ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ

В.Платонов

Российская федерация баскетбола,
Москва, Россия

Физическая подготовка юных баскетболистов нуждается в существенной коррекции. Необходимо усовершенствовать ряд разделов подготовки, максимально учитывая закономерности физического и психического возрастного развития детей и юношей. Требует усовершенствования общий методический подход к процессу физической подготовки. Особое внимание нужно уделять развитию скоростно-силовых качеств и специальной выносливости юных баскетболистов, когда же речь идет о методическом подходе, то перспективным представляется дальнейшее совершенствование метода программированного обучения.

В основе программированной физической подготовки юных баскетболистов была положена так называемая структурно-логическая схема (СЛС), которая представляет собой схематические описания логического построения учебных (тренировочных) мероприятий, с помощью которых информация, сообщения обучаемым, преобразовывается в его знания, умения и навыки.

В процессе построения системы программированной физической подготовки спортсменов реализовывались следующие установки:

1. на реализацию текущего адаптационного резерва организма юного спортсмена;

2. на концентрированное использование отдельных специальных однонаправленных нагрузок;

3. на разделение во времени объемных нагрузок различной преимущественной направленности.

Такие установки реализуются через конкретные целевые задания, которые являются одним из основных признаков программированной подготовки. Целевые задания представляют собой определенный блок упражнений, разнесенных и по времени, с единой целевой установкой. Такие целевые задания могли быть или системой упражнений, применяемых в одном тренировочном занятии, или системой тренировок, составляющих определенный микроцикл.

Направленность целевых заданий может быть комплексной или по преимуществу: "на реактивность", "на быстроту", "на быструю силу", "на силу", "на координацию", "на силовую выносливость", "на скоростную выносливость".

В свою очередь, СЛС содержит систематизированный перечень разделов и направлений физической подготовки, а также перечень конкретных средств подготовки не по их содержанию, а по направленности на развитие конкретных двигательных способностей (или "блоков" таких способностей). СЛС способствует точному установлению взаимосвязи элементов физической подготовки и однозначно определяет место каждого элемента; она дает возможность определить формы реализации учебно-тренировочного процесса на различных этапах физической подготовки; она формирует предпосылки для разработки алгоритма применения средств физической подготовки в соответствии с периодами и этапами годового цикла.

Для решения практических задач программированной подготовки юных баскетболистов применялись такие методы, как обобщение практического опыта (в том числе и собственного опыта подготовки баскетболистов высокого уровня мастерства), экспертные оценки, Для решения научно-методических задач изучалась структура и динамика двигательных качеств юных баскетболистов различного возраста и выявлялись те особенности возрастной сензитивности развития, которые не были установлена ранее. Батареи тестов для оценки общей и специальной физической подготовленности баскетболистов достаточно обоснованы и проверены, поэтому в данном случае было необходимо только внести некоторые коррективы, обусловленные спецификой темы настоящего исследования. Наконец, были подобраны такие методы исследования, которые позволяли обосновать применение конкретных элементов системы физической подготовки, объединенной под идеей "программированной подготовки". Для этого были выделены в общих положениях программированной подготовки те элементы, которые наиболее полно отвечают задачам программирования физической подготовки юных баскетболистов. В частности, учитывая специфику применяемых нами, в рамках системы программированной подготовки, методических построений, связанных с выполнением целевых задании, то в этом случае было необходимо проверить возможности оптимизации процесса физической подготовки за счет рациональных сочетаний как различных двигательных действий, так и различных режимов двигательной действительности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Платонов, В. Психолого-педагогические факторы программирования физической подготовки юных баскетболистов // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 295-296.