Mamychkin F.V. Key words: components of physical performance, aerobic capacities, special tables.
|
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ Ф.В. Мамычкин, Е.А. Зайцев, В.М. Варнахин Московский высший художественно-промышленный институт им. графа Строганова Московская государственная академия пищевых производств Ключевые слова: компоненты физической подготовки, аэробные возможности, специальные таблицы. Известно, что физическое воспитание - педагогический процесс, призванный решать основные задачи: укрепления здоровья, развития физических качеств, формирования двигательных умений, а также передачи студентам специальной системы знаний для осознанного применения ими средств и методик. Конечно же, полного здоровья и гармоничного физического развития можно добиться, лишь оптимально развивая основные физические качества и особенно аэробные возможности. Но для того, чтобы такие, тоже важные для здоровья, качества, как сила мышц, гибкость и ловкость, не ушли на второй план, необходимо установить четкий контроль за профилирующими компонентами физической подготовки, Таблица 1. Очки за тесты на силу и аэробные возможности
Примечания: 1. Женщины отжимаются, не отрывая бедер от опоры. 2. Для оценки тестов в данной таблице используется специальная таблица очков, разработанная чешскими специалистами. 3. Таблица рассчитана на возрастной диапазон как мужчин, так и женщин 17-29 лет. Таблица 2. Очки за общую физическую подготовленность (ООП)
Контролировать их удобно и эффективно с помощью специальных тестов. В основу табл. 1 положены четыре упражнения, одинаковые для мужчин и женщин (единственное различие - в способах отжимания): 1. Прыжок в длину с места (с помощью этого теста определяется "взрывная" сила ног). 2. Отжимание (определяется динамическая сила рук и плечевого пояса). 3. Подъем туловища из положения лежа в сед, исходное положение - руки за голову (определяется динамическая сила брюшных мышц и мышц спины). 4. 12-минутный бег (определяется аэробная возможность организма. Этот основной, как мы уже говорили, тест требует небольшого объяснения. По данным К. Купера (этот тест носит его имя), при выполнении одной и той же работы два человека потребляют разное количество кислорода. При хорошей физической подготовке - - 42,6 мл на 1 кг массы тела в минуту, при плохой - 25. За 12-минутный тест человек преодолевает то расстояние, которое будет пропорционально максимальному потреблению кислорода. Купер вывел зависимость аэробной подготовленности от преодоленного расстояния: а) менее 1,5 км - потребление до 25 мл/кг - подготовленность очень плохая; б) 1,5-1,8 км - потребление 25-33,7 мл/кг - подготовленность плохая; - - . в) 1,8-2,1 км - потребление 33,8-42,5 мл/кг - подготовленность удовлетворительная; г) 2,1-2,6 км - потребление 42,6-51,5 мл/кг - подготовленность хорошая; д) 2,6 и более - потребление 51,6 мл/кг и более - подготовленность отличная. В соответствии с достигнутым результатом (табл. 2) выполняющему тест начисляются очки , и в зависимости от их количества ОФП оценивается как отличная, хорошая, посредственная или плохая. Чтобы получить хорошую оценку, недостаточно добиться высоких результатов в отдельных тестах. Лишь успешное выполнение всего комплекса обеспечивает наилучшие показатели ОФП. Тестируем мы также и такое важное качество, как гибкость. В основу тестов на гибкость положены три упражнения (табл. 3) Таблица 3. Тесты на гибкость
Таблица 4. Рекомендуемые недельные циклы оздоровительной тренировки
Основываясь на данных предложенных тестов, мы с достаточной уверенностью выявляем слабые звенья студентов в ОФП. Соответственно корректируя программу оздоровительной подготовки (включающую учебные занятия и самостоятельную подготовку), можно составлять для студентов индивидуальные недельные циклы оздоровительной физической тренировки (табл. 4). Заключение. Опираясь на предлагаемые в данной работе тесты, можно эффективно компоновать как учебные, так и самостоятельные занятия, делая акцент на наиболее значимых для здоровья физических качествах. Это позволит студентам наиболее рационально использовать силы и время (особенно в период сессии) для достижения ими хорошего уровня ОФП. Предлагаемая таблица очков ОФП дает возможность гармонизировать физическую подготовку, подтягивая обнаруженные слабые звенья до необходимого уровня. Пятилетняя практика применения нами этих таблиц для построения оздоровительных программ подтверждает, что они способствуют вовлечению студентов в "игру очков", стимулируют их, служат дополнительным мотивом для занятий, укрепляют здоровье. Поступила в редакцию 11.10.94 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |