|
|
|
|
|
|
Ноутбук для теннисиста |
|
|
|
ДОБИТЬСЯ УСПЕХА В УСЛОВИЯХ ЖЕСТКОЙ КОНКУРЕНЦИИ БЕЗ ВДУМЧИВОГО, НАУЧНО ОБОСНОВАННОГО ПОДХОДА К ХОДУ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НЕВОЗМОЖНО.
ДЕЙСТВЕННОЙ ПОМОЩЬЮ ТРЕНЕРАМ И ИГРОКАМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МОГУТ СЛУЖИТЬ СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЕСЛИ ЕЩЕ НЕ ТАК ДАВНО КОМПЬЮТЕРЫ
В ТЕННИСЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ЛИШЬ ДЛЯ ПОДСЧЕТА РЕЙТИНГОВ, ТО СЕЙЧАС ИХ РОЛЬ
ЗАМЕТНО ВОЗРОСЛА.
Обзор рынка информационных услуг
по теннисной тематике
Если теннис, по данным ЮНЕСКО, одна из самых популярных игр в мире, то всемирная компьютерная сеть Интернет – самая быстроразвивающаяся компьютерная технология. Интернет – это объединение в единое целое сотни тысяч локальных сетей и миллионы компьютеров во всем мире. Не покидая своей квартиры или офиса, вы можете получить информацию из Америки, Австралии, Украины или любой другой страны мира. Причем стоимость связи не зависит от расстояния, вы вносите только фиксированную абонентскую плату. Естественно, в Интернете, наряду с самыми свежими новостями из политической, культурной и спортивной жизни различных стран, можно найти информацию и о теннисе.
Информацию о теннисных турнирах, проводимых под эгидой международных организаций, следует искать на сайтах с адресами:
– www.atptour.com Ассоциация теннисистов-профессионалов (ATP);
– www.wtatour.com Женская теннисная ассоциация (WTA);
– www.itftennis.com Международная теннисная федерация (ITF).
На этих сайтах вы можете узнать правила организации турниров различного уровня, новости и расписание
профессиональных, юниорских или ветеранских турниров. Если вам нужна более подробная информация о конкретном турнире, вы можете попробовать найти его страницу в Интернете. Например, адрес Уимблдонского турнира – www.wimbledon.com, Кубка Кремля – www.kremlincup.ru. Надо заметить, что сайт Кубка Кремля один из самых интересных. В этом году разработчики сайта апробировали даже метод потокового видео. Это означает, что в скором времени любители тенниса, имеющие доступ к Интернету и скоростные каналы связи, смогут наблюдать за всеми матчами Кубка на своих компьютерах.
Вы, наверное, знаете, что в Интернете нередко выступают и отвечают на вопросы политические деятели. Гораздо раньше возможности сети освоили и открыли свои страницы известные теннисисты: П.Сампрас (www.sampras.com), М.Чанг (www.mchang.com) и многие другие. На этих страницах можно найти много интересной информации из биографии спортсменов, об их увлечениях, экипировке.
Еще до эры Интернета многие пользователи компьютеров "переболели" (а многие и теперь "болеют") компьютерными играми. Здесь также представлена теннисная тематика. Вначале это были примитивные игры, из которых можно было понять лишь основы игры в теннис. С развитием мультимедийных технологий игры насыщались интеллектуальными возможностями.
Современные теннисные игры характеризуются прекрасным графическим и звуковым сопровождением, сложным сюжетом. Их можно рекомендовать детям и взрослым, занимающимся в теннисных секциях. Играя в такую игру, можно применять различные технические приемы (резаный и кручёный удары, игра с лёта и т.д.), варьировать скорость полета мяча. Особенно ценны подобные игры при обучении тактике игры в теннис, потому что здесь можно выбрать соперника с различным стилем игры, корт с любым покрытием, моделировать различные игровые ситуации.
Примером современной компьютерной игры может служить игра "ROLAND GARROS 1998". По качеству и оригинальности заставки, когда на экране возникают фрагменты реальных теннисных матчей, органически перемешанные с компьютерными героями данной игры, можно по достоинству оценить творческий потенциал разработчиков. В ходе игры можно изучить структуру и время проведения многих крупных турниров, ознакомиться со стилем игры ведущих теннисистов мира. Правда,
игроки здесь представлены псевдонимами; за фамилией Karamasov угадывается Кафельников, за фамилией Ming – Чанг. Здесь тоже присутствует игровой момент – по псевдониму, физическим данным, стилю игры можно определить действующего теннисиста. В ходе игры вы почувствуете, что Gombas (Сампрас) играет совсем иначе, чем Kardan (Корда).
К сожалению, авторам не известны компьютерные теннисные игры российских коллективов разработчиков. А вот современное компьютерное
пособие для профессионального обучения игре в теннис создано коллективом авторов (В.А.Голенко, С.М.Коновалов, С.В.Костылев, Т.Э.Тузова, А.С.Костылев) и распространялось на CD под названием "ТЕННИС’97. Учебное пособие". Надо заметить, что успехи российской школы научно-методического обеспечения подготовки теннисистов высокого класса получили признание во всём мире (см. статью в журнале "Матчбол-
Теннис" (1’98) С.Белиц-Геймана "Возродить и укрепить творческий триумвират!"). На указанном диске представлен анализ и обоснование современной техники игры в теннис, приведены видеофрагменты по каждому из рассматриваемых элементов игры. На наш взгляд, диск несколько перегружен различными схемами и небезгрешен по техническому исполнению. Но он может принести большую помощь при освоении современной техники игры в теннис.
Применение графических возможностей
современных компьютеров для обучения технике
исполнения различных элементов игры
При обучении технике тенниса важно, чтобы обучаемый не только ясно представлял, как надо правильно исполнять заданное движение, но и мог видеть себя "со стороны". Это позволяет, совместно с тренером или самостоятельно, проанализировать движение и выявить возможные огрехи. На разных этапах научно-технического прогресса для этого использовались различные средства. Вначале это были теннисные брошюры, книги, журналы, где приводилось описание теннисных ударов, сопровождаемое рисунками или фотографиями. С появлением скоростных фотоаппаратов и кинокамер статьи для наглядности стали иллюстрироваться кинограммами, где на одной странице размещено несколько последовательных кадров, запечатлевших движение теннисиста. По технике игры ведущих мастеров были отсняты специальные фильмы. С развитием телевизионной и любительской видеотехники данный процесс вышел на новый уровень и стал доступен многим любителям тенниса. Причем стал доступен не только просмотр разнообразных учебных теннисных кассет известных российских и зарубежных тренеров, но появилась возможность и самим записывать телевизионные репортажи мировых турниров, снимать видеосюжеты с участием обучаемых, анализировать их.
Анализ исполнения ударов лучшими игроками и ошибок учеников можно проводить на видеомагнитофоне, "хорошо держащем" стоп-кадр. Но и в этом случае невозможно показать все движение в развитии, в виде кинограммы. Используя же современные компьютерные технологии, доступные рядовому пользователю ПК, можно оперативно получать кинограммы любых теннисных ударов.
Какие же требования предъявляются в этом случае к компьютерной системе (имеется в виду более распространенный в России ряд IBM совместимых ПК)? Компьютер должен быть достаточно мощным, лучше применять Pentium с видеошиной AGP, винчестером более 4 Гб и видеобластером для ввода видеофрагментов. Возможности видеоввода могут быть интегрированы в видеоадаптер. На российском рынке уже появились видеоадаптеры по вполне доступной цене, в которых совмещены контроллер монитора, ускорители 2-D и 3-D графики, возможности видеоввода и видеовывода и даже телевизионный тюнер (All-In-Wonder). Правда, качество введенного фрагмента будет хуже, чем при использовании специализированной платы ввода, но вполне допустимым для анализа движений. Оснастив подобной платой свой компьютер, вы сможете на экране монитора просматривать различные телепередачи, записи фильмов и спортивных (теннисных) передач с лазерных дисков или видеомагнитофона. Любой понравившийся момент для анализа можно ввести в компьютер в формате AVI файла.
В этом случае у вас появляется возможность зацикливать различные фрагменты, воспроизводить их покадрово (с точностью до 25 кадров в секунду) с замедленной скоростью, редактировать и (или) представлять в виде кинограммы. Недаром говорят: "Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать". Очень часто ребята не узнают себя: "Разве я могу делать такую ошибку?" Только прокрутив несколько раз фрагмент, он убеждается в ошибке, появляется естественное желание эту ошибку побыстрее исправить. Естественно, любой кадр или созданную кинограмму можно оперативно распечатать (рис. 1).
На данной кинограмме четко зафиксирована серьезная ошибка – "провал" тела подающего вперед, что затруднило "взлет" тела вверх и привело к прыжку с согнутыми ногами.
При "шлифовке" какого-либо движения вы можете совместить в
одном кадре "ученика" и "учителя". Так, например, при разучивании подачи – вписать ученика в кадр к Иванишевичу, при отработке правого удара – к Сампрасу, левого – к Эдбергу.
В этом случае можно оценить не только "правильность" движений, но и их временные параметры (начала замаха, разножки, скорости разгона ракетки). Для оценки временных параметров на экране монитора для удобства следует располагать не только видеоряд (кинограмму), но и аудиодорожки со звуковым фоном введенных фрагментов. По всплеску амплитуды звука на аудиодорожке можно точнее определять время начала разножки, удара по мячу и т.д. Следует заметить, что для создания AVI файлов вам, как правило, достаточно программного обеспечения, поставляемого с платой видеоввода. Если же вы будете заниматься монтажом (например, совмещением кинограмм "ученик – учитель"), вам могут понадобиться специальные программы видеомонтажа – такие как Adobe Premiere, Ulead Video Studio и т.д.
Технология применения персональных компьютеров
для измерения скоростей подач, ударов, темпа игры
При работе над улучшением техники игры в теннис со временем появляется необходимость не только качественно, но и количественно оценивать различные удары, в том числе измерять их скорость. Это особенно касается подачи, которая в настоящее время превратилась в мощное оружие для атаки. Одним из важнейших составляющих подачи, наряду с точностью и стабильностью попаданий, остротой направлений и разнообразием вращений, является скорость полета мяча. Зная статистику всех этих параметров, можно оценивать результативность действий по изменению техники исполнения подачи. Если первые четыре параметра можно фиксировать зрительно, то скорость полета мяча "на глазок" определить невозможно. Да и у любителей тенниса часто возникает вопрос: "С какой скоростью летит мяч с моей подачи?" Обычно на Кубке Кремля, когда устанавливается прибор по измерению скорости подачи, собирается большое количество желающих попробовать свои силы в этом упражнении. Приблизительную оценку скорости подачи можно произвести, используя анализ фрагмента игры на обычном бытовом видеомагнитофоне. Для этого следует заснять подающего на видеокамеру таким образом, чтобы был виден процесс начала подачи и ее окончание, т.е. попадание в площадку противника. Далее, зная геометрию площадки, зафиксировать расстояние (S), которое пролетел мяч до приземления. Время определяем, подсчитывая количество кадров при покадровом просмотре видеофрагмента от момента соприкосновения ракетки с мячом до приземления. Так как при обычной съемке в стандарте PAL на пленке фиксируется 25 кадров в секунду, то время одного кадра составляет 1/25 с. Умножая количество подсчитанных кадров на 1/25 с, получаем время полета мяча (t) до соприкосновения с кортом. Тогда, поделив расстояние на время, получим среднюю скорость полета мяча при подаче (V = S/t) . Понятно, что данный метод страдает значительными погрешностями, в первую очередь – при оценке расстояния при подаче. Да и точное определение кадра начала движения и кадра приземления мяча может вызвать определенные трудности. Однако данный метод имеет право на использование.
Сравнительная проверка приведённого метода с приборным показала схожие результаты. Так, например, при сильной и "глубокой" подаче Иванишевича оператор показывает табло с зафиксированной скоростью 210 км/ч. При покадровом просмотре этого эпизода мы зафиксировали 8 кадров с момента касания ракеткой мяча до приземления. Расстояние было оценено в 18 метров. Тогда V=18/(8/25)= 56.25 м/с или 202 км/ч. Ошибка определения скорости составила менее 4 %.
Более технологичный и точный метод определения скорости полёта мяча можно предложить специалистам и любителям тенниса, которые "вооружены" мультимедийными персональными компьютерами. Для этого необходимо, чтобы их компьютер был оснащен звуковой картой (Sound Blaster), микрофоном и одной из программ, которыми пользуются музыканты для обработки звука. Мы рекомендуем использовать свободно распространяемый (Share Ware) редактор звуков COOL EDIT. Его новую версию можно найти в Интернете по адресу www.syntrillium.com. COOL EDIT– удобный и простой в освоении редактор. Для проведения измерений по данному методу не требуется производить видеосъемку, а достаточно использовать аудиозапись звука подачи. Запись удобно производить на обычный бытовой диктофон (мы использовали Panasonic mini cassette recorder RQ-L319). Более точный результат определения скорости получается, когда подача производится с заранее отмеренного расстояния в мишень, нарисованную на стене. Для удобства обработки аудиозаписи её сопровождают комментариями, например: "Плоская (кручёная) подача Петрова с расстояния 15 м. Есть попадание в цель" или: "Серия из 10 правых кручёных ударов Ивановой с расстояния 10 м". Сформированную таким образом аудиозапись вводят в компьютер. Для этого следует загрузить COOL EDIT. После загрузки редактора появится информационное окно, в верхней части которого расположено главное меню
программы, строкой ниже – панель инструментов. В левой нижней части окна расположены кнопки управления записью, воспроизведением и отображением сигналов (аналогичные по функциональному назначению кнопкам управления обычного магнитофона). В данном случае будет доступной только кнопка RECORD для записи сигнала, так как воспроизводить или отображать пока нечего. Нажав на кнопку RECORD, мы попадем в окно диалога. Здесь следует установить:
– требуемую частоту дискретизации (Sample Rate) – достаточно 16000 Гц;
– канальность (Channels) – один – Mono;
– разрешающую способность по амплитуде (Resolution) – для экономии дисковой памяти достаточно выбрать восьмибитное представление сигнала.
После выбора режимов записи и нажатия кнопок "ОК" на компьютере и "PLAY" на диктофоне, расположенном вблизи компьютерного микрофона, сразу начнется процесс ввода сигнала в компьютер. На рис. 2 показан введенный таким образом аудиофрагмент подачи мальчика 14 лет с расстояния 15 м.
На 43.705 с мы видим рост амплитуды сигнала при соприкосновении ракетки с мячом, на 44.078 с – рост амплитуды при ударе мяча о стену. Время полета отображено в левом углу рисунка и равно 0.373 с. Таким образом, скорость равна V=15/0.378=40,2 м/с или 145 км/ч. При определенной сноровке процесс обработки аудиозаписи и измерения занимает не более минуты. Конечно, специальными приборами скорость подачи измеряется почти мгновенно и высвечивается на табло отображения; но ими в России обладают немногие теннисные организации. К тому же специализированные приборы настроены на измерение только скорости подачи, а данным методом можно измерять и скорость различных теннисных ударов, темп игры.
Применение компьютеров для автоматизации исследования соревновательной деятельности теннисистов
Нередко во время турниров можно заметить родителей или тренеров с блокнотом и ручкой в руках, которые записывают статистику матчей. Обработка этих записей требует больших затрат времени. Для автоматизации процесса ввода и анализа теннисной статистики в спортивном клубе "Балашиха" разработана программа "Tennis Statistics". Эта программа написана под Windows, является простой и полезной в использовании. "Tennis Statistics" позволяет создавать стандартные файлы-таблицы. Формат этих файлов зависит от нужд пользователя. Так, перед созданием таблицы программа открывает окно со списком теннисных элементов: подача, приём, игра на задней линии, игра с лёта. Пользователю предоставляется возможность выбрать интересующие элементы игры. В таблице содержится два обязательных поля: "Сет" и "Гейм", а также другие, в зависимости от выбора пользователя: "Первая подача", "Вторая подача", "Эйс", "Двойная ошибка" (при выборе подачи), "Приём", "Выигранный приём", "Проигранный приём" (при выборе приёма), "Удар справа", "Выигранный удар справа", "Проигранный удар справа", "Удар слева", "Выигранный удар слева", "Проигранный удар слева" (при выборе ударов на задней линии), "Удар с лёта", "Выигранный удар с лёта", "Проигранный удар с лёта" (при выборе ударов с лёта). Автоматически создаётся первая запись таблицы со значениями "1" в полях "Сет" и "Гейм", а также с нулями в остальных. В распоряжении у пользователя имеется набор кнопок, каждая из которых соответствует одному полю. При нажатии любой кнопки, кроме "Сет" и "Гейм", к текущему значению в данном поле присваивается единица.
При нажатии на кнопку "Гейм" создаётся новая запись, в которой значение данного поля увеличивается на единицу, значение поля "Сет" остаётся прежним, значения же остальных полей обнуляются. При нажатии кнопки "Сет" также создаётся новая запись, в которой значение данного поля увеличивается на единицу, в поле "Гейм" устанавливается единица, остальные же обнуляются. Таким образом, происходит сбор погеймовой статистики.
В любой момент можно произвести анализ данных игры. Для этого необходимо выбрать опцию меню Результаты-"Диаграмма, а далее в зависимости от необходимой информации: Подача, Приём, Удар слева, Удар справа, Удар с лёта. В результате появится окошко с диаграммой, соответствующей данным в количественном и процентном соотношении открытой таблицы по данному элементу игры (рис. 3).
В "Tennis Statistics" можно не только анализировать результаты одной игры, но и сравнивать два матча. Для этого нужно выбрать опцию меню Результаты- "Сравнение. При выборе двух сравниваемых файлов появится окошко с кнопками, соответствующими теннисным элементам, причём каждая из кнопок будет разблокирована лишь в том случае, если данные по этому элементу игры присутствуют в обоих файлах. При нажатии доступной кнопки высвечивается окно с процентным сравнением элементов игр в виде диаграммы (рис. 4).
Следует заметить ещё одну важную деталь: таблица, созданная и редактируемая в этой программе, является стандартной таблицей с расширением (*.db), т. е. её можно без проблем просмотреть и модифицировать из любой профессиональной Системы Управления Базами Данных (СУБД).
В дальнейшем роль информационных технологий в теннисе, по нашему мнению, будет возрастать. Они станут необходимым информационно-аналитическим атрибутом тренера. В компьютере будут собираться и анализироваться видеоинформация и необходимая статистика по ученикам и вероятным соперникам, определяться оптимальные графики выступлений по турнирам, моделироваться стиль игры под заданного соперника. Возрастет их роль и для рекламы теннисных услуг. В Интернете появятся страницы не только всемирно известных теннисных центров и турниров, но и теннисных клубов местного масштаба. Появится возможность через Интернет устанавливать связи и договариваться о встречах межгосударственного клубного спортивного общения.
Конечно, в отдельной статье невозможно детально описать процесс использования современных информационных технологий. Но в них нет ничего сверхсложного. Они доступны для рядового пользователя. Мы уверены, что компьютер может стать вашим надежным помощником в достижении высоких спортивных результатов. Если у вас появятся какие-то вопросы при реализации данных технологий, мы всегда готовы к сотрудничеству.
ШУЛЯКОВСКИЙ Н.,
ШУЛЯКОВСКИЙ С.
|
|
|
|