|
|
|
|
|
|
Микроощущения: что это такое? |
|
|
|
Во время тренировочного процесса специалистами зачастую используются такие термины, как
"чувство мяча", "сидит на ракетке", "не сидит на ракетке", "сорвался" и так далее. В силу того, что терминология эта не всегда всем понятна, попытаемся в ней разобраться.
Итак, чтобы передать силу удара с ракетки на мяч, необходимо какое-то время продержать его на струнной поверхности ракетки. Время это измеряется микросекундами, но все-таки чем оно больше, тем большее количество энергии перейдет с ракетки игрока на мяч и тем точнее он будет направлен.
Поэтому для достижения мало-мальски приличного уровня в теннисе необходимо развитие навыков более длинного удержания мяча на ракетке. Эти навыки получили название "тонкие ощущения" (или "микроощущения"), "чувство мяча" - то есть "мягкая рука" с ракеткой как бы обволакивает мяч струнами (когда смотришь на выдающегося игрока в хорошей форме, уместно сравнение "как рукой положил").
Конечно же, какое-то чувство мяча дается каждому от природы, но, как и любое качество, оно тренируемо. Образцами игроков, использующих микроощущения наиболее полно, являются Макинрой, Агасси, Корда, Риос, Хингис, Навратилова. Из менее выдающихся игроков интересен немец Карстен Брааш. Игра этих исполнителей зрелищна именно волшебным ощущением, что мяч, посланный без видимых усилий, не может не попасть, причем летит сильно и точно. Да это и естественно, ибо по аналогии открыть тяжелую дверь мягким длинным толчком значительно легче, чем ударом кулака. Исполнители, умеющие лучше держать мяч на струнах, могут при тех же мышечных затратах послать мяч сильнее и точнее.
Поэтому при освоении теннисных премудростей настоящий тренер обращает первостепенное внимание именно на микроощущения ученика, развитие чувства мяча, а не на внешне эффектные, сильные щелчки по мячу (особенно, если тренируемый не очень одарен этим чувством от природы). Для этого есть специальные упражнения: ловля мяча рукой и ракеткой из разных положений, отработка различных вращений (без обволакивания мяч не закрутишь), отработка ударов с максимизацией "сидения" мяча. Главное здесь - жесткий контроль (как тренера, так и обучаемого) над правильностью отработки, пресечение долбежки и жестких щелчков.
К сожалению, это приходится делать на глаз, так как "сидение" мяча зависит от замаха и проводки далеко не напрямую (чем лучше теннисист чувствует мяч, тем в принципе меньший замах и проводку он может себе позволить - как, например, Джон Макинрой), а приборы измерения этого "сидения" хоть и существуют, но труднодоступны.
С увеличением силы удара недооценка работы над чувством мяча приводит к большему количеству невынужденных ошибок, компенсировать которые приходится увеличением жесткости натяжки струн, а также дополнительной работой ног, а это ведет к прямому увеличению нагрузки на мышцы и связки. Увеличивается риск получения травмы.
Итак, потратив время, отрабатывая чувство мяча, вы сэкономите его потом, когда не придется обращаться к врачам для лечения локтя, кисти, колена и т. д. Выигрыш очевиден, не говоря уже о том, что игра приобретает большую эстетику именно за счет чувства.
Роман АВАЕВ
|
|
|
|