ПРОГРАММА ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПАРТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ-КОМПЛЕКСА ФИЗКУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ПРОГРАММА ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПАРТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ-КОМПЛЕКСА ФИЗКУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Г.Петлеваный

школа № 39,
Смоленск, Россия

Введение. В последние годы во многих странах, в том числе и в нашей, ведутся интенсивные поиски наиболее эффективной программы олимпийского образования молодежи. Вместе с тем в России разработана программа спартианского воспитания молодежи, ориентирующая на приоритет духовно-нравственных ценностей, гармоничное и разностороннее развитие. Две указанных программы органично дополняют друг друга в системе воспитания подрастающего поколения [см. Столяров, 1997].

Под нашим руководством разработана и с 1994 г. практически реализуется программа олимпийского образования и спартианского воспитания школьников на базе школы-комплекса N39 физкультурно-эстетического направления г. Смоленска. Учебно-воспитательный процесс школы обеспечивают 125 учителей и 12 специалистов Смоленского государственного института физической культуры. В школе-комплексе введено углубленное изучение предметов физкультурно-эстетического цикла. В 10-11 классах углубленно изучаются предметы по избранному профилю: юридическому, экономическому, страноведческому, психологическому, спортивному.

Организация олимпийского образования и спартианского воспитания учащихся школы

Разработанная и реализуемая в школе программа олимпийского образования и спартианского воспитания включает в себя 3 основных блока: 1) блок олимпийских знаний, 2) физкультурно-оздоровительный блок и 3) художественно-эстетический блок.

Главная задача первого блока - сформировать у школьников систему знаний, предусматриваемую олимпийским образованием. Эта задача осуществляется в школе на основе гармоничного сочетания двух основных направлений олимпийского образования.

Первое направление - непосредственное. Оно включает в себя специальный факультативный курс "Основы олимпийских знаний". Этот курс, который ведет учитель истории, проводится в виде олимпийских уроков, целью которых является изучение истории Олимпийских игр и олимпийского движения. Важное значение для формирования олимпийской образованности школьников имеют уроки по физкультуре. Они проводятся на основе соответствующей учебной программы, одним из разделов которой является курс теоретических знаний о физической культуре, спорте и олимпизме. Однако кроме этих занятий по стандартной программе в школе-комлексе введены и дополнительные занятия. Например, для учащихся 5-6-х классов проводится 10 олимпийских уроков для изучения идей олимпизма на основе "Оды спорта" Кубертена.

Второе направление олимпийского образования в школе - контекстное. Оно реализуется в процессе преподавания и междисциплинарных связей таких школьных предметов, как этика, эстетика, музыка, хореография, изобразительное искусство, математика, география, литература и др. В изложение практически всех учебных предметов включены разделы и вопросы, касающиеся здорового образа жизни, физической культуры, спорта, олимпийского движения и т.д. Существенный вклад в повышение уровня олимпийской образованности учащихся вносит школьный олимпийский музей.

Задача физкультурно-оздоровительнгго блока - формирование у школьников здорового образа жизни, приобщение их к активным занятиям физкультурой и спортом с целью физического совершенствования, укрепления физического, психического и духовного здоровья. Эта задача решается прежде всего на уроках физкультуры, которые проводятся по стандартной программе. Однако в школе-комплексе увеличено количество часов на уроки физкультуры - с двух до четырех. Для проведения индивидуализированной работы классы делятся на подгруппы. Помимо обычных физических упражнений, игровых и силовых видов спорта программа урока включает в себя элементы йоги, восточных единоборств и т.д. Один из четырех уроков в неделю проводится в виде "урока здоровья" (на этих уроках применяются различные методики закаливания школьников, укрепления их здоровья), а один - в виде развивающего занятия. Программа таких развивающих занятий помимо теоретических разделов по истории олимпизма, физической культуре и т.д. включает в себя дополнительные (по сравнению со стандартной программой) физические и танцевальные упражнения, комбинированные эстафеты, подвижные игры и соревнования, внутриклассные Спартианские игры и т.д. В школе ежегодно создаются специализированные спортивные классы. В учебной программе этих классов на занятия по определенным видам спорта дополнительно отводится 10 часов в неделю. Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе включает в себя и такие специфические формы работы, как проведение для каждой возрастной группы учащихся общешкольных туристических слетов (3 раза в год), Спартианских игр (3 раза в год) и "Дней Здоровья" (2 раза в год), участие классов в одно-, двух- и трехдневных походах и т.д.

Большое значение придается диагностике и тестированию физического и психического состояния школьников. Для этого разработаны определенные методики и программы. Ежегодно проводится экспресс-оценка уровня физического здоровья школьников и два раза в год - "День диагностики, регулирования и коррекции".

Художественно-эстетический блок направлен на приобщение школьников к духовной культуре, развитие у них мотивации к творчеству в сфере искусства и других видов духовной деятельности. Программа этого блока помимо традиционных учебных предметов "литература", "изобразительное искусство", "музыка" и др. включает и ряд новых, например, ритмика (хореография), театральное искусство, мировая художественная культура и др. Кроме этого вдвое по сравнению с обычной программой увеличен объем часов на традиционные учебные предметы художественного цикла, и при проведении уроков по этим предметам классы делятся на подгруппы для индивидуализации работы со школьниками. Один из двух уроков в неделю в рамках цикла - развивающее занятие, которое проводится в более свободной, непринужденной атмосфере, объединяет различные формы искусства и т.д.

Особенность учебно-воспитательного процесса в школе-комплексе заключается в том, что педагогический коллектив школы рассматривает физкультурно-спортивную работу, предполагающую использование физических упражнений, спортивных игр, соревнований, и социально-педагогическую деятельность, связанную с искусством, как два важных, дополняющих друг друга элемента единой системы социально-педагогического воздействия на школьников. Это единство ярко проявляется в программе регулярно проводимых в школе Спартианских игр, программа которых включает в себя как спорт, так и искусство, и построена с учетом тех знаний и умений, которые школьники получают на уроках и развивающих занятиях.

С учетом особенностей учебно-воспитательного процесса школы ежегодно в 3-8-х классах проводятся переводные экзамены по физической культуре, основам олимпийских знаний, изобразительному искусству, музыке, хореографии, театральному искусству.

Отмеченные выше формы и методы олимпийского образования и спартианского воспитания в рамках учебного процесса дополняются разнообразными формами внеучебной работы, к числу которых относятся: секции по видам спорта; хореографические, музыкальные, театральные, художественные студии; "малые Олимпийские игры"; Спартианские игры; Спартианский клуб "Эллада"; отчеты классов (в виде альбомов) о результатах поиска забытых, малоизвестных игр народов России с практическим показом этих игр, разучиванием новых игр и т.д.

Опыт работы школы с 1994 г. выявил высокую эффективность изложенной программы.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Петлеваный, Г. Программа олимпийского образования и спартианского воспитания учащихся многопрофильной школы-комплекса физкультурно-эстетического направления // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 571-572.