ЭЛЕКТРОНИКА ТЕСНИТ МЕХАНИКУ

   Почти три года назад (в "64" №4/95) были напечатаны правила для пятиминутных шахмат - блица. Публикация получила широкий резонанс и способствовала тому, что игра блиц среди любителей и профессионалов вошла в определенные правилами рамки. Однако уже после этого - в октябре 1996 года - были приняты новые Правила игры ФИДЕ, и блиц получил в них новое отражение. Поэтому необходимо обновить и нашу публикацию.
   В предлагаемом теперь материале мы умышленно не отошли по форме от предшествующей публикации, чтобы читателям было легче найти отличия нынешних правил от тех, которые действовали ранее.
   Игра нередко идет с большими отступлениями от правил. Особенно часто нарушается правило о прикосновении к фигуре: некоторые считают, что пока часы не переведены (переключены), ход может быть изменен. Это не так!
   Блиц - такая же игра в шахматы, как и с обычным контролем, и здесь действуют те же правила. Исключение составляют те пункты, которые неприменимы из-за отсутствия записи или другого способа фиксации сделанных ходов. Так, нельзя зафиксировать троекратное повторение позиции или применить правило 50-ти ходов. Но главное правило "тронул - ходи" остается в силе во всех случаях. Оно носит принципиальный характер и если нарушается одним партнером в неофициальной партии, то второй получает "моральное" право на ответное нарушение. В результате игра теряет спортивный интерес. Ну а в соревнованиях это правило должно выполняться неукоснительно!
   В Приложении к Правилам шахмат ФИДЕ, действующим с 1 июля 1997 года, есть специальный раздел для блица. "Пятиминутки" подчиняются правилам "быстрой игры", которые в том же Приложении предшествуют правилам блица. В отличие от быстрых шахмат, в блице не применяется Статья 10.2, касающаяся присуждения ничьей по заявлению игрока, имеющего явный перевес, или в позиции ничейного характера, за две минуты до контроля. Действовавшие ранее правила с изменениями и дополнениями, внесенными в 1993 году, изложены теперь в новой редакции, хотя специфика использования электронных часов все еще учтена недостаточно.
   Ниже приводятся эти правила, но не в том виде, как это сделано в официальном тексте, а с учетом всех ссылок на основные статьи. Даны также необходимые примеры и комментарии.
   Много нового в специфике блица появилось после суперматча по блицу между Г.Каспаровым и В.Крамником, прошедшем в казино "Космос", где впервые были использованы новые технические возможности. В частности, часами служил персональный компьютер, монитор которого был индикатором используемого времени. Кнопки переключения часов располагались справа от обоих партнеров и соединялись с компьютером проводами. Сделанные ходы автономно передавались с электронной доски на компьютер, откуда синхронно поступали на проекционную систему в зрительный зал, а по системе Интернет - на сайт Международного шахматного клуба (ICC) в Питсбурге, штат Нью Джерси, США. Кстати, шахматы в Интернете обосновались давно и прочно. В последнее время все большую популярность получает блиц на различных сайтах. Поэтому вопрос об унификации правил такой игры весьма актуален. В США существует Всемирная шахматная ассоциация блица (WBCA), регулярно проводящая свои соревнования, издающая свой журнал. Правила игры, используемые у них, основаны на упомянутых выше Правилах ФИДЕ 1993 года, но с некоторыми не противоречащими основному тексту уточнениями. Эти правила одобрены специальным комитетом Ассоциации в составе Ника де Фирмиана, Макса Длуги, Ясера Сейравана и Уолтера Брауна.
   Подобные уточнения применяются также и у нас, но они нигде не опубликованы, поэтому хотим восполнить этот пробел.

ПРАВИЛА ДЛЯ ПЯТИМИНУТНЫХ (БЛИЦ) ШАХМАТ
С ДОПОЛНЕНИЯМИ

   1. Игра проводится по Правилам шахмат ФИДЕ, кроме тех случаев, когда они не могут быть применены.
   2. Каждый игрок должен сделать все свои ходы в течение пяти минут, установленных на его часах.
   При использовании электронных часов могут применяться другие контроли, например: три минуты каждому и две секунды накапливаемого времени после этого, или, как было в матче Каспаров - Крамник, по 5 минут каждому игроку, а за 20 секунд до контроля (по крайней мере у одного партнера) - еще по две секунды на каждый ход, но без накопления этих секунд.
   3. Арбитр перед началом игры определяет, куда должны быть обращены циферблаты часов. Играющий черными решает, с какой стороны он будет сидеть. Используемые часы должны иметь специальное устройство, обычно называемое "флажком" на стрелочных механических часах, фиксирующее истечение контрольного времени. На электронных цифровых часах истечение контрольного времени фиксируется специальным знаком "-", звуковым или световым сигналом.
   4. Перед началом игры партнеры должны проверить правильность начальной позиции и установленного на часах времени. Как только игроки сделали по три хода, никакие претензии относительно неправильного расположения фигур, ориентации доски или установки показаний часов не принимаются.
   5. Записывать сделанные игроками ходы не обязательно.
   6. Ходы (включая рокировку) должны делаться только одной рукой, и этой же рукой должны переключаться часы. Игрок не должен делать ответный ход до тех пор, пока его часы не пущены.
   7. Невозможный ход считается сделанным и не исправляется, если пущены часы партнера.
   а) После завершенного невозможного хода, когда игрок переключил часы, партнер может заявить о присуждении ему выигрыша, но до своего ответного хода или касания фигуры с намерением его сделать.
   b) Игрок, который сделал невозможный ход, но не переключил часы, должен взять его обратно и сделать за свое время возможный ход той же самой фигурой. Если возможного хода этой фигурой не существует и часы еще не переключены, может быть сделан ход любой другой фигурой.
   c) Если после невозможного хода сделан ответный ход, то невозможный уже не может быть исправлен и игра продолжается.
   d) Невозможный ход, не замеченный обоими игроками, не может быть впоследствии изменен и не может служить основанием для претензий партнера.
   8. Если игрок сначала дотрагивается до одной фигуры с намерением сделать ход, а затем делает ход другой фигурой, его партнер может переключить часы назад и предложить сделать ход фигурой, до которой тот дотронулся вначале. В случае разногласий каждый из партнеров может остановить часы и обратиться к арбитру.
   9. Ни один игрок не может трогать часы, кроме исправления их положения или нажатия кнопки.
   a) Если часы партнера (механические) не идут, игрок может нажать на кнопку часов партнера и обратно, однако если это не помогает, он должен позвать арбитра.
   b) Каждый игрок должен всегда иметь возможность переключить часы после сделанного хода. Нельзя держать палец на кнопке часов или поверх нее.
   10. Каждое нарушение игроком Правил влечет за собой определенное наказание. Это касается также случаев, когда кто-то из игроков ударяет по часам.
   a) Первое нарушение влечет за собой предупреждение (кроме случая, когда флажок партнера упал - тогда он получает дополнительную минуту на обдумывание).
   b) При втором нарушении партнер получает дополнительную минуту к игровому времени.
   c) При третьем нарушении игроку засчитывается поражение в партии.
   d) После этого при новых нарушениях арбитр может использовать другие санкции, в том числе исключение виновного из соревнования.
   11. Если игрок проводит пешку на поле превращения и переключает часы, оставляя ее на доске, его партнер или арбитр могут остановить часы, пока пешка не будет заменена фигурой.
   12. Если игрок неосторожно сдвинул одну или более фигур, он должен поправить их за свое время. Если это необходимо, партнер может пустить его часы, не делая ответного хода, чтобы обеспечить исправление расположения фигур за счет его времени.
   13. Партия считается выигранной игроком,
   а) который поставил мат королю партнера;
   b) соперник которого сдался;
   c) если флажок партнера упал прежде, чем партия закончилась иначе:
   (1) при условии, что он замечает это и останавливает часы, пока его флаг еще не упал, и
   (2) он имеет достаточный для мата материал ("достаточный для мата материал" подразумевает, что возможна позиция, в которой есть мат в один ход - то есть партнер, за которым очередь хода, не может избежать мата следующим ходом);
   d) партнер которого делает невозможный ход, включая оставление его короля под шахом или ход королем под шах, и переключает часы (7.б), но только если игрок заявляет об этом до того, как он сам завершил свой ответный ход.
   14. Партия считается закончившейся вничью,
   а) если один из королей находится в положении пата;
   b) по соглашению между партнерами во время игры;
   с) если флажок у одного из игроков падает после того, как флажок другого партнера уже упал, а о выигрыше не было заявлено, как в 7.а (1);
   d) при вечном шахе, повторении позиции и "мертвых" позициях;
   е) если флажок у игрока упал, но его партнер не имеет достаточного материала для мата, как определено в 13.c (2).
   15. Арбитр не должен вмешиваться в игру любым способом, пока его не попросили об этом партнеры.
   16. Арбитр не должен трогать часы, кроме случая спора, когда оба игрока просят его об этом, или при необходимости замены неисправных часов.
   17. Зрители и игроки других партий не должны разговаривать или иным образом вмешиваться в игру. Если зритель вмешивается в игру, например, привлекает внимание к падению флажка, арбитр может остановить партию и предложить сыграть новую. Он может также перенести партию в другое помещение.
   18. Все решения арбитра в блице окончательны и не могут быть обжалованы.
   Эти пункты правил собраны из разных разделов официального текста Правил шахмат ФИДЕ. Некоторые пункты этих правил для блица нуждаются в комментариях.
   Полезно пояснить пункт 3. Обычно применялось правило о том, что часы располагаются справа от играющего черными. Здесь же формулировка более гибкая: она позволяет арбитру поставить часы так, чтобы ему было удобно наблюдать за ними, а партнеру, играющему черными, предоставляется право выбора места за доской (он ведь может быть "левшой").
   Разумные вопросы и возражения вызывают некоторые положения пункта 13 (2), который действует не только в блице, но и при других контролях. В частности, спрашивают: каким должен быть результат партии, если просрочил время партнер, имеющий короля и ферзя против короля с пешкой (без других фигур и пешек)? Увы, по действующим сейчас правилам просрочивший время окажется проигравшим, хотя при самой неквалифицированной игре трудно представить, как слабейшая сторона может выиграть. Единственный способ - это дать возможность провести пешку на поле превращения и отдать ферзя. Возможен, однако, форсированный выигрыш слабейшей стороны, например, в такой позиции:









   Может последовать 1.f7+ Ke7?? (это и есть "самая неквалифицированная игра") 2.f8Q+ Kd7 3.K:c5.
   Пункт 14.с относится только к механическим часам, поскольку на электронных часах всегда возможно установить, какая из сторон исчерпала лимит времени. Правда, на недавнем турнире в Кап д'Агде в одной из дополнительных блицпартий между А.Карповым и Б.Гельфандом арбитр засчитал ничью при электронных часах, ссылаясь на то, что время просрочили оба. Вероятно, это было просто компромиссное решение…
   В пункте 14.d "мертвыми" позициями надо считать такие, где возникают замкнутые пешечные цепи и при этом пешки расположены на полях цвета противоположного полям, по которым ходит слон партнера (то есть его нельзя пожертвовать). Это относится к пешечным эндшпилям, пешке со слонами, иногда конями, ладьями и т.п. Например:









   Белые могут зафиксировать ничью ходом 1.h5, после которого лишний слон черных обесценивается.
   Важным моментом этих правил является наличие у арбитра вполне определенных санкций, применяемых в случаях нарушений. Так, переключение часов не той рукой, которой делается ход, или удар по часам рукой или фигурой наказывается тем, что партнеру нарушителя добавляется минута времени на обдумывание, а может и повлечь за собой зачет поражения.
   Это правило не так легко применить технически при использовании электронных часов, поскольку добавление минуты партнеру требует порой много времени.
   За исключением специально оговоренных регламентом случаев арбитр не фиксирует падения флажка и невозможные ходы! Это обязанность самих партнеров.
Владимир ДВОРКОВИЧ,
международный арбитр


 Library В библиотеку