РОЛЬ И ЗАДАЧИ ВЕДУЩИХ ВУЗОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

РОЛЬ И ЗАДАЧИ ВЕДУЩИХ ВУЗОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Н.Николаева

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Введение. Ключевая роль научно-педагогических кадров в подготовке специалистов известна, поэтому проблема перестройки кадровой политики в высшей школе становится одной из важнейших. Кадровая политика должна быть направлена на то чтобы: существенно улучшить формирование профессорско-преподавательского состава; создать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей и мастерства научно-педагогических работников (3).

Важнейшими средствами решения этих задач являются: совершенствование аспирантуры, развитие докторантуры, повышение действенности институтов и факультетов повышения квалификации (1,2). Проблема квалификации - один из аспектов проблемы изучения трудовой деятельности вообще, а именно ее качественный аспект (3).

Методы исследования: анализ литературных источников, изучение документов, методы опроса, анкетирование, статистические методы обработки полученных результатов.

В отрасли физическая культура и спорт система повышения квалификации существует более 30 лет. В настоящее время она является составной частью дополнительного профессионального образования и функционирует на основании Закона "Об образовании", приказов и постановлений Правительства Российской Федерации, Государственного Комитета РФ по ФК. Кризисные явления в стране сказались на высшей школе и особенно на системе повышения квалификации. В настоящее время учреждениям дополнительного профессионального образования дана самостоятельность в разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, подборе контингента слушателей, что дало возможность изыскивать новые организационные и содержательные формы работы, заключать договора с организациями и частными лицами о проведении обучения, привлекать к работе наиболее квалифицированных преподавателей и специалистов, в том числе и из других организаций.

Отказ от государственного планирования контингента слушателей в системе ФПК привел к резкому снижению количества обучающихся в 1991/1992 гг. Наиболее критическими для ФПК были 1991-1996 г.г. за это время количество обучающихся снизилось в три раза по всем категориям слушателей. В настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону. Ежегодно в отрасли повышают квалификацию от 1200 до 1400 слушателей в трех институтах повышения квалификации и на пяти ФПК, которые составляют систему повышения квалификации отрасли ФКиС. Всего с 1992 года и по настоящее время повысили квалификацию в системе физической культуры и спорта 8054 слушателя. Вклад, образованного в 1996 году при РГАФК, института повышения квалификации составляет за это время 1594 человека. До 1990 г. на ФПК ГЦОЛИФК ежегодно повышали квалификацию до 1000 человек.

Особого внимания заслуживает проблема повышения квалификации профессорско-преподавательского состава институтов физической культуры. Всего в РФ функционируют 13 ИФК, в которых работают более двух тысяч преподавателей, для которых высшим уровнем повышения квалификации должны стать Институты повышения квалификации при ведущих вузах отрасли, призванные помочь профильным вузам организовать обучение преподавателей по проблемным вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью, освоением современной вычислительной техники, активных методов обучения, новых научных технологий. Особое внимание нужно обратить на возможности и способы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, задействованного в педагогическом процессе в системе повышения квалификации, так как на них ложится трудная задача - обучение слушателей ИПК и ФПК. Для этого необходимо находить возможности для командирования ведущих преподавателей обучаться в системе повышения квалификации в ведущие вузы, научные школы и т.д. Чаще привлекать к учебному процессу высококвалифицированных специалистов - практиков, ведущих ученых, владеющих новыми технологиями, методиками, имеющими большой практический и научный опыт.

Формирование планов повышения квалификации базируется на координации действий родственных вузов. При этом ИПК отраслевого (ведущего вуза) учитывает потенциальный контингент преподавателей физкультурных вузов, нуждающихся в обучении на факультетах повышения квалификации, оценивает их квалификацию, личные интересы, рекомендации командирующих кафедр и т.д. Это позволяет при наличии гибких учебных планов индивидуализировать подготовку и повысить эффективность занятий, используя при этом развитую учебно-исследовательскую базу и высоквалифицированные научно-педагогические кадры (98% преподавателей, привлекаемых к учебному процессу - высоквалифицированные научно-педагогические кадры).

В настоящее время эффективность системы повышения квалификации во многом зависит от совершенства ее организационной структуры, программного, финансового и кадрового обеспечения. Отказ от государственного планирования контингента обучающихся, переход на хозрасчетные отношения, заставляет в новой экономической обстановке овладевать навыками рекламы деятельности институтов и факультетов повышения квалификации. Именно новая идеология в вопросах повышения квалификации и переподготовки физкультурных кадров положена в основу деятельности, созданного при РГАФК в 1996 году, отраслевого Института повышения квалификации и переподготовки кадров.

Выводы:

1. В целом, как видно из приведенных данных, объективной тенденцией совершенствования педагогическими кадрами своего профессионального уровня и педагогического мастерства остается, на всем протяжении педагогической деятельности, система повышения квалификации, причем основной формой этого повышения являются ИПК и ФПК при ведущих вузах отрасли

2. Система повышения квалификации отрасли ФКиС должна основываться на совместной деятельности ИПК и ФПК, посредством выхода в информационные системы связи, что обеспечит организацию управления системой на более высоком уровне, обмен информацией, рекламу деятельности всей системы повышения квалификации и каждого учреждения дополнительного профессионального образования.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, 1994 г.

2. Кадры и кадровая политика в высшей школе. Труды исследовательского центра. М.1991г.

3. Климова Э.Т. Международный опыт повышения квалификации преподавательского состава. Методическое пособие.-М. 1991 г.

4. Непрерывное образование научно-педагогических кадров: концепция и практика реализации. Труды исследовательского центра. М.1991 г.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Николаева, Н. Роль и задачи ведущих вузов в организации повышения квалификации педагогических кадров в отрасли физическая культура и спорт // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 483-484.