В 1997 г. сборная шахматистов УВК-1828 (учебно-воспитательный комплекс) стала чемпионом Москвы в соревнованиях "Белая ладья" в 4-й раз подряд! Мы - чемпионы России-96. В шахматном кружке школы занимаются более 20 перворазрядников и один кмс - Андрей Денисов, который в этом году стал бронзовым призером Москвы среди школьников 1981/82 гг. рождения и занял 8-е место в России. Варвара Александрова (1985 г.р.) поделила 1-2-е места в первенстве столицы-95 и стала чемпионкой Москвы-97. Она же и Яша Геллер - чемпионы России-97 по быстрым шахматам - завоевали право выступать на чемпионате мира во Франции. А между тем УВК-1828 - обычная школа без какого-то спортивного уклона и без специального набора детей. О том, как это все получилось и о некоторых проблемах преподавания шахмат в школе, эти заметки. ...В августе 1989 г. я зашел к директору школы Наталье Валентиновне Овчинниковой с предложением ввести в сетку обязательных предметов урок шахмат. Диалог состоялся примерно следующий: - Вы работали до этого в школе?
Я видел директора впервые, она меня тоже. Время было такое - "перестроечное"... По соревнованиям в МГУ и по московским "четвертушкам" тех лет я знал Алексея Гаврилова, в то время мастера спорта, впоследствии ставшего международным мастером и чемпионом России-92. Алексей, выпускник мехмата МГУ, подумывал о продолжении шахматной карьеры, и мое предложение ему понравилось. Мы решили, что будем вести шахматный всеобуч в течение одного года, а всех желающих продолжить шахматное образование - приглашать в кружок. Количество первых классов в школе существенно не уменьшалось, мы вскоре поняли, что и вдвоем не справимся. В 1992 г. в школу пришли неоднократная чемпионка Москвы международный мастер Наталья Титоренко и опытнейший кмс Александр Альперт. Любопытно, что никто из нас не был тренером по профессии. И только в 1997 г., после того, как Алексея Гаврилова "соблазнили" на тренерскую работу в Катаре, к нам присоединился профессиональный тренер мастер ФИДЕ Владимир Уманский. За эти годы в школе появился новый директор - Самуил Александрович Горловский, но уважительное отношение к уроку шахмат и к шахматным педагогам даже окрепло. Если бы не администрация, мы просто не смогли бы поехать ни на одно российское соревнование. Изначально и руководство школы, и мы сами были убеждены, что шахматный всеобуч должен решать в первую очередь не спортивные задачи, а способствовать интеллектуальному росту детей, становлению их личности. Я сам по своей инициативе связался с психологами МГУ (кафедра педагогической психологии), и мы провели тестирование детей, выявившее положительное влияние шахмат на умение делать обобщения. К сожалению, процедура тестирования оказалась достаточно трудоемкой, а энтузиастов помочь нам в этом деле впоследствии больше не нашлось. Кстати, я согласен с мнением Бориса Семеновича Гершунского, утверждающего, что строгих полномасштабных доказательств влияния шахмат на умственное развитие учащихся до сих пор нет (Б.Гершунский "Во что мы играем?", "64" №2/97). Вот только вопрос: а почему их нет? В разделе "Шахматы и школа" Б.С.Гершунский писал, что тенденция к "убыстрению" шахмат должна привести к изменению их педагогических и воспитательных функций, а в связи с этим "к достаточно серьезной переработке учебно-программной документации, учебников и методических пособий..." Тут у меня два возражения. Во-первых, практически нет ни хороших учебников, ни методических пособий, адекватных словарному багажу и мировосприятию 6-7 -летнего ребенка. Во-вторых, учитель шахматного всеобуча в начальной школе совершенно не чувствует противоречий классических шахмат с быстрыми по причине полного отсутствия в игре детей шахмат классических. Хорошо известно, что основной порок в игре 7-летних шахматистов как раз импульсивность. На мой взгляд, более актуальной для шахматного педагога является проблема роли и места урока шахмат в концепции образования в целом. А если брать шире, то - о роли шахмат в культуре. Если шахматы признаются определенным пластом общечеловеческой культуры, то почему нельзя введение ребенка в мир шахмат признать самодостаточной целью? Разве учитель музыки (математики и т.д.) мучается вопросом: а что мой предмет даст развитию ребенка? Один из возможных ответов, лежащих на поверхности: шахматы как профессия - удел немногих. Но ведь сегодня и музыканту, и математику тоже далеко не просто зарабатывать себе на хлеб насущный. Мне представляется, что истоки проблемы лежат глубже. Думаю, рано или поздно должно умереть как несоответствующее сути определение "Шахматы - это сплав науки, искусства и спорта". Шахматы - это Игра. Не я первый говорю это. Но многие боялись и, по-видимому, до сих пор боятся согласиться с этим, считая, что это принижает шахматы. Всем служителям и поклонникам Каиссы было бы небезынтересно познакомиться с книгой выдающегося мыслителя ХХ века нидерландского историка культуры Йохана Хейзинги "Homo ludens" - "Человек играющий". Надеюсь, слово "игра" после знакомства с этой книгой больше не будет считаться умаляющим достоинство шахмат. Но вся закавыка в том, что, возвеличив Игру вообще, Хейзинга беспощаден по отношению к шахматам. "...Шахматы захватывают окружающих, хотя это занятие остается бесплодным в отношении культуры". А в другой части книги Хейзинга говорит о бридже, но по тексту ясно, что никакой разницы между бриджем и шахматами Хейзинга не видит: "...Как длительное и всеобщее безумие, бридж ежедневно абсорбирует громадное количество духовной энергии... Совершенно бесплодное умение, которое лишь односторонне обостряет умственные способности и не обогащает душу, связывает и расходует массу интеллекта и духовного потенциала, которые могли быть использованы лучше... но, вероятно, были бы использованы хуже". Из великих шахматистов, кажется, один Эмануил Ласкер пытался думать
и писать в этой плоскости, но труд Ласкера, посвященный философии борьбы,
на русский до сих пор не переведен.
Владимир МЕЧИТОВ,
кандидат биологических наук
|