Zobkov V.A. Key words: psychological peculiarities, attitude, younger schoolchildren, learning - physical culture activity.
|
ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ОТНОШЕНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Кандидат
психологических наук, доцент В.Д. Зобков Ключевые слова: психологические особенности, отношение, младшие школьники, учебно-физкультурная деятельность. психологии физического воспитания и спорта проведен ряд исследований, затрагивающих проблему отношения человека к физической культуре [1, 2, 4 и др.]. При формировании активно-положительного отношения к физической культуре исследователи в основном ориентируются на экстенсивные методы: дополнительное строительство спортбаз, установление нестандартного оборудования, динамизм, эмоциональность, разнообразие упражнений и т.п. и слабо привлекают средства интенсивных методов обучения, затрагивающих личностный уровень регуляции деятельности учащихся (мотивацию, целеполагание, уверенность, самооценку), отвечающих требованиям личностно-деятельностного подхода и наполняющих обучение качественно новым содержанием. Теоретические вопросы психологии отношений неразрывно связаны с практикой, характер и результаты которой требуют знания психологии человека, а это обязательно приводит к изучению типологии личности. Типологический подход позволяет поставить на научную основу определения адекватных приемов педагогического воздействия на личность учащегося в процессе учебно-воспитательной деятельности. Однако возможность применения этого подхода в учебных заведениях пока недостаточно раскрыта в силу слабой изученности психологических различий между детьми и учащейся молодежью. В задачи данного исследования входило следующее: 1) изучить психологические особенности отношения младших школьников к физической культуре (n=327), 2) разработать и апробировать систему психолого-педагогических средств формирования активно-положительного типа отношения детей к физической культуре (n=60). Методики исследования. В работе использовались следующие методики: наблюдение (в том числе включенное наблюдение за поведением и деятельностью школьников); метод экспертных оценок; анализ содержания доминирующих мотивов, целеполагания, уверенности; социометрические процедуры для выявления персонального статуса учащихся; стандартизированные личностные опросники Р. Кеттелла, Я. Стреляу; мотивационно-результативные методики О.В. Дашкевича, позволяющие проводить объективно-психологический анализ особенностей психической регуляции деятельности в условиях, моделирующих экстремальные факторы физкультур-но-спортивной деятельности (МР-1, МР-2) [3]; метод формирующего психолого-педагогического эксперимента; математико-статистическая обработка данных исследования. Результаты исследования. Теоретический анализ научной литературы по проблеме "отношение человека к деятельности", а также практический анализ учебной, общественно-трудовой, учебно-физкультурной деятельности позволил нам выделить объективно-психологические критерии отношения учащихся к физической культуре (дисциплинированность, сознательность, активность, результативность), которые дали возможность исходно распределить младших школьников на две подгруппы: 1) с активно-положительным (70,0±2,1% учащихся 1-2-го классов и 67,0 ± 1,9% детей 3-4-го классов) и. 2) с пассивно-положительным отношением к физической культуре. В дальнейших исследованиях были изучены психологические особенности детей выделенных подгрупп. Младшие школьники с активно-положительным отношением к физической культуре проявили выраженное стремление к достижению максимального результата в деятельности, высокую активность в течение всего урока. Им свойственна повышенная состязательность, граничащая с агрессивностью при отсутствии элементов коллективного взаимодействия. Процессуальный неуспех повышает готовность таких детей к соревновательной борьбе, итоговый неуспех приводит к несамокритичности, к острому переживанию критики, к проявлениям внутреннего протеста. Для них характерно высокое развитие физических качеств, превышающее программные требования и уровень развития детей с пассивно-положительным отношением к физической культуре (p<0,01), а также высокая активность и успеваемость по всем предметам учебной программы (4,3 ±0,1 балла). Активно-положительное отношение младших школьников к физической культуре тесно связано с индивидуально-типологическими особенностями и рядом особенностей психической регуляции действий и деятельности в целом. Данным испытуемым свойственны высокая подвижность нервных процессов, сильная нервная система относительного возбуждения. Корреляционный анализ показал, что подвижная и сильная нервная система относительного возбуждения имеет тесную и непосредственную связь с результативным компонентом физкультурной деятельности (r=0,54, p<0,01), с интегратив-ным объективным показателем отношения к физической культуре (r=0,63,p<0,01), что указывает на выраженное влияние типологических особенностей младших школьников на отношения и результативность деятельности. При обследовании детей в лабораторных условиях (мотивационно-результативная методика N 1) обнаружено, что показатели уровня притязаний (исходный, на заключительной стадии эксперимента, в ситуации успешной и неуспешной результативности), уверенности в успехе отличаются относительно невысокой выраженностью (по сравнению с подростками и юношами) и представленностью в психической регуляции деятельности, которая несколько возрастает к концу возрастного этапа младших школьников. В этот переходный возрастной период от младшего школьного к младшему подростковому возрасту усиливается на отношение к деятельности перспективного целеполагания учащихся, на что указывают возрастающее количество и сила корреляционных связей показателей перспективного целеполагания (лабораторный и естественный эксперименты) с показателями целеполагания (p<0,01), уверенностью в достижении успеха (p<0,01), с эффективностью физкультурной деятельности (p<0,01), с интегративым объективным показателем отношения к физической культуре (p<0,01), к учебной деятельности (p<0,01), и общественно полезному труду (p<0,01). Младшим школьникам с данным типом отношения свойственны развитые интеллектуальные (абстрактное мышление) и коммуникативные способности (тест Р. Кеттелла). Для детей младшего возраста с пассивно-положительным отношением к физической культуре характерно положительное отношение к учебно-физкультурной деятельности, сопровождающееся сниженной активностью (инициативностью, самостоятельностью), отсутствием интереса к упражнениям соревновательного характера, медлительностью в действиях, несобранностью, невнимательностью. Их отличало сниженное до среднего уровня выраженности развитие физических качеств (3,3±0,2) и общей успеваемости (3,7±0,1 балла). При анализе причин снижения активности у таких детей обнаруживалась инертность нервных процессов, неуравновешенность нервной системы в сторону преобладания торможения, превалирование черт темперамента, связанных с беспокойством, ригидностью, подавленностью настроения, сенситив-ностью, сниженной психомоторной активностью; слабое развитие волевых качеств личности: настойчивости, решительности инициативности, самостоятельности и, наоборот, более яркая выраженность робости, неуверенности в себе (40,2 ± 1,0% - для учащихся 1-2-го классов и 37,5 ± 1,7% - для детей 3-4-го классов), неадекватно заниженное целеполагание, отсутствие или сниженное перспективное целеполагание. названные особенности личности таких школьников отрицательно влияют на развитие их интеллектуальной и коммуникативной сфер. Им свойствен низкий уровень развития абстрактного мышления и коммуникативных способностей. Проведенное исследование указывает на то, что особенности нервной системы и темперамента, активное перспективное целеполагание, формирующиеся особенности самооценки учащихся оказывают существенное влияние на проявление отношения младших школьников к физической культуре. Дальнейшие исследования, связанные с изучением отношения учащейся молодежи к физической культуре, показали, что начиная с младшего подросткового возраста уменьшается влияние на отношение к деятельности особенностей нервной системы и темперамента и в то же время усиливается влияние особенностей личностной направленности: доминирующей мотивации, самооценки, уверенности, целепо-лагания. В соответствии с результатами исследования была разработана система средств психолого-педагогического управления и регуляции отношения младших школьников к физической культуре, включающей воспитательные, обучающие и психорегулирующие мероприятия: 1. На мотивационном уровне регуляции деятельности основными формирующими средствами выступали средства, активно вовлекающие учащихся в пропаганду здорового образа жизни (беседы, диспуты, лекции, показательные выступления); в трудовую деятельность в сфере физической культуры, связанную с помощью учителю (ремонт инвентаря, работа с отстающими и младшими и т.п.); в учебно-физкультурную деятельность, реализующую межпредметные связи (пантомимические игры); в сферу общения (ветераны войны, труда, мастера спорта СССР); в совместно с родителями организованную физкультурную деятельность (турпоходы, семейные дни здоровья), в создании перспектив трудовой и физкультурной направленности (профориентация). 2. На самооценочном уровне регуляции деятельности ведущими формирующими средствами были средства, включающие действия оценки и самооценки выполняемых упражнений: ролевые игры (консультант, учитель, судья-информатор и т.п.), игры, развивающие и совершенствующие эмоционально-волевую сферу учащихся (игры с "форой", в условиях лимита времени и т.п.); игры, совершенствующие элементы коллективного взаимодействия (введение в игру взрослого на правах равного партнера, выполняющего роль "зоны ближайшего развития" ребенка и т.п.), участие в планировании учебных занятий, занятости свободного времени; информация о реальных трудностях выполняемых физических упражнений и собственных возможностей; самоотчеты о психофизическом развитии, о выполнении домашних заданий по физической подготовке перед коллективом класса. 3. На исполнительном (операциональном) уровне регуляции деятельности к основным средствам относились средства, повышающие активность учащихся на уроках, совершенствующие координацию движений, развивающие двигательное воображение, умение предвосхищать двигательное действие и др. 4. Овладение средствами регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний (аутогенная тренировка, идеомотор-ная настройка). В итоге однолетнего формирующего эксперимента наблюдались качественные изменения в отношении учащихся к физической культуре: у всех учащихся экспериментального класса повысилась целеустремленность, настойчивость, уверенность в успехе приобрела черты адекватности. У представителей активной подгруппы детей сформировались элементы коллективистской направленности личности, самокритичности. У испытуемых из пассивной подгруппы повысилась социальная активность, состязательность, инициативность и самостоятельность, существенно улучшились коммуникативные и интеллектуальные способности. Все это нашло проявление в значительном повышении физической подготовленности (уровня развития физических качеств), успеваемости (обнаружена высокая достоверность различий в сравнении с исходным уровнем и контрольной группой - p < 0,01), в стремлении к саморазвитию и самосовершенствованию физических и личностных качеств и особенностей. Литература 1. Аросьев Д.А., Жаров П.А., Назарова И.Г. "Физическая культура в школе", 1987, № 4, № 5. 2. Глухов В.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1987, № 9. 3. Дашкевич О.В. Методы исследования эмоций спортсменов в лабораторных условиях. М., 1976. 4. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М., 1989. Поступила в редакцию 09.07.91 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|