ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ


Mamychkin F.V.

Key words: components of physical performance, aerobic capacities, special tables.


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ

Ф.В. Мамычкин, Е.А. Зайцев, В.М. Варнахин

Московский высший художественно-промышленный институт им. графа Строганова Московская государственная академия пищевых производств

Ключевые слова: компоненты физической подготовки, аэробные возможности, специальные таблицы.

Известно, что физическое воспитание - педагогический процесс, призванный решать основные задачи: укрепления здоровья, развития физических качеств, формирования двигательных умений, а также передачи студентам специальной системы знаний для осознанного применения ими средств и методик. Конечно же, полного здоровья и гармоничного физического развития можно добиться, лишь оптимально развивая основные физические качества и особенно аэробные возможности. Но для того, чтобы такие, тоже важные для здоровья, качества, как сила мышц, гибкость и ловкость, не ушли на второй план, необходимо установить четкий контроль за профилирующими компонентами физической подготовки,

Таблица 1. Очки за тесты на силу и аэробные возможности

Отжимание

колич. раз

Сед из положен. лежа, колич. Прыжок с места в длину, см 12-минутный тест Ку пера, м Очки за упражнения
м Ж М Ж М Ж М Ж
6 10 18 12 165 126 1650 1500 1
7 11 19   170 129 1700 1600 2
8 12 20 13 175 132 1750 1700 3
9 13 21   180 135 1800 1800 4
10 14 22 14 185 140 1900 1850 5
12 15 25 16 190 145 2000 1900 6
14 16 28 18 195 150 2100 1950 7
16 17 31 20 200 155 2200 2000 8
18 18 34 23 205 160 2300 2050 9
22 20 37 26 210 165 2400 2100 10
25 22 40 29 216 170 2500 2150 11
28 24 43 32 222 175 2600 2200 12
30 26 46 35 228 180 2650 2250 13
32 28 49 38 234 185 2700 2300 14
34 30 52 41 240 190 2750 2350 15
36 32 55 44 247 195 2800 2400 16
38 33 58 47 255 200 2850 2400 17
40 34 61 50 262 205 2900 2500 18
42 35 64 53 268 210 2950 2550 19
43 36 66 56 275 215 3000 2600 20

Примечания: 1. Женщины отжимаются, не отрывая бедер от опоры. 2. Для оценки тестов в данной таблице используется специальная таблица очков, разработанная чешскими специалистами. 3. Таблица рассчитана на возрастной диапазон как мужчин, так и женщин 17-29 лет.

Таблица 2. Очки за общую физическую подготовленность (ООП)

Общая физическая подготовленность Общее число очков Минимальное число очков в каждом упражнении
Отличная 64-80 16
Хорошая 44-63 11
Посредственная 24-43 6
Плохая 4-23 1

Контролировать их удобно и эффективно с помощью специальных тестов. В основу табл. 1 положены четыре упражнения, одинаковые для мужчин и женщин (единственное различие - в способах отжимания):

1. Прыжок в длину с места (с помощью этого теста определяется "взрывная" сила ног).

2. Отжимание (определяется динамическая сила рук и плечевого пояса).

3. Подъем туловища из положения лежа в сед, исходное положение - руки за голову (определяется динамическая сила брюшных мышц и мышц спины).

4. 12-минутный бег (определяется аэробная возможность организма. Этот основной, как мы уже говорили, тест требует небольшого объяснения. По данным К. Купера (этот тест носит его имя), при выполнении одной и той же работы два человека потребляют разное количество кислорода. При хорошей физической подготовке - - 42,6 мл на 1 кг массы тела в минуту, при плохой - 25. За 12-минутный тест человек преодолевает то расстояние, которое будет пропорционально максимальному потреблению кислорода. Купер вывел зависимость аэробной подготовленности от преодоленного расстояния:

а) менее 1,5 км - потребление до 25 мл/кг - подготовленность очень плохая;

б) 1,5-1,8 км - потребление 25-33,7 мл/кг - подготовленность плохая; - - .

в) 1,8-2,1 км - потребление 33,8-42,5 мл/кг - подготовленность удовлетворительная;

г) 2,1-2,6 км - потребление 42,6-51,5 мл/кг - подготовленность хорошая;

д) 2,6 и более - потребление 51,6 мл/кг и более - подготовленность отличная.

В соответствии с достигнутым результатом (табл. 2) выполняющему тест начисляются очки , и в зависимости от их количества ОФП оценивается как отличная, хорошая, посредственная или плохая.

Чтобы получить хорошую оценку, недостаточно добиться высоких результатов в отдельных тестах. Лишь успешное выполнение всего комплекса обеспечивает наилучшие показатели ОФП.

Тестируем мы также и такое важное качество, как гибкость. В основу тестов на гибкость положены три упражнения (табл. 3)

Таблица 3. Тесты на гибкость

Для мышц спины и задней поверхности ног Для плечевого сустава Для боковых мышц туловища
Не сгибая коленей, достать пол: оценка Одна рука над плечом, другая согнута в локте за спиной, соединить руки: оценка Наклоны в стороны из положения стоя руки по швам: оценка
ладонью отл. ладонями отл. Ладонь ниже колена отл.
фалангами пальцев хор. фалангами пальцев хор. Ладонь на уровне колена хор.
кончиками пальцев удовл. кончиками пальцев удовл. Кончики пальцев на уровне колена удовл.

Таблица 4. Рекомендуемые недельные циклы оздоровительной тренировки

Уровень ОФП Количество занятий Направленность упражнений в недельном цикле Частота применяемых в неделю средств и их объем. Метод, интенсивность, дозировка
Плохой 3 по 30-50 мин Гибкость,
Упражнения на гибкость включаются в под готовительную часть занятий, а также в зарядку. Равномерный, интенсивность слабая (ЧСС - 130 уд/мин)
выносливость Бег 3 раза в неделю по 3-4 км
Посредственный 3-4 по 40-60 мин Гибкость, То же То же
выносливость, 3-4 раза по 3-4 км То же
силовая выносливость 2-3 раза по 10-12 упр. на все группы мышц 1-2 подхода по 10 повторений
Хороший 4 по 60-90 мин Гибкость, То же То же
выносливость,  3-4 раза по 4-5 км То же
силовая выносливость 3 раза по 10-12 упр. с отягощениями По 2 подхода
Отличный 4 по 90-120 мин Гибкость, То же 8-15 повторений
выносливость, силовая Тоже То же
выносливость, 2-3 раза по 10-12 упр. с большим отягощением 2 раза То же
скорость   2 подхода по 6-8 раз Повторный, интенсивность предельная (ЧСС - около 200 уд/мин)

Основываясь на данных предложенных тестов, мы с достаточной уверенностью выявляем слабые звенья студентов в ОФП. Соответственно корректируя программу оздоровительной подготовки (включающую учебные занятия и самостоятельную подготовку), можно составлять для студентов индивидуальные недельные циклы оздоровительной физической тренировки (табл. 4).

Заключение.

Опираясь на предлагаемые в данной работе тесты, можно эффективно компоновать как учебные, так и самостоятельные занятия, делая акцент на наиболее значимых для здоровья физических качествах. Это позволит студентам наиболее рационально использовать силы и время (особенно в период сессии) для достижения ими хорошего уровня ОФП. Предлагаемая таблица очков ОФП дает возможность гармонизировать физическую подготовку, подтягивая обнаруженные слабые звенья до необходимого уровня.

Пятилетняя практика применения нами этих таблиц для построения оздоровительных программ подтверждает, что они способствуют вовлечению студентов в "игру очков", стимулируют их, служат дополнительным мотивом для занятий, укрепляют здоровье.

Поступила в редакцию 11.10.94


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!