ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

В.Сергеев

Волгоградская государственная академия физической культуры,
Волгоград, Россия

В плане совершенствования учебного и тренировочного процесса в ВУЗе спортивного профиля актуальным представляется становление и развитие олимпийского образования, необходимость которого признана ЮНЕСКО, подтверждена МОКом и закреплена в Олимпийской Хартии. Начата работа и у нас в стране. В марте 1994г. издан совместный приказ Министерства образования РФ и Олимпийского комитета России "Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр", который содержит практические рекомендации, направленные на приобщение молодежи к духовно-нравственным ценностям Олимпизма. Результаты социологического опроса, проведенного нами среди выпускников института физкультуры, не имеющих подготовки в области олимпийского образования показали, что большинство из их (80%) с интересом относятся к Олимпийским играм. Но вместе с этим студенты не имеют достаточного уровня знаний в вопросах олимпийского движения, в понимании сущности спорта и Олимпизма. В частности, возможность интеллектуального и духовного развития в процессе занятий спортом видят лишь 24% из числа опрошенных. А с несложными вопросами об Олимпийских играх полностью справились только 48% студентов.

Можно предположить, что причины прежде всего в следующем. Те предметы, которые изучаются в ВУЗах физкультурно-спортивного профиля дают не достаточную информацию об истории и современном состоянии олимпийского движения. Так, лишь II% студентов из числа опрошенных указали, что получают некоторую информацию об Олимпийских играх в процессе занятий.

Возникает вопрос - как следует организовать олимпийское образование будущих специалистов по ФКиС.

На сегодня получают признание различные интересные методики. Но при этом не существует целостной взаимосвязанной системы.

Одним из вариантов олимпийского образования могла бы стать следующая система, внедрение которой осуществляется в Волгоградской государственной академии физической культуры при непосредственном участии кафедры Олимпийского образования и Поволжской Олимпийской Академии. Она предусматривает две группы форм олимпийского образования - основных и дополнительных.

I. Основные формы олимпийского образования .

1. Изучение _ предмета "Олимпийское образование" . осуществляется на I-ом курсе обучения. Основная цель - дать студентам основы знаний по олимпийскому движению в целом и олимпийскому образованию в частности. Он содержит следующие разделы: генезис олимпийского движения, возрождение олимпийских игр, современные олимпийские игры, Олимпийская Хартия, Олимпизм и здоровье, олимпийское движение и социальные процессы, единство культуры, спорта и образования.

2. Раздел по олимпийскому образованию в содержании дисциплин "Избранный вид спорта" (1-2 курс) и "Избранный вид ФК-С деятельности" (3-4 курс) . Предусматривает углубленное изучение истории возникновения, развития и современного состояния избранного вида в системе олимпийского движения. Как свидетельствует анализ учебных программ, освещение указанных вопросов ведется в довольно ограниченном объеме.

3. Олимпийское образование, как раздел педагогической практики в общеобразовательных школах на 3 курсе и педагогической практике по избранному виду ФК-С деятельности на 4 курсе, направленно на практическое закрепление теоретических знаний, полученных ранее. Он предусматривает выполнение студентами следующих заданий:

- проведение бесед по олимпийской тематике с учащимися, юными спортсменами и их родителями, с педагогическим коллективом (в помощь студентам предоставляются заранее разработанные тематика и содержание бесед);

- организация и проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий по сценарию Малых Олимпийских Игр, а также викторин, конкурсов, диспутов.

4. Прохождение спецкурса "Олимпийское образование " планируется на 4 курсе. Основная задача - познакомить студентов с современным российским и зарубежным опытом, а также с основными особенностями олимпийского образования с учетом избранной специализации.

II. Коротко рассмотрим дополнительные формы.

Во-первых, содержание дисциплины "Методика преподавания базовых видов спорта" (л/атлетика, гимнастика, плавание, спортивные игры, атлетизм, народная гребля и др.) можно дополнить некоторыми положениями олимпийского образования.

Во-вторых, рассмотрение проблем олимпийского движения в процессе научно-методической деятельности (выполнение курсовых и дипломных работ, участие в студенческих конференциях).

В-третьих, участие в организации и проведении "Олимпийского Дня Здоровья", где студенты 1-3 курсов - участники, а четвертого -организаторы. Программа этого мероприятия должна предусматривать разноплановые спортивные состязания, показательные выступления ведущих и юных спортсменов, культурную программу.

В-четвертых, проведение внутривузовских диспутов и викторин, а также конкурсов знатоков Олимпийских Игр и студенческих работ по тематике Олимпийских научных сессий молодых ученых и студентов, проводимых Олимпийским Комитетом России и Центральной Олимпийской Академией.

Для оценки эффективности процесса преподавания Олимпийского образования в ВГАФК был проведен социологический опрос студентов. Анализ некоторых данных показал следующее.

Всех опрошенных, изучавших "Олимпийское образование", можно разделить на три основные группы: I - отметили, что в процессе прохождения данного предмета узнали много интересного и необходимого для работы (68,3%); II - не получили ни каких новых знаний (14,6%); III - не видят в нем необходимости (17,1%).

61,4% студентов полностью справились с вопросами по олимпийской проблематике. Среди них 75% представителей I группы, 10%-второй и 15%-третьей.

Вполне готовыми к олимпийскому образованию того контингента, с которым предстоит работать себя считают 38,6% - от общего числа опрошенных (52,3% - высказали сомнение и 9,1% - не готовы). При чем более уверенны, в данном случае, студенты I-й группы (среди них 67,9% - готовы к работе по олимпийскому образованию, во II-й - 50% и в III-ей - 42,6%).

Большинство студентов (79,5%) хотели бы повысить уровень своих знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении. 11,4% отметили, что это им безразлично и 9,1% - нет. В данном случае первую группу составили студенты (91,3%) из числа полностью справившихся с вопросами.

Исходя из полученных данных можно отметить, что предмет "Олимпийское образование" пользуется среди студентов интересом и способствует формированию у них профессиональных знаний. Но имеется

потребность дальнейшего совершенствования данной работы. В этих целях в академии ведется внедрение других, указанных выше форм олимпийского образования.

Подводя итог проведенным исследованиям следует заключить, что предлагаемый вариант олимпийского образования будущих специалистов по ФКиС содержит необходимые разделы теоретической и практической подготовки и может быть эффективным средством совершенствования учебно-тренировочного процесса в вузах физкультурно-спортивного профиля.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Сергеев, В. Олимпийское образование будущих специалистов по физической культуре и спорту // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 576-577.