К ФОРМИРОВАНИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА ИНВАЛИДОВ

К ФОРМИРОВАНИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА ИНВАЛИДОВ

В.Дмитриев

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры,
"Экозмил",
Москва, Россия

Сложившаяся к концу двадцатого столетия кризисная ситуация с состоянием здоровья россиян остро поставила вопросы внедрения в практику новых оздоровительных технологий с более эффективным использованием преимушественно немедикаментозных средств и методов физической культуры и спорта. На фоне снижения общей численности населения, более 35 млн.человек находятся на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний и около 40 млн.человек ежегодно проходят курс реабилитации в стационарах (А.И.Осадчик и С.А.Леонов, 1994), только за десятилетие число детей-инвалидов увеличилось более чем в 2 раза (Л.К.Грачев, 1995). Катастрофическое положение со здоровьем населения обусловлено, в том числе, и недооценкой социальной роли физической культуры.

Цель исследования - разработать теоретические, научно-методические и организационные основы многоуровневой системы адаптивного физического воспитания, физкультурно-оздоровительной реабилитации и спорта инвалидов с использованием принципов формирования бимодальной (личность - общество) мотивационной среды.

Объект исследования - инвалиды различных категорий и патологий и люди, восстанавливающиеся после травм и заболеваний, в том числе: дети, подростки, взрослые, престарелые; врожденные и приобретенные отклонения в интеллектуальном и физическом развитии; нарушения зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и нервно-мышечной системы, психосоматические, кардиореспираторные, черепно- и спинно- мозговые и другие.

Научная гипотеза. Независимо от исходного состояния организма человека, любая патология или расстройство ведет к временным или устойчивым нарушениям двигательных, координационных и других функциональных качеств.

Совершенствование режимов индивидуальной двигательной активности является определяющим фактором физической реабилитации, социальной адаптации и полноценной интеграции инвалидов в общество.

Реализация разработанных принципов и общих организационных подходов должна осуществляться на основе оптимального планирования достижения цели реабилитации, коррекции режимов в зависимости от текущего состояния реабилитанта, направленного использования средств и методов адаптивного физического воспитания и подготовки профессиональных кадров.

Методы исследования. Сложность и многогранность предмета и объекта исследования и решаемых задач обусловили необходимость использования совокупности общих, частных и специальных методов исследования. К основным их них относятся: анализ и синтез опыта ведущих отечественных и зарубежных организаций, научных школ и специалистов, физиологических и психоинтеллектуальных особенностей патологии; педагогические и социологические исследования; антропологические, психометрические, биомеханические и биохимические методы тестирования индивидуальных особенностей и реакции организма на физическую нагрузку.

В исследовании акцентированы следующие аспекты решения проблемы:

- содержание предмета "Адаптивное физическое воспитание и спорт инвалидов" (физиологические особенности патологии или устойчивого отклонения в здоровье, гигиена, здоровый стиль жизни; исторические, организационные и правовые особенности обеспечения и другое);

- профилактика инвалидности (пропаганда, семья, школа, дети и др.);

- мониторинг и тестирование, возможно более ранняя диагностика патологии;

- формирование индивидуальной программы реабилитации (духовное, физическое и интеллектуальное совершенствование личности; социальная адаптация; профессиональная ориентация);

- врачебный, коррекционный и педагогический контроль и самоконтроль;

- материальное и техническое обеспечение и сервисное обслуживание;

- подготовка кадров адаптивной физической активности;

- информатизация, создание бимодальной мотивационной среды.

Результаты исследования. Создание системы адаптивного физического воспитания и спорта инвалидов требует неотложного формирования действенной объединенной кооперации федеральных и региональных органов социальной защиты населения, здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма, различных обществ и федераций инвалидов и других заинтересованных организаций и ведомств.

Федеральное руководство формированием и реализацией отечественной системы адаптивного физического воспитания и спорта инвалидов целесообразно, на наш взгляд, осуществить Госкомитету Российской Федерации по физической культуре и туризму и его ведущему научному центру - ВНИИФК.

Мы уверены, что затраты государства и общества на решение этой социально значимой проблемы - всесторонней реабилитации значительной части населения, с лихвой окупятся привнесенным продуктом материального и интеллектуального труда нынешних инвалидов и людей с ослабленным здоровьем.

Список литературы:

1. Федеральная программа "Развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации". -:, ГКФТ России, 1994, С.98.

2. Концепция оздоровительно-физкультурной работы для детей с умственными и физическими ограничениями (науч.рук. В.С.Дмитриев). -:, Минтруд РФ - ВНИИФК, 1997, С.21.

3. В.С.Дмитриев "Методические основы физической реабилитации инвалидов и профилактики инвалидности средствами физической культуры". -; ГКФТ России, 1993, С.20.

4. В.С.Дмитриев, В.П.Жиленкова и др. Предмет учебно-педагогической дисциплины "Физическая культура и спорт инвалидов" В сб. материалов к лекциям, т.I - Малаховка, ВИНИТИ, 1993, с. 75 - 88.

5. V.S.Dmitriev. The problems of adapten physical activity and the Paralympic moment in the Russian Federation. - Strasburg, Counsil of Europe, CDD (95) 62, SPRINT DISABLED, 1996. - p. 58-61.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Дмитриев, В. К формированию отечественной системы адаптивного физического воспитания и спорта инвалидов // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 526-527.