Lubysheva L.I. Key words: individual, personality, person, phenomenon of physical culture.
|
СОЦИАЛЬНОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА В АСПЕКТЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Доктор педагогических
наук, профессор Л.И. Лубышева Ключевые слова: индивид, личность, человек, феномен физической культуры. Проблема человека, его сущности и существования чрезвычайно многогранна, но главной ее философской основой является вопрос взаимосвязи социального и биологического. С одной стороны, человек - высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы. Биологическое в человеке представлено как организм, задатки, телесная физическая структура, темперамент, динамика психических процессов, способность действовать. С другой стороны, он - творец, активный участник исторического процесса развития материального производства и духовных ценностей, частица, элемент социальной жизни, осуществляющий свои поступки в соответствии с нормами и ценностями, существующими в обществе. Как же связаны эти два начала - природное и социальное, насколько они отдалены или приближены в различных сферах жизнедеятельности? То или иное решение вопроса о природном и социальном во многом определяет понимание развития социальной жизни, его источников, тенденций трактовки культуры (в том числе и физической) как феномена, проблем личности и индивидуальности. На наш взгляд, в его решении есть две стороны: во-первых, раскрытие социальной обусловленности и соответственно специфики биологии человека и, во-вторых, изучение обратного воздействия социально детерминированной биологии человека на его общественную, материальную и духовную деятельность, многообразные социальные отношения и функции. В философии и социологии существует несколько тенденций понимания этой проблемы, однако нам ближе идеи тех ученых, которые утверждают, что человек - биосоциокуль-турная система, уникальность которой определяется сплавом природных, врожденных особенностей индивида и впитанных ею в ходе становления ценностей культуры, влияния социальной среды, в которой личность формировалась. В то же время характер социализации не может не зависеть от природных данных индивидуума: своеобразия его телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, его потребностей, задатков, способностей, специфической организации и одаренности [1, 5, 6, 9, 11]. Современная наука не только вскрыла причины индивидуальных биологических различий человеческих организмов [4], но и показала связь этих различий с психологическими особенностями организма [12]. В связи с этим человека нельзя представить как "сгусток социума", нельзя разрывать взаимодействие социологических и биологических факторов его становления и развития [15]. Проблема состоит лишь в том, чтобы выяснить диалектику соотношения, взаимодействия социального и биологического в организме человека на основе раскрытия определяющего воздействия первого на второе. От правильности решения этой проблемы зависят методологическая направленность и способы интерпретации смысла и цели жизни человека, особенностей морфологии и функций его организма, физического развития и формирования здоровья и др. В связи с этим возникают и другие проблемы, более широкого порядка: сущность и причины возникновения человеческого общества, его история и современное состояние, взаимосвязи человека и машины, человека и природы, человека и общества и т. д. Все эти проблемы особенно актуальны и обусловлены усилением воздействия современного общества, науки, техники на организм и психику человека, а также возрастанием роли отдельной личности и ее деятельности в современном обществе. Потребность методологического подхода, учета взаимосвязи социального и биологического особенно отчетливо ощущается в современной научной и практической медицине, в развитии теории и практики физической культуры, антропологии, генетики человека и других наук. Попытки рассмотреть и раскрыть сущность человека предпринимались многими философами, психологами, педагогами. Например, французские просветители 18-го века Ш. Фурье, Ж.-Ж. Руссо, С. Симон высказывали весьма ценные догадки о том, что человек - продукт среды и обстоятельств, но сама среда трактовалась ими как модификация человеческих идей, страстей и- переживаний. Отсюда и культ человека как сущность биологического, отрицание значимости общественных отношений между людьми. Сторонников такого подхода и в современной науке достаточно много. Например, В.Г. Афанасьев отмечает, что социальное в человеке возникло и развивалось отнюдь не "вдруг". Оно имело определенные биологические предпосылки. Мало того, и сейчас, когда социальное, общественное расцвело в человеке пышным цветом, когда оно составляет самую глубокую его сущность, человек остается и биологическим существом. Человек - система биосоциальная [1]. Биологическое, однако, не является определяющим в человеке. Оно лишь материал, природная основа для становления человека, формирования его общественных качеств, свойств, способностей. В чем же, на наш взгляд, существо философского видения человека? В данном случае речь должна идти не о поиске "золотой середины" между биологизаторской и социологической тенденциями, а об акценте на биосоциальной природе человека. Поэтому здесь уместно вспомнить слова К. Ясперса, определяющего человека в качестве чувственного существа: "высший из животных, в качестве духовного - низший из ангелов, но он не животное и не ангел, хотя и родствен обоим частью своего существа; перед обоими у него есть преимущества, поскольку он обладает тем, чего лишены те и другие" [16, с. 443]. Биосоциапьность создает особый мир, особую целостность, с одной стороны, способную чувствовать, переживать, хотеть быть неодолимой, иметь силу жизненной необходимости. С другой - действовать, но не по-животному, переживать, но не только за себя, но и за других, и испытывать радость не только (и не столько) из-за утоления чувства голода, но и от прекрасного. Социальное вырастает из природного, в нем навсегда сохраняются живые начала, подаренные природой. Но это жизнь не животного, а социального существа. Социальное - это качественно новое состояние жизни, ее регуляция. К сожалению, социально-биологические проблемы в области физической культуры разработаны слабо. В связи с этим в спортивной науке, в том числе и социологии физической культуры, еще имеет место не совсем точное понимание соотношения биологического и социального в этой сфере деятельности людей, на что справедливо указывают ряд ученых. Критику биологизма, в частности, рассматривает в вопросах возникновения и первоначального развития физического воспитания Н.И. Пономарев [10]. Методологической основой познания сущности феномена физической активности должен стать, по мнению В.К. Бальсе-вича, эволюционный подход, дающий возможность эффективного изучения физических возможностей и резервов человеческого организма на основе познания и учета социально-биологических закономерностей его развития. Гносеологической задачей эволюционного подхода является формирование научного знания о естественных законах развития физического потенциала человека и разработка на этой основе стратегии социального стимулирования, управления и коррекция его индивидуального и коллективного физкультурного воспитания [3]. Были попытки рассмотреть проблему соотношения биологического и социального в развитии человека с исторических позиций [8, 15]. Относительно длительности и количества стадий формирования человека существуют различные точки зрения [13]. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что социогенез одновременно обусловливал антропогенез. Так, Т.В. Корсаевская пишет: "Социальность" человека в своем исходном значении выводима из биологии человека, из его телесной организации"; "из биологии человека вырастает его социальность, которая "снимает его биологию" [8, с. 10,11]. Мы солидарны с позицией К.Е. Тарасова и Е.К. Черненко, утверждающих, что решающее значение в формировании специфической человеческой биологии принадлежит социогенезу. Но это не общебиологические предпосылки, на базе которых могла произойти социализация антропогенеза. Полная универсализация эволюции организма человека обусловлена не биологическим, а социальным -образом труда, общения и жизни [15]. Однако подобные теоретические положения еще должны стать предметом серьезного научного исследования. Связующим звеном между социальной средой и организмом человека является личность. Через личность человеческий организм испытывает влияние социального [16]. Понятие "человек" включает в себя понятие "человеческий индивид", характеризующее биологическую сторону человека, и понятие "личность", выражающее его социальную сторону. Понятие "человеческий индивид" не содержит ничего специфически социального, оно так же, как и понятие "организм", - отражение принадлежности человека к живой природе, биологическому. Личность же характеризуется не биологическими, а социальными качествами. Она носитель определенных социальных функций, однако, выполняя эти функции, накладывает на их выполнение свои неповторимые черты - характер, волю, силу своего ума, интересы и потребности, знания, ценностные ориентации и мировоззрение [16, с. 69]. Социальные, личностные качества человека формируются только под влиянием социальной среды и проявляются в социальной деятельности человека, в той роли, которую он выполняет в обществе [7]. В то же время, рассматривая особенности взаимоотношений социального и биологического в человеке, следует отметить, что биологическое имеет в человеке субстанциональный характер. Биологическая сторона в жизнедеятельности обусловливает социальную активность личности. Вся деятельность человека обеспечивается метаболизмом, имеющим биологический характер. Исходя из этого, нам представляется неправомерным игнорирование биологической стороны жизнедеятельности в формировании личности, которое наблюдается в педагогике и социологии. Только в диалектическом единстве природного и социального может развиваться человек. Именно исходя из таких представлений о сущности единства социального и биологического можно рассматривать проблему формирования физической культуры как отдельного человека, так и человечества в целом. При этом физический потенциал, по мнению В.К. Бальсевича, определяется множеством факторов биологического и социального характера. В конечном счете задача сводится к тому, чтобы познать естественные, природные законы индивидуальной эволюции физических способностей человека, а затем в строгом соответствии с ними выработать и реализовать пути социального, в том числе педагогического и организационного стимулирования гармоничного роста этих способностей. Приоритет биологического в этом случае заключается в том, что оно формирует стратегию последовательности и интенсивности тренирующих воздействий, обеспечивающих развитие физических возможностей, а приоритет социального в том, что оно обеспечивает, с одной стороны, процесс познания мудрости природы, а с другой - практическую реализацию его результатов в соответствии с запросами, возможностями, моральными и нравственными ценностями общества [3]. Особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер, таким образом, состоит прежде всего в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс физического развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабляться в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности. В недавнем прошлом при обосновании влияния социальных факторов на физическое совершенствование человека часто имели в виду производственные отношения, во главе которых стоит труд, выступающий в качестве активного воздействия человека на природу. Эти стихийные воздействия существуют зачастую независимо от воли человека, хотя и поддаются изменению в процессе, развития общества. Другой ряд социальных факторов, хотя также определяется объективным ходом деятельности общества и реальной общественной обстановкой, действуя на человека и на .его физическое развитие и подготовленность, зависит от сознания и. воли отдельных людей. Физическая культура в этом отношении и представляет собой социальный фактор целесообразного воздействия на процесс физического совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Одной из форм ее направленного функционирования в обществе, а именно педагогически организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей, является физическое воспитание. По мнению многих ученых, отличительные особенности физического воспитания определяются в основном тем, что это есть процесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность [9]. В этом аспекте физическое воспитание является формой социального воздействия на биологическое по своей природе развитие организма человека. Но было бы слишком недальновидно считать физическую культуру участвующей только в воспроизведении физической сущности общественного человека или лишь как фактор, модифицирующий образ жизни индивидуума. Специфическая задача физкультурного воспитания - воздействие на формирование личности, в частности одной из ее сторон - физической культуры. Поэтому нельзя смешивать понятия "физическое развитие", "физическое воспитание" и "физкультурное воспитание". Первое является объективным процессом, который совершается в организме человека, второе - активным воздействием человека на этот процесс, а третье выступает как целенаправленный процесс приобщения людей ко всем ценностям физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание и его составная часть - это всегда педагогический процесс целенаправленного, регулируемого изменения физических и духовных кондиций человека, основная задача которого - сознательно и целенаправленно познавать и непротиворечиво реализовывать в физкультурной практике уже созданные природой предпосылки гармоничного совершенствования физического потенциала, человека. В современной теории физической культуры все четче формируется тенденция использования философско-культуро-логического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма ее формирования каждой личностью. В связи с этим чаще ставится вопрос не о "физическом", а о "физкультурном" воспитании человека. Если в слове "физическое" традиционно акцент ставится на двигательном, биологическом, то в термине "физкультурное" присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Совершенный нами путь теоретико-методологического анализа проблемы соотношения биологического и социального позволяет обоснованно утверждать идею единства и взаимообусловленности, детерминированности этих философских категорий применительно к процессу освоения и реализации человеком ценностей физической культуры. Литература 1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.: Политиздат, 1977. 2. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания). "Теория и практика физической культуры", 1991, N 7, с. 37. 3. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье, 1987. 4. Говалло В.И. Почему мы не похожи друг на друга. Очерки о биологической индивидуальности. "Наука и прогресс", - М. Знание, 1984. 5. Каган М.С. Человеческий фактор развития общества и общественный фактор развития человека. "Вопросы философии", 1987, N 16, с. 15-26. 6. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Феномен человека: комплекс социоприродных свойств "Вопросы философии", 1988, N 7, с. 29-37; 7. Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967. 8. Корсаевская Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. - Л.: Медицина, 1970. 9. Очерки по теории физической культуры: Труды ученых социалистических стран. - М.: ФиС, 1984. 10. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФиС, 1970. 11. Парсоне Т. Человек а современном мире: Пер. с англ. (общ. ред. В.А. Кувакина). - М.: Прогресс, 1985. 12. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М.: Наука, 1979. 13. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. - М.: Наука, 1966. 14. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта (Бака М.М., Бойко B.C., Гурвич С.С., Муравов И.В.). - Киев: Здоровье, 1983. 15. Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека. - М.: Наука, 1979. 16. Шорохова Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека // Биологическое и социальное в развитии человека. - М.: Наука, 1977, с. 65-82. 17. Ясперс К. Смысл и назначение-истории. М., 1994. Поступила в редакцию 09.11.95 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |