Kostyukov V.V. Key words: health, sports and running plays.
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ И ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ С ЛЮДЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА Доктор педагогических
наук В.В. Костюков Ключевые слова: здоровье, спортивные и подвижные игры, организация и технология проведения занятий, алгоритм действий. Многие факты вызывают острую тревогу за состояние здоровья различных слоев населения России. Вот лишь некоторые из них. До 15% дошкольников функционально не готовы к обучению в школе, а после 10 лет пребывания в ней число абсолютно здоровых молодых людей составляет лишь 3% [9]. В среднем по стране в год приходится 11 дней нетрудоспособности на взрослого человека (в США - 3,4 дня), б - на студента и 18 - на школьника [4]. В настоящее время почти половина взрослого населения России имеет избыточный вес, в том числе 25% страдают ожирением. Ежедневно на работу не выходят более 3 млн человек. Только на оплату их больничных листов государство затрачивает 7 млрд рублей в год (в ценах и тарифах 1990 г.). Создавшееся положение вряд ли можно назвать неожиданным, так как среди различных социально-демографических групп населения регулярно занимаются физической культурой всего 13-15% людей. Одним из эффективных средств физической активности населения являются спортивные и подвижные игры, направленное использование которых с целью укрепления здоровья людей разного возраста приобретает в настоящее время особую актуальность. Между тем в современной теории и методике физического воспитания не выявлены закономерности, определяющие направленность воздействия спортивных и подвижных игр на уровень и параметры физического здоровья занимающихся, не разработаны адекватные режимы двигательной активности игровой направленности, обеспечивающие укрепление здоровья людей разного возраста. Цель исследования - определить последовательность действий педагога, а также установить объемы и основное содержание двигательной активности в спортивных и подвижных играх, обеспечивающие укрепление здоровья занимающихся разного возраста. Методика и организация исследования. При оценке состояния здоровья занимающихся использовалась концепция пятикомпонентной структуры здоровья, разработанная А.Г. Щедриной [10]. Уровень физического здоровья игровиков определялся по методике, предложенной Г.Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко [1], а уровень физического развития участников исследования - по данным антропометрии [2, 8]. Частота пульса на занятиях измерялась пальпаторно в пятом межреберье по левой среднеключичной линии, а также радиометрически с помощью прибора типа СП. В лабораторных условиях запись частоты сердечных сокращений в покое и при работе производилась на аппаратах ЭКПСЧ - 3 и ЭК 1Т-03М с грудных отведении. Соответствие измерений ЧСС, осуществляемых испытуемыми пальпаторно, реальным данным проверялось в лабораторных условиях путем параллельных определений с помощью электрокардиографа с последующей обработкой ЭКГ на микровычислительном анализаторе "МАЕ-01". Для определения уровня физической подготовленности испытуемых использовался ряд контрольных тестов [3, 5], которые широко апробированы и соответствуют международным стандартам измерения физического состояния человека [6]. Организация и методика проведения занятий осуществлялись в соответствии с разработанным нами алгоритмом действий организатора оздоровительной физической культуры [7]. Исследование проводилось с 1989 по 1993 г. в Краснодарском крае. Испытуемыми были учащиеся средних и старших классов ряда школ Краснодара; мужчины 28-39 лет, работающие на различных предприятиях города Сочи; мужчины и женщины среднего возраста, занимающиеся в группах здоровья в Краснодаре и Анапе, а также мужчины среднего возраста, отдыхающие в здравницах Сочи. Результаты и обсуждение. Алгоритм поведения организатора оздоровительной физической культуры в качестве первого действия предусматривает формирование у начинающих потребности в занятиях спортивными и подвижными играми или комплектование группы из людей, которые любят игры и хотят ими заниматься. В дальнейшем с использованием современных методик проводится тестирование занимающихся с целью определения уровня их физической подготовленности и состояния здоровья для установления толерантного пульса при занятиях и разработки адаптированной к конкретной обстановке программы тренировки. В последующем проводятся комплексы занятий определенной степени напряженности, периодически определяется состояние здоровья занимающихся и вносятся коррективы в тренировочный процесс. Важное звено в деятельности педагога - обеспечение преемственности тренирующих воздействий при построении длительных (годичных и многолетних) программ занятий. Проиллюстрируем вышеизложенное рядом примеров. Таблица 1. Группировка подвижных игр по показателям ЧСС во время игры
Рис. 1. Пульсовые профили занятий спортивными и подвижными играми с мужчинами 40-59 лет Оздоровительный эффект ежедневных занятий спортивными и подвижными играми мужчин 40-59 лет, отдыхающих в санатории. В исследовании в качестве испытуемых приняли участие 36 мужчин в возрасте от 40 до 59 лет, отдыхающих в санатории имени М.В. Фрунзе города Сочи, которые в результате опроса изъявили желание участвовать в экспериментах. Они были разделены на 3 группы: предварительную - с эпизодическими занятиями подвижными играми, контрольную - с общим двигательным режимом и экспериментальную (в нее вошли любители спортивных и подвижных игр), в которой ежедневно в течение часа проводились игровые занятия. На предварительном этапе исследования было осуществлено тестирование испытуемых, а затем по методике Г.Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко определен уровень их физического здоровья. Он оказался равным 3 баллам, что означает "низкий". При таком уровне физического здоровья "толерантный пульс", или максимально допустимая ЧСС на занятиях, не должен превышать 120 уд/мин. В дальнейшем, в течение 20 дней, с ними проводились различные подвижные игры (всего 22 игры), а также волейбол и баскетбол. Каждая подвижная игра за рассматриваемый период проводилась не менее 6 раз. Частота пульса у занимающихся во время и сразу после игры определялась радиометрически - с помощью передатчика типа СП-75, а также пальпаторно за 10-секундные временные интервалы. После обработки данных все подвижные игры были сгруппированы по величине ответной реакции организма (табл. 1). Оказалось, что такие игры, как "Метко в цель" и "Ориентирование по слуху", вызывали учащение пульса до 100 уд/мин, а "Охотники и утки" и "Перестрелка" - до 160 уд/мин и выше. При игре в волейбол частота пульса доходила до 140-145 уд/мин. Игра в баскетбол вызывала учащение пульса до 160-165 уд/мин. На основании результатов предварительного этапа обследований была разработана программа занятий подвижными и спортивными играми для мужчин 40-59 лет, отнесенных к лицам с нарушением жирового обмена. Были определены три основных пульсовых профиля занятий (рис. 1): профиль А - одна игра при ЧСС 80-100 уд/мин, две-три игры при ЧСС 101-120 уд/мин, одна игра при ЧСС 80-100 уд/мин; профиль Б - одна игра при ЧСС 80-100 уд/мин, одна игра при ЧСС 101-120 уд/мин, одна игра при ЧСС 121-140 уд/мин, одна игра при ЧСС 101-120 уд/мин, одна игра при ЧСС 121-140 уд/мин, одна игра при ЧСС 80-100 уд/мин; профиль В - одна игра при ЧСС 80-100 уд/мин, одна игра при ЧСС 101-120 уд/мин, одна игра при ЧСС 141-160 уд/мин, одна игра при ЧСС 101-120 уд/мин, одна игра при ЧСС 80-100 уд/мин. При проведении занятий с пульсовым профилем Б или В подвижные игры с ЧСС 121-140 уд/мин можно заменить волейболом, а подвижные игры с ЧСС 141-160 уд/мин - баскетболом. При проведении занятий с пульсовым профилем А волейбол следует использовать с большой осторожностью, а баскетбол лучше не использовать вообще. В первую неделю занятий основного этапа исследований четыре раза применялся профиль А и три раза профиль Б. Во вторую неделю занятий три раза - профиль Б и один раз - профиль В. В третью неделю занятий три раза - профиль Б и два раза - профиль В. Таблица 2. Уровень физического здоровья мужчин 40-59 лет, занимающихся и не занимающихся спортивными и подвижными играми
Таблица 3. Карточка здоровья ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Безопасный уровень здоровья - 14 баллов ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Всего за 20 занятий на долю профиля А приходилось 55%, Б - 30% и В - 15% общего тренировочного времени. Анализ занятий по направленности тренировочных средств на развитие определенного механизма энергообеспечения показал, что доля упражнений аэробной направленности составила 85-87% от общего арсенала действий, а смешанной аэробно-анаэробной направленности - 13-15%. Изменения уровня физического здоровья представителей контрольной и экспериментальной групп приведены в табл. 2. Исходный уровень здоровья в контрольной группе составил 3 балла, а в экспериментальной - 4 балла. К концу пребывания в санатории у мужчин, занимавшихся в обычном двигательном режиме, состояние физического здоровья так и осталось низким (4 балла), а в экспериментальной группе повысилось до 8 баллов (ниже среднего). Значит, целенаправленные, ежедневные в течение часа занятия подвижными и спортивными играми по разработанной системе (чередование профилей занятий с соотношением нагрузок аэробной и смешанной аэробно-анаэробной направленности как 1:7) оказывают большое положительное влияние на показатели физического здоровья мужчин 40-59 лет, отдыхающих в санатории и отнесенных к группе с нарушением жирового обмена. В результате исследований была разработана карточка здоровья, которая позволила резко повысить интерес мужчин к занятиям (табл. 3). В этой карточке приводится таблица экспресс-оценки физического здоровья занимающихся, толерантный пульс при занятиях, безопасный уровень здоровья, общие сведения о занимающихся и результаты определений уровня здоровья. Эта карточка вручалась отдыхающим по прибытии. В нее заносились результаты обследований и отмечался уровень физического здоровья. Отдыхавшие увозили карточки с собой, чтобы дома продолжать целенаправленно заниматься и контролировать уровень своего здоровья. Возможности укрепления здоровья учащихся на уроках физической культуры игровой направленности. последние годы наблюдаются падение интереса школьников к урокам физической культуры и вследствие этого - низкая посещаемость занятий. Излишняя регламентация существующих учебных программ почти не позволяет учитывать разнообразие возможностей различных регионов России и специфику самого предмета. Один из путей исправления создавшегося положения видится в разработке и внедрении в практику идеи направленности уроков физкультуры в течение учебного года. Рис. 2. Влияние уроков физической культуры игровой направленности на посещаемость занятий (I), состояние здоровья (II) и уровень подготовленности учащихся 6-7-х классов. 1 - пропуски занятий девочками 6 "В" класса по неуважительной причине (человеко-дни); II - пропуски занятий по болезни за учебный год учащимися 6-7-х классов (дни); III - результаты сдачи контрольных нормативов по волейболу девочками 6-х классов о/о) Направленность уроков означает, что оздоровительные и другие задачи школьной физкультуры все четыре четверти будут решаться в основном средствами одного вида программного материала (например, гимнастики, легкой атлетики или спортивных игр). Выбор будет зависеть от местных условий, интересов учащихся и подготовленности преподавателей. Учитывая большую эмоциональность спортивных игр, а также возможность на Кубани проводить уроки физкультуры круглый год на свежем воздухе, эффективность идеи направленности уроков физкультуры экспериментально проверялась на примере использования подвижных игр, волейбола и футбола. В исследовании приняли участие школьники 6 и 7-х классов средних школ (ныне гимназий) № 2 и 23 города Краснодара. Игровая направленность не означает отказа от использования гимнастики, легкой атлетики и других дисциплин, просто вклад видов программного материала в общий объем учебного времени изменяется. В нашем эксперименте доля спортивных игр составила около 70% от общего объема учебного времени, отводимого в течение года на физическую культуру. Проведение уроков физкультуры игровой направленности в 6-7-х классах позволило повысить интерес учащихся к занятиям. Посещаемость уроков стала гораздо выше. Например, если в 1989/90 учебном году девочки из 6 "В" класса, занимаясь по старой программе, пропустили 214 человеко-дней занятий, то в 1990/91 учебном году пропуски уроков сократились до 166 человеко-дней, то есть на 22,4% (рис. 2). Проведение уроков игровой направленности позволило школьникам успешно выполнять все разделы комплексной программы для 6 и 7-х классов. Например, занимаясь по обычной программе, 38% из числа девочек 6-х классов сдали контрольные нормативы по волейболу в конце учебного года на "удовлетворительно" "неудовлетворительно". В группе девочек, занимавшихся на уроках игровой направленности, результаты гораздо лучше - на "хорошо" и "отлично" сдали нормативы 97% школьниц. Выявлен значительный оздоровительный эффект уроков физической культуры игровой направленности. Занимаясь по старой программе, ученики б и 7-х классов пропускали по болезни в среднем 11,2 дня учебных занятий в год. Уроки физкультуры игровой направленности способствовали сокращению этого показателя до 8,6 дня, или на 23,2%. Общая успеваемость девочек выросла с 4,21 балла в 1989/90 учебном году до 4,43 балла в 1990/91 учебном году. В результате анкетирования, проведенного в конце 1990/91 учебного года, более 92% учащихся 6 и 7-х классов высказались за проведение уроков физической культуры игровой направленности. Использование алгоритма поведения организатора оздоровительной физической культуры позволило также экспериментально установить объемы и основное содержание различных видов игровой двигательной активности, обеспечивающих укрепление здоровья занимающихся. В частности: а) целенаправленная организация игровой физической активности детей 10-15 лет, учитывающая их мотивы и потребности в занятиях в период отдыха в летнем оздоровительном лагере способствует увеличению среднегруппового балла физической подготовленности в экспериментальных группах на 48% по сравнению с контрольными группами; б) круглогодичные занятия спортивными играми с частотой два раза в неделю по 90 мин каждое и с соотношением нагрузок аэробной и смешанной направленности как 3,5:1 позволяет увеличить уровень физического здоровья мужчин 28-39 лет с 3 до 8 баллов по 21-балльной шкале. Аналогичные занятия с частотой один раз в неделю не оказывают заметного развивающего оздоровительного эффекта на организм тренирующихся; в) двухгодичные занятия женщин 35-55 лет с выполнением игровых комплексов, состоящих в первый год занятий на 93-95%, а во второй год - на 88-90% из упражнений аэробной направленности, привели к неуклонному увеличению уровня физического здоровья с 6,1 до 8,3 балла, количество дней временной нетрудоспособности сократилось с 1122 до 495 дней, а количество обращений к врачам уменьшилось с 401 до 156 в год в целом по группе. В заключение отметим, что экспериментально доказана высокая эффективность разработанного алгоритма действий тренера-общественника, учителя физкультуры, педагога-организатора оздоровительных занятий спортивными и подвижными играми с людьми разного возраста, пола и уровня подготовленности. Алгоритм включает такую последовательность действий: а) создание у начинающих потребности в занятиях спортивными и подвижными играми или набор группы из людей, которые любят игры и хотели бы ими заниматься; б) проведение исходного тестирования занимающихся с использованием современных методик для определения их уровня подготовленности и состояния здоровья и последующей разработки программы тренировки, адаптированной к конкретным условиям; в) проведение игровых комплексов определенной степени напряженности, периодически производя срезы уровня подготовленности и состояния здоровья занимающихся, и на основании этого внесение коррективов в тренировочный процесс; г) обеспечение преемственности годовых тренирующих воздействий при построении и реализации многолетних программ занятий. Приведенные объемы и основное содержание оздоровительных занятий спортивными и подвижными играми целесообразно использовать в качестве ориентиров при организации физической активности людей разного возраста. Литература 1. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. "Теор. и практ. физ. культ.", 1988, № 4. 2. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - М.: Медицина, 1990. 3. Бондаревский Е.Я., Данилов Ю.Г., Епифанцев С.П. и др. "Теор. и практ. физ. культ.", 1983, № 1. 4. Вавилов Ю.Н. "Теор. и практ. физ. культ.", 1990, № 10. 5. Железняк Ю.Д. и др. Волейбол. - М.: ФиС, 1982. 6. Зациорский В.М. Спортивная метрология. - М.: ФиС, 1982. 7. Костюков В.В. "Теор. и практ. физ. культ.", 1994, № 11. 8. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. - М.: ФиС, 1982. 9. Туманян Г.С. Труды ученых ГЦОЛИФКа. Москва, 1993. 10. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск, 1989. Поступила в редакцию 21.03.95 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|