На классической надувнушке мы бы наверняка так дешево не отделались. Но наш тримаран,
по-утиному отряхнувшись, тут же выбросил львиную долю воды через низенький транец, а остатки
быстро вытекли через кормовые шпигаты — несомненный плюс низкобортной платформы, расположенной
выше уровня воды! Даже мотор не заглох. Решив не искушать судьбу, мы развернулись вниз по
течению — тоже достаточно непростой маневр на порогах: когда нос лодки удалось нацелить в
нужном направлении, снесло нас вниз метров на пятьдесят. Высадив на берегу Суходольского озера
одного пассажира (которому пришлось плестись пешком больше километра) и сменив винт на более
“тягучий” 11-дюймовый, мы без проблем поднялись обратно на Вуоксу.
Меньший шаг винта дал заметную прибавку в скорости — с одним водителем тримаран стал разгоняться до 45 км/ч при 5700-5800 об/мин. При замерах скорости приемником GPS мы сразу обратили внимание на парадоксальное, на первый взгляд, явление: при движении против сильного ветра (направление которого в день испытаний, как назло, совпало с достаточно быстрым течением), тримаран демонстрировал даже лучшие скоростные показатели, нежелив более благоприятную, казалось бы, сторону — по ветру и течению!
Вскоре лодка сама намекнула нам на возможное объяснение парадокса, когда нос слегка подбросило волной, а навстречу дунул очередной шквал — тримаран совершил самую настоящую попытку “подлета”, словно скутер “Формулы-1”. Судя по всему, нижняя плоскость расположенной над водой платформы работает как крыло (замкнутое, вдобавок, бортовыми спонсонами), и, очевидно, возникающая аэродинамическая разгрузка — нечто сродни воздушной подушке — частично компенсирует недостаток гидродинамической подъемной силы, создаваемой круглыми баллонами в режиме глиссирования. Экраноплан, да и только!
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ мотолодки
“Фрегат-550 Тримаран”
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Вкратце подводя итоги, не можем не отметить, что в общем и целом испытания подтвердили заложенные конструкторами расчеты — в первую очередь, с точки зрения самой концепции необычного надувного тримарана, призванного дарить уверенность даже в очень сильную погоду. Выявленные недостатки касались, в основном, конструкторской проработки отдельных деталей и узлов.
Экстремальные “прохваты” по порогам не прошли бесследно: фиксация килевого бал лона к транцу ослабла, отчего на поворотах надувной киль стал немного гулять вправо-влево. Проявлялось это в том, что винт время от времени стал подсасывать воздух и терять упор при скорости выше 30 км/ч. Выявили мы и ряд “бытовых” недостатков, например, не совсем удачную конструкцию носового багажника, мягкая дека которого в сильную волну способна набрать, словно в мешок, пару-тройку ведер воды (здесь так и напрашивается жесткий “конек”, как у двускатной крыши). При подходе к необорудованному берегу сойти на берег прямо с носа лодки не получится — честно говоря, одну из поддерживающих деку багажника текстолитовых “лат” мы сломали именно в такой ситуации. В гладком пластиковом кокпите немудрено поскользнуться, а пайол ощутимо “дышит” под ногой. Немалые усилия и ловкость требуются и при постановке тента (некоторые “шпеньки” установлены в неудобных местах), хотя уже установленный тент нам очень приглянулся…
— Экземпляр пока что экспериментальный. Затем и проводятся испытания, чтобы выявить недостатки, — заверил нас Игорь Макаров. — Главное, что идеи, заложенные в новую лодку, большей частью подтвердились. Теперь остается проработать пусть и мелкие, но значимые “детали”.
В этом испытатели “КиЯ” полностью солидарны с конструктором. “Фрегат”, как мы заметили, вообще любит нетрадиционные решения, а на пути к их совершенствованию мелкие проколы неизбежны. “Закладывая” принципиально новую лодку в тиши кабинета, вряд ли можно предусмотреть абсолютно все. На то, чтобы привести в соответствие замысел и исполнение, нередко уходят годы кропотливого труда. Надеемся, что и традиционные испытания “на мерной миле “КиЯ”, которые мы проводим от имени потребителей, вносят в это дело свою скромную лепту.
для кого и зачем
При первом же взгляде на новый тримаран с его просторной высокой платформой приходят на ум суровые бойцы МЧС, рыбаки-профессионалы с километрами сетей, обутые в свинцовые “калоши” водолазы со своей неподъемной станцией… Однако наверняка новая лодка должна приглянуться и любителям — прежде всего, из числа тех, коих сих пор принято именовать “водными туристами”. Народ это обычно небогатый, но ценящий свободу — прежде всего, свободу передвижения. Классический РИБ большинству вряд ли потянуть, в то время как отпускная цена “Фрегата-550” (без тента и консоли) составляет 2.5 тыс. долл. Мореходность, проходимость, а главное, обитаемость нового тримарана явно придутся им по душе. Шутка ли дело: площадь накрытой тентом-домиком платформы составляет 5 м2 — почти как кухня в старорежимной “хрущевке”! Опытные туристы сразу сообразят, что расположить спальные места можно не только вдоль, но и поперекДП — мы подсчитали, что в варианте без консоли здесь можно свободно разместить 5-6 человек.
В общем, новинка наверняка будет востребована, и мы надеемся, что специалисты “Фрегата” в самое ближайшее время возведут экспериментальную лодку в статус конкурентоспособного рыночного образца.
А.Лисочкин, фото А.Спирина и И.Дубинского
|
вверх |