Giliazitdinov J.M. Key words: physical health, factors of forming, students, prophylaxis of deseases, skills of doctors and students, physical culture.
|
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВУЗА И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Профессор Дж.М.
Гилязитдинов, Башкирский государственный университет Ключевые слова: факторы формирования физического здоровья, студенты, подготовленность врачей и студентов к профилактике заболеваний, физическая культура. Перед Россией, вставшей на путь духовного возрождения и решения экономических проблем, возникли огромные трудности. Для достижения поставленных целей и преодоления трудностей нужны не только огромные материальные ресурсы, но и люди, способные максимально эффективно использовать их в нужном направлении. Совершенно очевидно", что пассивные, инертные, физически слабые и бездуховные люди непригодны для этого, - нужны активные, творчески одаренные, здоровые и физически развитые, стремящиеся к всестороннему развитию и проявлению своих способностей и выдвигающие на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самим себе. Реальная ситуация, однако, все больше не соответствует желаемой. Катастрофически ухудшается здоровье населения, особенно детей и студенческой молодежи, их физическая подготовленность. Увеличивается число людей с ограниченными возможностями (даже по неполным данным их в стране уже более 6 млн человек), перед которыми остро стоит проблема социальной адаптации и реабилитации. Для изменения этой ситуации необходим целый комплекс средств социально-педагогического воздействия, использование медицины, искусства, физкультуры, спорта и др. В рамках существующей системы господствует односторонняя, "одномерная" модель физкультурно-спортивной работы, ориентированная на небольшой набор средств для их решения. Эта односторонность проявляется, например, в информационной работе с различными группами населения о ценности, полезности, значимости физической культуры и спорта, об их роли в жизни современ-.ного человека. Подчеркивая значение регулярных занятий физической культурой и спортом для физического совершенствования человека, нередко упускают из виду огромный духовный потенциал этих. занятий. Социологические исследования, проведенные в ряде высших учебных заведений Республики Башкортостан, показали, что большую роль в формировании физического здоровья молодежи играют социально-гигиенические условия: оптимальная физическая и психоэмоциональная нагрузка, рациональный режим питания и т.п. Благоприятные бытовые условия, экологический и социальный комфорт, исключающий вредные и неадекватные для организма и психики человека привычки (курение, алкоголизм, наркомания и т.д.), коллективные формы общения существенно повышают уровень общей и гигиенической культуры студентов. Здоровье человека - не только медико-биологическая, но прежде всего и социальная категория, определяемая в конечном счете природой и характером отношений, социальными условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства. Именно режим учебы, отдыха, характер общественной работы, семейная обстановка и другие факторы образа жизни определяют состояние здоровья студентов и позволяют отнести их к той или иной группе, требующей различных мер медицинского воздействия (профилактики, лечения). По указанным причинам в документы исследования нами был включен блок вопросов, направленных на выявление уровня подготовленности выпускаемых специалистов к профилактической работе и некоторых факторов, влияющих на этот аспект подготовки. Врачам - выпускникам Башкирского государственного медицинского института было предложено оценить уровень полученной в институте подготовленности по профилактике заболеваний. Ответы распределились следующим образом (табл. 1). Таблица 1. Уровень подготовленности врачей к профилактике заболеваний (мнения врачей)
Полученную в институте подготовку по профилактике врачи практически оценили как неудовлетворительную. Менее чем один из четырех выпускников считает этот аспект подготовки достаточным. Хуже подготовленными к профилактике заболеваний считают себя акушеры-гинекологи, из которых недостаточно подготовленными признали себя 84,3%, а также начинающие врачи со стажем от 1 до 3 лет (81,4%). Врачи с большим стажем несколько реже признают свою подготовку к профилактической работе недостаточной. Очевидно, приступая к самостоятельной работе, молодые специалисты в большей мере испытывают недостаточность профессиональной подготовки в рассматриваемом аспекте, но со временем эта недостаточность компенсируется опытом. Студентам 6-го курса также было предложено оценить уровень полученной в институте подготовленности по профилактике заболеваний (табл. 2). Таблица 2. Уровень подготовленности студентов 6-го курса к профилактике заболеваний
Таблица 3. Количество студентов, отнесенных к специальным медицинским группам, %
Таблица 4. Число случаев и дней нетрудоспособности на 100 студентов
Из студентов подготовленность к профилактике заболеваний достаточной признает лишь каждый десятый, не вполне достаточной - практически каждый пятый и несколько более двух третей отвечавших на вопрос затрудняются ответить, то есть тоже не уверены в своей подготовке. Обращает на себя внимание то, что и здесь так же, как и у практических врачей, гинекологи свою подготовленность оценивают заметно ниже в сравнении с другими специальностями. Затруднение в оценке своей подготовленности к профилактике заболеваний можно объяснить тем, что студенты уровень своих знаний и умений не могут в полной мере сопоставить с требованиями, предъявляемыми практикой, но это обстоятельство также характеризует общую недостаточность их подготовленности. В большом числе исследований выявляется положительное значение рационального образа жизни, особенно регулярных занятий физической культурой, учебной и внеурочной деятельности студентов. Большинство студентов к занятиям физическими упражнениями относятся положительно. К сожалению, декларативное не совпадает с реальным. При анализе ответов на вопрос: "Как часто вы занимаетесь физическими упражнениями?" оказалось, что регулярно (не менее трех раз в неделю) эту эффективную форму укрепления здоровья используют в своем режиме лишь 26% студентов. Проведенные нами в вузах Республики Башкортостан социологические исследования выявили, что лишь двенадцатая часть студентов в свободное время систематически занимается физической культурой. На старших курсах этот показатель снижается до 6%. Как следствие этого - низкая физическая подготовленность студентов, ограниченность их двигательных умений и навыков, отсутствие знаний по элементарным основам физического воспитания. Заболеваемость в вузах растет с каждым годом. Это показывает количество занимающихся в специальных медицинских группах. Тенденции, типичные для многих вузов, четко просматриваются на примере трех основных учебных заведений г. Уфы (табл. 3). На состояние здоровья оказывает также влияние уровень образованности и внутренней культуры человека. До недавних пор социальные условия в нашей стране позволяли жить, не очень беспокоясь о здоровье. Эту заботу брали на себя государство, система народного здравоохранения. В последнее время произошло обесценивание здоровья, которое в системе разумных потребностей людей оказалось не на первом месте. Требуется в корне изменить отношение молодежи к здоровью, для чего следует поставить ее в такие условия, которые заставили бы постоянно беспокоиться о нем. Поэтому решение вопроса здоровья студенчества непосредственно связано с пропагандой и утверждением здорового образа жизни. Анализ заболеваемости студентов Башкирского государственного медицинского института за 1989-1993 гг. показывает, что в последние годы более чем в 1,5 раза увеличилось число случаев и дней нетрудоспособности на 100 студентов (табл. 4). Увеличение числа случаев нетрудоспособности в определенной степени связано с улучшением качества диагностики в процессе медицинского обследования при массовых медицинских осмотрах и при обращениях в поликлинику. Обращает на себя внимание увеличение показателя средней продолжительности одного случая нетрудоспособности. Одна из причин этого - влияние факторов образа жизни (недостаточная степень двигательной и медицинской активности , приверженность вредным привычкам, социально-гигиенические условия), организация питания, расписание лекций и практических занятий, уровень материальной оснащенности ряда аудиторий, которые требуют определенной коррекции и совершенствования. Для того чтобы до конца решить проблему деятельного отношения студента к укреплению своего здоровья, подтолкнуть его к систематическим занятиям физическими упражнениями, следует создать широкомасштабную систему соответствующего образования, учитывая биологические, психологические, экономические, экологические, социальные условия и факторы. В физическом воспитании студентов сложилась проблемная ситуация. Суть ее заключается в противоречии между уровнем социальных требований и эффективностью физического воспитания. Попытки разрешения ее только путем улучшения материальной базы, повышения уровня профессиональной подготовленности педагогических кадров не дают ожидаемых результатов. Требуют доработки критерии оценки успеваемости по физическому воспитанию. Они могут быть более гуманистическими, а нормативы - доступными для освоения всеми студентами. Поступила в редакцию 19.06.95 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|