ИНТЕГРАЦИЯ СПОРТА, КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ СПОРТА, КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

А.Чунаев

Ульяновский государственный педагогический университет,
Ульяновск, Россия

В современном мире складывается понимание физической культуры как совокупного качества всей жизни человека, обнаруживающего и полагающего себя в материальной, социальной и духовной культуре. Наука о спорте развивает подходы комплексного изучения человека, разработки и соединения в единое целое закономерностей управляющих его биологической и социальной природой. Спортивная деятельность предстается чуть ли не идеальным объектом в таких исследованиях. Физическая культура вовсе не только средство физподготовки и укрепления здоровья, на чем долгие годы основывались взгляды большого числа специалистов. Развивать мышцы, функции, укреплять организм бесспорно полезное дело. Но в своей упрощенной ограниченности это занятие не сохраняет культурного содержания и через это значения и жизненного смысла. Оно неизбежно отрицается развитием личности в ее созидательной деятельности, которая необходимо выходит за своекорыстные побуждения и предполагает человеческое, гуманное, нравственное взаимодействие с другими. Именно это взаимодействие, опосредованное сознанием и культурой, словом и делом, порождает и обнаруживает поступки, личность и судьбу. Неопровержимым доказательством этому служит вся история физической культуры и история олимпизма в которой человек выразил себя движением в не меньшей степени чем словом И если слово есть дело двоих, то и физическое упражнение, разрабатываемое в культуре, реализует глубокий социальный смысл. В исторически сложившуюся педагогическую отрасль знаний о физическом воспитании внесены новые категории и понятия, разрабатываются идеи и технологии в которых преодолевается "хаотическая текучесть" физических упражнений, отдельные упражнения организуются в осмысленную культуру движений не менее важную в образовании, чем овладение информацией в учении. Это определяет интеграцию спорта, культуры и образования в практике развертывания новых федеральных проектов олимпийского образования, президентских состязаний и спартианских игр, соединяющих спорт и искусство, подготовки Всемирных юношеских игр в Москве под эгидой МОК. Такие крупные программы могли бы оказать прямое влияние на развитие "спорта для всех, здоровья для всех и образования для всех", в особенности на организацию физической культуры в школе и смысловую энергетику отдельных физических упражнений в школьных программах, помочь в постепенном преодолении обыденной практики упрощенной физподготовки в образовании. Физическая культура, являясь неопровержимым приоритетом и естественной ценностью детской жизни, одной из немногих возможностей действительной социализации личности в образовании, энергичным средством позволяющим расширять живое общение в изучении искусства, природы, языка и другого учебного материала, может и должна последовательно становиться общим принципом организации школы. Физическое упражнение, скрупулезно препарировавшееся в лучших спортивных лабораториях мира, наравне со сближающим людей словом, по настоящему вступает в диалог культур. Этот диалог, способный изменить культуру школы и личности ребенка во многом может состояться лишь посредством социально-педагогических технологий обращенных в одну сторону к единой науке о человеке, а в другую к живым формам культуры, что "красной нитью" обозначилось в стремлении к открытости для детей Олимпийских игр.

Идеи олимпийского движения инициированы в России федеральной программой олимпийского образования. Она позволяет обновлять физическую культуру школы и обратиться к личностно-ориентированным педагогическим технологиям. Олимпийское образование не может оставаться только информативным, предполагающим одно знание олимпизма, а в своем развитии ограничиваться лишь средством регламентированного физического упражнения. В "силовом поле" ценностей олимпийского образования важно развернуть деятельность, построить смысловой ряд культурно спортивных событий, определить и высветить в этих событиях отношения и поступки самоопределяющейся личности.

В своем научно-практическом исследовании мы переходим от аналитизма в рассмотрении физической культуры в отдельных действиях, упражнениях и элементах к интеграции спорта, культуры и образования. Это путь разработки физического упражнения в поступок, деятельность и личность, организации двигательных действий в игру, спорт, спартианский диалог, олимпийское образование. Развертывание коммуникаций, интегрирующих образовательные формы в живую действительность культуры, спорта и творчества, разработка смысловых пластов действительности поможет сменить идеологические формулы в развитии на перспективы культуры.

Основным методом исследования стал педагогический эксперимент, основывающийся на социально-педагогическом проектировании учебно-методического комплекса физической культуры школы, освоении современных информационных технологий, компьютерных и видеопрограмм, новой детской учебной и развивающей литературы. Программу педагогического эксперимента составил открытый спартианский комплексе "Игра. Спорт. Диалог".

Комплекс "Игра. Спорт. Диалог" обращен к федеральным программам спорта для всех, спартианского движения и олимпийского образования и содержит три ступени.

Первая ступень - детский спорт и физическая культура ребенка в его отношениях и деятельности в начальной школе и семье. Материалы этой ступени комплекса организованы игровыми формами и приведены в сюжетно-игровых программах для начальной школы, азбуке спорта и учебных спортивных книжках для детей.

Вторая ступень построена на практике делового сотрудничества общеобразовательных школ с детско-юношескими спортивными школами. Эта ступень реализует идеи детского спорта, президентских состязаний и спартианских игр. Культурно-спортивные программы ступени построены в возрастных группах на спортивных календарях, реализуемых в регионе. Отдельные, замкнутые учебные программы школ и узко спортивные программы ДЮСШ в такой работе взаимооткрываются и обогащаются одна в другой.

Третья ступень является практикой молодежного спорта, здорового отдыха и туризма. Эту практику ориентирует календарь Российских и международных соревнований, спартианских игр, туризма и спортивных фестивалей студентов. На этой ступени реализуется историко-культурный проект "Форпосты отечества", программа спорта и путешествий в защиту культуры и природы Волги, программа Гуманитарного центра реабилитации и спорта инвалидов в Ульяновском государственном педагогическом университете.

В целом спартианский, воспитательно-образовательный комплекс "Игра. Спорт. Диалог" структурирует в конкретной деятельности идею интеграции игры, спорта, образования, здорового отдыха и туризма, служит развитию и сближению людей в духе олимпизма.

Литература

1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры, 1993, № 4, с. 21-22.

2. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры, 1994, №9, с. 9-11.

3. Громыко В.В., Кузин В.В. Фестиваль науки, культуры и спорта // Теория и практика физической культуры, 1996, №12, с.3-9

4. Кубертен Пьер. О спорте, искусстве и литературе // Олимпийский огонь. М., 1980. С. 171-172.

5. Родиченко В.С., Столяров В.И. Идеология и олимпийское образование // Теория и практика физической культуры, 1996, №6, с. 2-7.

6. Столяров В.И. Проект СпАрт и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России // Теория и практика физической культуры, 1993, №4, с. 10-13.- №8, с. 3-7.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Чунаев, А. Интеграция спорта, культуры и образования // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 459-460.