Старт. Финиш. Победитель.

Мастера аквабайка

вновь встретились на Неве

 22-24 июня в Санкт-Петербурге уже в четвертый раз прошел этап чемпионата мира по аквабайку. Как и в прошлом году, генеральным спонсором соревнований выступило петербургское предприятие “Ливиз”, взявшее на себя львиную долю расходов по организации этого увлекательного зрелища.

В  нынешнем сезоне программа чемпионата претерпела достаточно кардинальные изменения. Прежде всего, знатоки аквабайка не нашли в программе привычного класса 785 см3 — его место занял Ski Division. Оказывается, “стоячие” аквабайки пригодны не только для исполнения трюков фристайла, но и для гонок по кольцевой дистанции, так что общее мнение об элитарности и малой распространенности машин этого класса оказалось преждевременным. Во фристайле, кстати, обратная ситуация: симпатии “трюкачей” все заметней завоевывает более привычный отечественному глазу “сидячий” гидроцикл. Поскольку таких аквабайков на российских водоемах уже порядочно, может, и у нас вскоре появятся мастера фристайла?

Пока что во фристайле наши спортсмены участия не принимают, хотя в классе 1200 см3 был установлен своеобразный рекорд — заявки поступили от пяти российских гонщиков! Обязательную квалификацию не пришлось проходить лишь петербуржцу Владимиру Осокину, принявшему участие в предыдущих этапах чемпионата, остальным же, как новичкам, предстоял отборочный заезд. Увы, попасть в первую пятерку и завоевать право продолжить борьбу удалось лишь москвичу Алексею Страхову. Опередили россиян четыре латвийских спортсмена — Райтис Звернияс, Анрис Каролс, Андрис Познакс и Арнис Бредис.

Как и ожидалось, блеснуть в основных заездах новичкам не удалось. Более-менее приличный результат показал только Владимир Осокин, занявший 12 место в заезде на поул-позишн, но, к сожалению, скатившийся на 21 место из 25 в основной гонке. Неплохой результат показал и Давид Джалагония, единственный российский гонщик в классе Ski Division, который хоть и впервые выступал в соревнованиях такого ранга, но сумел пробиться на 9 место из 14 в основном заезде. В Сочи, родном городе Давида, условия для тренировок все же получше, чем в Москве или Питере.

Как и ожидалось, первые строки итоговых таблиц оккупировали давно знакомые любителям аквабайка имена и страны: в классе Ski Division победил француз Жером Бойаджан, серебро и бронза достались соответственно итальянцу Альберто Монти и французу Дидье Наварро. Наварро занял и первое место в классе Runabout 1200, опередив итальянцев Джимми Бозьо и Лоренцо Беналья.

Фристайл, как обычно, не блистал массовостью — в этой дисциплине соревновались всего 5 спортсменов. Победил здесь Федерико Буфакки, хорошо знакомый петербургским зрителям.

Кстати о зрителях: обычно организаторы соревнований по аквабайку делают ставку за зрелищность, располагая трассу таким образом, чтобы следить за перипетиями борьбы на трассе могли многотысячные толпы. В Питере, к сожалению, повезло лишь обладателям пропусков, дающих право на вход в лагерь участников и на центральный пляж, напротив которого была выставлена гоночная трасса. Всем остальным пришлось наблюдать за ходом соревнований со значительного расстояния. Мастера фристайла, представляющие собой наиболее “отвязанную” прослойку аквабайкеров, явно обратили на это внимание и, как видно, решили исправить ситуацию. Откатав обязательную программу перед взорами судей и несколькими десятками “посвященных” счастливчиков, они всей толпой отправились к открытому для всех желающих общественному пляжу и от души там подурачились. Трюкачи не только повторили перед широкой публикой большинство обязательных трюков, но и выдали ряд не предусмотренных программой импровизаций: прыгали через буи, брызгались водой из водометов под довольный визг купальщиков и даже катали детей. В общем, простой народ тоже получил свою долю праздника.

Однако сквозь атмосферу праздника все более проглядывали серьезные проблемы. Действительно, события такого ранга собирают все меньше желающих насладиться ярким зрелищем и поболеть за своих. Трибуны водного стадиона — набережные — были практически пусты, хотя организаторы прогнозировали более 25 тысяч зрителей. Активных болельщиков на пляже Петропавловки и сгрудившихся вокруг недоступного лагеря горожан оказалось не более 4-5 тысяч.

Неподготовленным зрителям комментарии выписанного из Москвы шоумена Николая Фоменко мало что проясняли, а у специалистов вызывали, мягко говоря, недоумение. “Русский гвоздь”, бывший музыкант питерского “Секрета” секретов аквабайка не раскрыл, что также не способствовало подъему зрительского интереса. А, между тем, рекламодателя, богатого спонсора можно привлечь только на “раскрученное” событие, ведь зрители для них — это потенциальные покупатели, и чем их больше, тем лучше. Есть зрительский интерес — есть и финансовая поддержка для хорошей организации соревнований, есть серьезные спонсоры, поддерживающие гонщиков.

У любого западного гонщика, принимающего участие в многоэтапных гонках высокого ранга, не один спонсор. На доводку гоночной техники, тренировки, содержание команды, переезды нужны большие деньги. На корпусе чемпионского аквабайка можно насчитать до двух десятков логотипов различных фирм. Отсюда и результаты. Сергей Жиров, знаменитый в прошлом водномоторник, активно поддерживающий сейчас аквабайк и тренирующий сына, приехал из Москвы не в лучшем настроении:
— Все затраты я вынужден нести сам. Наших гонщиков никто не поддерживает. И вообще не знаю, кому все это надо...

На собственном энтузиазме из гоночной “массовки” отечественным спортсменам выбраться трудно. А нет реальных российских претендентов на призовые места — нельзя рассчитывать на высокий зрительский интерес. Круг замыкается.

Аквабайк — технически сложный вид спорта, у которого должен быть свой подготовленный зритель, способный поддержать событие и проявить настоящий интерес. За рубежом главными информационными спонсорами таких событий обычно являются специализированные издания, знающие профессиональные тонкости этого вида спорта, способные заранее готовить событие, собирать подготовленную аудиторию. В нашей стране ситуация осложняется еще и тем, что аквабайк никак не назовешь массовым увлечением. Для многих он остается лишь дорогой игрушкой. Поэтому, если мы хотим сохранить в городе это яркое событие, готовиться к нему нужно уже сегодня, и готовиться профессионально.

вверх

 Library В библиотеку 


Логотип ` Катера и Яхты`
№177 2001 г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru