующих аспектов проблемы:

- понятие и значение КС в спортивных играх,

- определение задач и места общей и специальной координальной подготовки в системе длительной тренировки юного спортсмена,

- возможные пути тренировки КС спортсменов в микро -, мезо -, и макроциклах

- разработка и использование соответствующих методов диагностики КС в ходе тренировочной и спортивной деятельности.

Методы исследования. Анализ литературных источников, метод экспертных оценок, интервьюирование, анкетирование, лабораторные, компьютерные и моторные тесты для оценки КС, технических умений и других характеристик, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты и обсуждение. К настоящему времени накоплен значительный материал по установлению высокого значения КС, раскрыты термины и понятия, характеризующие координационную сферу спортсменов игровых видов спорта, выделены ведущие КС, определяющие успех соревновательной деятельности и влияющие на скорость и качество обучения и совершенствования технико - тактическим действиям. Высокие ранговые места независимо от вида спортивной игры получили такие КС как способность к перестроению двигательных действий, ориентация в пространстве, быстрота реагирования в сложных условиях и способность к дифференцированию параметров движений. Место таких КС как способность к согласованию, равновесие, способность к ритму оказалось ниже. При этом, такие оценки выставили как исследователи по проблеме КС, так и эксперты по спортивным играм. Установлено, что значимость тех либо других КС в разных спортивных играх неодинакова и что имеет место различие авторов на предмет определения ведущих КС для одной и той же спортивной игры (В. И. Лях, 1995).

Основные задачи координационной подготовки в спортивных играх видится в том, чтобы:

- систематически овладевать новыми общими и специальными координационными упражнениями, совершенствовать и применять их в изменяющихся условиях;

- совершенствовать общие и специальные КС, названные выше, которые играют важную роль в достижении успеха;

- развитие психофизиологических функций (сенсорных, сенсомоторных, интеллектуальных, мнемических), связанных с развитием КС.

В системе спортивной подготовки, наряду с разделами "техническая подготовка", "тактическая подготовка", "кондиционная подготовка", "психическая подготовка" впервые, пожалуй, в качестве самостоятельного раздела выделен раздел "координационная подготовка" (В. И. Лях, 1983, 1994, 1995). Указаны примерные пропорции на общую и специальную координационную подготовку спортсменов игровых видов спорта.

Способы тренировки КС в макро -, и мезоциклах могут быть разные:

- равномерное воздействие с помощью средств и методов в течении длительности макро - и мезоцикла,

- акцентированное воздействие на ведущие КС в подготовиительном, соревновательном или переходном периоде,

- направленная тренировка тех либо других КС в 2 - 6 микроциклах,

- использование упражнений повышенной координационной сложности.

Вместе с тем вышепредставленные варианты тренировки КС требуют дополнительных эксперементальных проверок.

В докладе обсуждаются также критерии и методы контроля координационной подготовленности, рассматриваются показатели добротности (надёжности и информативности) тестов, определяющих КС спортсменов игровых видов спорта.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Лях, В. Управление и контроль процессом тренировки координационных способностей в спортивных играх // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 232-233.