Sedov K.M. Key words: somatic status, physical fitness, programmes on physical education.
|
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МАЛЬЧИКОВ 4-5 ЛЕТ К.М.Седов Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, программы по физическому воспитанию. Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста в последние годы устойчиво занимают важное место в сфере научных интересов специалистов разного профиля. Повышенный интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на детский организм обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям, с другой - именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик взрослого человека. Наиболее существенные приобретения организма детей связаны с развитием их двигательной системы. Именно в детском возрасте формируются важные базовые двигательные умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой в последстьии и складывается двигательная деятельность взрослого человека (Е.Н. Вавилова, 1971; В.Ю. Демьяненко, 1987; Т.Ю. Логинова, 1991; Н.Н. Королева, 1985; В.П. Губа, 1985; Пензулаева Л.И., 1983, 1986, 1988, и др.). Если же учесть то обстоятельство, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста. Развитие двигательной сферы детей обеспечивается двумя взаимосвязанными процессами: с одной стороны, освоением техники новых движений (образовательный компонент), с другой - развитием физических качеств (развивающий компонент). С этих позиций эффективными можно считать также, системы (методики, программы) физического воспитания, в которых гармонично сочетаются развивающий и образовательный компоненты. Анализ программ и рекомендаций по физическому воспитанию для детских дошкольных учреждений показал их выраженный крен в сторону образовательного компонента. Для проверки этого предположения был проведен педагогический анализ серий занятий по физическому воспитанию в детских садах Волгограда, реализующих программный материал и установки. При этом пульсовая реакция организма детей регистрировалась с помощью спорттестера. В процессе такого анализа установлено, что моторная плотность на занятиях не превышала 60-65%. Если же учесть, что продолжительность организованных занятий по физическому воспитанию не превышала 30 мин, то становится очевидной недостаточность их развивающего влияния на двигательную и функциональную сферы детей. С учетом такой ситуации было сделано предположение о необходимости усиления развивающего (тренирующего) компонента занятий, были разработаны и экспериментально проверены две программы по физическому воспитанию для мальчиков 4-5-лет, при этом одна из них предполагала комплексное развивающее воздействие, а другая - последовательное, поэтапное развивающее воздействие на основные физические качества. Обе экспериментальные программы были рассчитаны на 5 месяцев и реализованы на базе детских садов №№ 28, 320, 351 Волгограда. Занятия проводились три раза в неделю по 30-35 мин каждое. Набор упражнений в обеих программах был фактически одинаковым и соответствовал рекомендациям, представленным в литературе. Различия заключались в комплектации упражнений в одних занятиях и в серии занятий. Последовательность развивающих акцентов во второй программе была такой: выносливость, координация, сила, скоростно-силовые и скоростные качества. Продолжительность одного этапа акцентированного развития физических качеств - один месяц. Отличие экспериментальных программ от контрольной заключалось в более высокой моторной плотности занятий, этот показатель на занятиях по экспериментальным программам задавался и удерживался на уровне 80-85%. В начале эксперимента, в конце каждого месяца и по завершении педагогического эксперимента проведено комплексное тестирование физической подготовленности детей с использованием следующей батареи тестов: - для определения уровня развития скоростных способностей - бег 10м с хода; - скоростно-силовых - прыжок в длину с места; - силы - становая сила; - координации - проба Ромберга и метание в цель теннисного мяча с расстояния 4 м, по итогам трех попыток фиксировался средний результат, исходя из 4-балльной системы оценок; - косвенное изменение степени развития выносливости путем определения эффективности работы сердечно-сосудистой системы. Здесь нами был модифицирован степ-тест, в котором продолжительность нашагивания на скамейку (h - 20 см) составляла 1 мин 30 с, в процессе выполнения работы регулировался темп, с тем, чтобы пульс был около 150 уд/мин, где, по некоторым данным, находится аэробно-анаэробный порог у детей 4-5 лет. Это осуществлялось с помощью спорттестера, которым измерялась также пульсовая сумма (ПС) покоя за 1 мин 30 с и восстановления за это же время. Далее определялись пульсовой долг (ПД) и, в конечном счете, фактическая стоимость цикла (ФСЦ). , где ИНПД - индекс необходимого пульсового долга, f восст. - сумма пульса за 1 мин 30 с восст., fo. - сумма пульса за 1 мин 30 с раб., t раб. - время работы, n - количество циклов подъема и спуска со ступени. Результаты проведенных исследований уровня физического развития и физической подготовленности волгоградских мальчиков 4-5 лет совпадают со среднестатистическими данными для детей этого возраста, опубликованными в литературе (Э.Й. Адашкявичене, 1982; Т.Ю. Логинова, 1991; Л.И.Пензулаева, 1973; Е.А.Пиминова, 1990, и др.). Ежемесячный контроль за уровнем изучаемых показателей выявил относительно стабильные темпы прироста длины и массы тела и основных физических качеств (табл. 1). Наиболее высокими оказались темпы прироста становой силы, результатов в прыжках в длину с места и в пробе Ромберга (табл. 2). Реализация экспериментальной программы, предполагающей комплексное развивающее воздействие на основные физические качества, способствовала достоверному увеличению темпов прироста всех изучаемых физических качеств (табл. 3). Наиболее выраженное влияние зафиксировано на показатели в беге на 10 м с хода, в прыжках в длину с места, в пробе Ромберга, в метании мяча в цель и становой силе. Таблица 1. Динамика изменения уровня физической подготовленности мальчиков 4-5 лет (контрольная группа)
Таблица 2. Темпы изменения результатов в двигательных тестах у мальчиков 4-5 лет (контрольная группа), в % к показателям предыдущего месяца
Таблица 3. Динамика изменения уровня развития основных физических качеств у мальчиков 4-5 лет, занимающихся по программе с комплексным развивающим воздействием (в % к показателям предыдущего месяца)
Таблица 4. Динамика изменения уровня развития основных физических качеств у мальчиков 4-5 лет, занимающихся по
Наиболее существенное ускорение темпов развития отмечено в таких упражнениях, как метание теннисного мяча в цель, проба Ромберга, бег 10 м c хода, прыжки в длину с места, степ-тест. Таким образом, спектр двигательных способностей, получающих наиболее выраженное развитие, оказался несколько иным по реализации различных экспериментальных программ: программа с комплексным развивающим воздействием потенцирует у мальчиков 4-5 лет развитие координационных и силовых способностей; программа с поэтапным акцентированным развивающим воздействием оказалась более эффективной для развития скоростных, скоростно-силовых способностей и выносливости. Выводы 1. Программы физического воспитания детей дошкольного возраста с выраженным развивающим воздействием на основные физические качества более эффективны для использования в дошкольных учреждениях, чем действующие программы. 2. Организм детей (мальчиков в возрасте 4-5 лет) характеризуется большими резервными возможностями в развитии двигательной сферы, что целесообразно использовать в организации занятий по физическому воспитанию, повысив моторную плотность занятий до 80-85% и сместив акцент в методике проведения занятий с Образовательного на развивающий компонент. 3. Организм детей (мальчиков в возрасте 4-5 лет) характеризуется высокой пластичностью при целенаправленном развивающем воздействии на физические качества, однако биологически организм предрасположен к развитию скорост-тных, скоростно-силовых и координационных способностей. Поступила в редакцию 21.06.95 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |