ШАХМАТЫ И ПСИХИКАЗначительно меньше известно о благотворном влиянии шахмат на психику. Первым, кто отметил целебное действие шахмат, был В.Стейниц. В конце прошлого века он писал, что игра в шахматы способствует сохранению у пожилых людей интеллектуальных способностей, защищает мозг от увядания. Это, в свою очередь, приводит к увеличению продолжительности жизни! Шахматы как мощный источник радости могут украшать жизнь инвалидов, утративших способность свободного передвижения, лишенных зрения, слуха... Мы же рассмотрим возможности целебного воздействия шахмат на психических больных и на лиц с нарушениями мышления. В 1961 году в солидном медицинском журнале «Невропатология и психиатрия» была опубликована статья врача-психиатра шахматного мастера Аллы Рубинчик «О способности больных шизофренией к шахматной игре». При лечении таких пациентов врач изначально должен найти возможность наладить с ними общение. Это осуществить очень сложно, т.к. многие больные весьма замкнуты, ни к чему не проявляют интерес и пресекают попытки врача начать с ним разговор: либо вовсе не отвечают на вопросы, либо отвечают односложно. Рубинчик провела исследование 27 больных, у которых в анамнезе было указано, что они имели шахматную квалификацию от 4 до 2-го разряда. Алла Рубинчик, не затратив значительных усилий, вовлекла пациентов в игру. Расставленная на столе врача доска с шахматами вызвала интерес у больных. Рубинчик сыграла с больными 60 партий, из них 47 выиграла, 7 свела вничью и 6 проиграла. Наиболее важным было то, что она доказала сохранность памяти у больных шизофренией - никто из больных, многие годы не игравших в шахматы, не забыл правил игры и не утратил полностью интереса к ней. Лечебный эффект шахмат был очевиден: у больных исчезали или становились менее выраженными многие тяжелые симптомы заболевания - галлюцинации, бредовые идеи, стереотипность поведения, потеря интереса к окружающим, включая собственную семью. Один из больных, страдавший тяжелой формой шизофрении более 20 лет, утверждавший, что он «князь Владимир», освободился на некоторое время от бреда величия и слуховых галлюцинаций. Он сохранил способность к игре и сумел выиграть у всех своих товарищей. Рубинчик пришла к заключению: у многих больных во время игры поведение становится более естественным, они разумно комментируют партию, легче вступают в общение, правильно отвечают на вопросы, порой беседуют друг с другом на разные темы. И все же некоторые больные отмечали, что у них в жизни остался интерес только к шахматам. Казалось бы, исследование Аллы Рубинчик должно быть продолжено... Однако у нас в стране оно не нашло широкого признания, и лишь несколько психиатров, играющих в шахматы, с успехом использовали результаты ее талантливой работы. Теперь позволю себе небольшое полулирическое отступление. На научные совещания я эпизодически приношу шахматные журналы. В случаях, когда излагаемое сообщение кажется мне неинтересным, открываю журнал и погружаюсь в шахматы. В середине 80-х годов в Институте медико-биологических проблем проходил небольшой симпозиум по высокогорной физиологии. Доклад читал выдающийся американский физиолог Джон Вест. Я сидел за столом и слушал, возле меня лежал шахматный журнал... После доклада Дж.Вест неожиданно спросил: «Скажите, вы интересуетесь шахматами, играете?» Я ответил утвердительно и, в свою очередь, задал собеседнику аналогичный вопрос. Он ответил, что его шахматы не очень интересуют, но сын Роберт увлечен игрой и уже достиг силы мастера. Как бы между прочим Вест заметил, что в последние годы в США к шахматам привлечено внимание психиатров, они используют игру при обследовании и лечении психических больных с выраженными нарушениями логического мышления. Я проявил живой интерес к этому сообщению. Прошло несколько месяцев, и я неожиданно получил бандероль из США. В ней был журнал со статьей об использовании шахмат при обследовании и лечении психических больных с нарушениями логического мышления. В статье была серия шахматных тестов. Они представляют интерес не только для больных, но и для здоровых. Я использовал их в процессе проведения занятий на шахматной кафедре Российской Академии физкультуры. Прежде чем представить тесты, замечу, что при их решении можно перемещать доску по часовой или против часовой стрелки. Это в некоторых случаях открывает путь к решению. Замечу также, что некоторые тесты смехотворно просты (4,5), другие кажутся простыми (2), а некоторые для успешного решения требуют серьезного интеллектуального усилия (1,3). Итак, тесты. Они представлены диаграммами. Ими в повседневной работе пользуются врачи психиатрического центра «Бедлам» в США.
Большинство подумает, что позиция черных лучше. Это не так! На самом деле белые начинают и форсированно дают мат черному королю. Найдите, как это осуществить.
Черный король может находиться на любом поле. Надо построить матовую позицию тремя белыми фигурами: королем, ферзем и слоном. Есть поля, на которых черный король в безопасности, где создать матовую конструкцию невозможно. Найдите и укажите эти поля.
Найдите мат в один ход. Для этого определите, куда следует повернуть доску: на 90 градусов по или против часовой стрелки. Учтите, что задача имеет единственное решение.
Укажите на мат в Ѕ хода.
Докажите, что вы не сумасшедший и найдите ход белых, после которого не последует мат черному королю. Задача проста, так как на доске всего 4 белых фигуры, которые могут перемещаться в соответствии с правилами игры. РЕШЕНИЯ2. Он кажется простым, однако это не так. Мой опыт свидетельствует, что многие шахматисты высокой квалификации испытывают затруднения при решении, тратят на него 20-30 минут и более. Безопасные поля для черного короля существуют: невозможно королем, ферзем и белопольным слоном сконструировать, дать мат при положении черного короля на полях b7 и g2, а если слон чернопольный, то соответственно на b2 и g7. 3. Доску следует повернуть на 90 градусов по часовой стрелке и дать мат ходом 1.d7-d8NХ. Поворот доски против часовой стрелки с последующим 1.с7-с8RХ или 1. с7-с8QХ - ложный след. Доказательство: на доске 8 белых пешек. Это указывает на то, что на ней нет превращенных фигур. Положение пешек на полях g2 и е2 исключает выход слона f1 на поле d7. Таким образом, в случае поворота доски против часовой стрелки эта позиция возникнуть не могла. Решение этого теста оказалось непосильным для многих высококвалифицированных шахматистов. Быстрее всех его нашел Анатолий Мачульский, в те годы мастер, а ныне гроссмейстер - после 40-минутного обдумывания. 4. Задача элементарно проста. Белые начали делать рокировку, успели переместить короля на g1 (Kg1), сделали Ѕ хода, а завершить ее, сделав оставшиеся Ѕ хода - Rf1Х, - не успели. 5. Задача требует концентрации внимания. 1.Rc6! Тест придумал проблемист, по специальности врач-психиатр Карл Фабель в 1952 году. Виктор МАЛКИН, доктор медицины, профессор |