ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Kostyukov V.V.

Key words: health, sports and running plays.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ И ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ С ЛЮДЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Доктор педагогических наук В.В. Костюков
Кубанская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: здоровье, спортивные и подвижные игры, организация и технология проведения занятий, алгоритм действий.

Многие факты вызывают острую тревогу за состояние здоровья различных слоев населения России. Вот лишь некоторые из них.

До 15% дошкольников функционально не готовы к обучению в школе, а после 10 лет пребывания в ней число абсолютно здоровых молодых людей составляет лишь 3% [9].

В среднем по стране в год приходится 11 дней нетрудоспособности на взрослого человека (в США - 3,4 дня), б - на студента и 18 - на школьника [4].

В настоящее время почти половина взрослого населения России имеет избыточный вес, в том числе 25% страдают ожирением. Ежедневно на работу не выходят более 3 млн человек. Только на оплату их больничных листов государство затрачивает 7 млрд рублей в год (в ценах и тарифах 1990 г.).

Создавшееся положение вряд ли можно назвать неожиданным, так как среди различных социально-демографических групп населения регулярно занимаются физической культурой всего 13-15% людей.

Одним из эффективных средств физической активности населения являются спортивные и подвижные игры, направленное использование которых с целью укрепления здоровья людей разного возраста приобретает в настоящее время особую актуальность.

Между тем в современной теории и методике физического воспитания не выявлены закономерности, определяющие направленность воздействия спортивных и подвижных игр на уровень и параметры физического здоровья занимающихся, не разработаны адекватные режимы двигательной активности игровой направленности, обеспечивающие укрепление здоровья людей разного возраста.

Цель исследования - определить последовательность действий педагога, а также установить объемы и основное содержание двигательной активности в спортивных и подвижных играх, обеспечивающие укрепление здоровья занимающихся разного возраста.

Методика и организация исследования. При оценке состояния здоровья занимающихся использовалась концепция пятикомпонентной структуры здоровья, разработанная А.Г. Щедриной [10]. Уровень физического здоровья игровиков определялся по методике, предложенной Г.Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко [1], а уровень физического развития участников исследования - по данным антропометрии [2, 8].

Частота пульса на занятиях измерялась пальпаторно в пятом межреберье по левой среднеключичной линии, а также радиометрически с помощью прибора типа СП.

В лабораторных условиях запись частоты сердечных сокращений в покое и при работе производилась на аппаратах ЭКПСЧ - 3 и ЭК 1Т-03М с грудных отведении.

Соответствие измерений ЧСС, осуществляемых испытуемыми пальпаторно, реальным данным проверялось в лабораторных условиях путем параллельных определений с помощью электрокардиографа с последующей обработкой ЭКГ на микровычислительном анализаторе "МАЕ-01".

Для определения уровня физической подготовленности испытуемых использовался ряд контрольных тестов [3, 5], которые широко апробированы и соответствуют международным стандартам измерения физического состояния человека [6].

Организация и методика проведения занятий осуществлялись в соответствии с разработанным нами алгоритмом действий организатора оздоровительной физической культуры [7].

Исследование проводилось с 1989 по 1993 г. в Краснодарском крае. Испытуемыми были учащиеся средних и старших классов ряда школ Краснодара; мужчины 28-39 лет, работающие на различных предприятиях города Сочи; мужчины и женщины среднего возраста, занимающиеся в группах здоровья в Краснодаре и Анапе, а также мужчины среднего возраста, отдыхающие в здравницах Сочи.

Результаты и обсуждение. Алгоритм поведения организатора оздоровительной физической культуры в качестве первого действия предусматривает формирование у начинающих потребности в занятиях спортивными и подвижными играми или комплектование группы из людей, которые любят игры и хотят ими заниматься.

В дальнейшем с использованием современных методик проводится тестирование занимающихся с целью определения уровня их физической подготовленности и состояния здоровья для установления толерантного пульса при занятиях и разработки адаптированной к конкретной обстановке программы тренировки.

В последующем проводятся комплексы занятий определенной степени напряженности, периодически определяется состояние здоровья занимающихся и вносятся коррективы в тренировочный процесс.

Важное звено в деятельности педагога - обеспечение преемственности тренирующих воздействий при построении длительных (годичных и многолетних) программ занятий.

Проиллюстрируем вышеизложенное рядом примеров.

Таблица 1. Группировка подвижных игр по показателям ЧСС во время игры

Группы ЧСС, уд/мин Уровень физического здоровья (толерантный пульс, уд/мин) Игры
I 80-100   "Метко в цель", "Ориентирование по слуху", "Временной интервал", "Запрещенное движение"
II 101-120 I (до 120) "Мяч соседу", "Передача мяча соседу", "Прыжки по полоскам", "Передал-садись"; "Эстафета с ведением и бросками в корзину", "Падающая палка", "Подвижная цель", "Бег командами", "Вращение обручей", "Пионербол"
III 121-140 II (до 126)
III (до 133)
"Вызов номеров". "Эстафета с падением", "Кто сильнее". Третий лишний". "Удочка"
IV 141-160 IV (до 152)
V(до 165)
"День и ночь", "Перетягивание каната", "Эстафета с преодолением препятствий", "Охотники и утки" "Перестрелка"

 

Рис. 1. Пульсовые профили занятий спортивными и подвижными играми с мужчинами 40-59 лет

Оздоровительный эффект ежедневных занятий спортивными и подвижными играми мужчин 40-59 лет, отдыхающих в санатории.

В исследовании в качестве испытуемых приняли участие 36 мужчин в возрасте от 40 до 59 лет, отдыхающих в санатории имени М.В. Фрунзе города Сочи, которые в результате опроса изъявили желание участвовать в экспериментах. Они были разделены на 3 группы: предварительную - с эпизодическими занятиями подвижными играми, контрольную - с общим двигательным режимом и экспериментальную (в нее вошли любители спортивных и подвижных игр), в которой ежедневно в течение часа проводились игровые занятия.

На предварительном этапе исследования было осуществлено тестирование испытуемых, а затем по методике Г.Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко определен уровень их физического здоровья. Он оказался равным 3 баллам, что означает "низкий". При таком уровне физического здоровья "толерантный пульс", или максимально допустимая ЧСС на занятиях, не должен превышать 120 уд/мин.

В дальнейшем, в течение 20 дней, с ними проводились различные подвижные игры (всего 22 игры), а также волейбол и баскетбол. Каждая подвижная игра за рассматриваемый период проводилась не менее 6 раз. Частота пульса у занимающихся во время и сразу после игры определялась радиометрически - с помощью передатчика типа СП-75, а также пальпаторно за 10-секундные временные интервалы.

После обработки данных все подвижные игры были сгруппированы по величине ответной реакции организма (табл. 1). Оказалось, что такие игры, как "Метко в цель" и "Ориентирование по слуху", вызывали учащение пульса до 100 уд/мин, а "Охотники и утки" и "Перестрелка" - до 160 уд/мин и выше. При игре в волейбол частота пульса доходила до 140-145 уд/мин. Игра в баскетбол вызывала учащение пульса до 160-165 уд/мин.

На основании результатов предварительного этапа обследований была разработана программа занятий подвижными и спортивными играми для мужчин 40-59 лет, отнесенных к лицам с нарушением жирового обмена. Были определены три основных пульсовых профиля занятий (рис. 1):

профиль А -

одна игра при ЧСС 80-100 уд/мин,

две-три игры при ЧСС 101-120 уд/мин,

одна игра при ЧСС 80-100 уд/мин;

профиль Б -

одна игра при ЧСС 80-100 уд/мин,

одна игра при ЧСС 101-120 уд/мин,

одна игра при ЧСС 121-140 уд/мин,

одна игра при ЧСС 101-120 уд/мин,

одна игра при ЧСС 121-140 уд/мин,

одна игра при ЧСС 80-100 уд/мин;

профиль В -

одна игра при ЧСС 80-100 уд/мин,

одна игра при ЧСС 101-120 уд/мин,

одна игра при ЧСС 141-160 уд/мин,

одна игра при ЧСС 101-120 уд/мин,

одна игра при ЧСС 80-100 уд/мин.

При проведении занятий с пульсовым профилем Б или В подвижные игры с ЧСС 121-140 уд/мин можно заменить волейболом, а подвижные игры с ЧСС 141-160 уд/мин - баскетболом.

При проведении занятий с пульсовым профилем А волейбол следует использовать с большой осторожностью, а баскетбол лучше не использовать вообще.

В первую неделю занятий основного этапа исследований четыре раза применялся профиль А и три раза профиль Б. Во вторую неделю занятий три раза - профиль Б и один раз - профиль В. В третью неделю занятий три раза - профиль Б и два раза - профиль В.

Таблица 2. Уровень физического здоровья мужчин 40-59 лет, занимающихся и не занимающихся спортивными и подвижными играми


п/п
Показатели Группы, теcтирования
занимающиеся не занимающиеся
I II I II
1 Вес/Рост, г/см -2 -2 -1 -1
2 ЖЕЛ/Вес , мл/кг 0 1 1 1
3 (Динамика кисти/Вес) x 100% 2 3 0 0
4 (ЧСС х АДсист.)/100 3 3 2 2
5 t с (20 за "30") 1 3 1 1
Сумма баллов 4 8 3 3

Таблица 3. Карточка здоровья

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. ИВАНОВ Иван Иванович
Возраст 42 года. Стаж занятий в группе здоровья - 2 года

Дата Показатели
рез. вал, рез. бал. рез. бал. рез. бал. рез. бал. Сумма баллов
1 сентября 1888г. 473 1 59 2 67 2 99 0 1'32" 3 6
20 декабря 1888 г. 448 0 60 2 73 3 92 2 1'30" 3 10

Безопасный уровень здоровья - 14 баллов

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

N
п/п
Результаты Показатели
I - низкий II - ниже среднего III - средний IV - выше среднего V - высокий
1 Вес/Рост, г/см М 501 и > 451-500 450 и < - -
Ж 451 и > 351-450 350 и < - -
Баллы -2 -1 0 - -
2 ЖЕЛ/Вес, мл/кг М 50 и < 51-55 56-60 61-65 66 и >
Ж 40 и < 41-45 46-50 51-55 56 и >
Баллы 0 1 2 4 6
3 (Дин.к./Вес) *100% М 60 и < 61-65 66-70 71-80 81 и >
Ж 40 и < 41-50 51-55 56-60 61 и >
Баллы   0 1 2 3 4
4 ЧСС АДсист./100 М Ж 111 и > 95-110 85-94 70-84 69 и <
Баллы -2 0 2 3 4
5 ta (20 за 30") М Ж 3' и > 2'-3- 1'30"-1'59" 1-1'29" 59" и <
Баллы -2 1 3 5 7
Сумма баллов 4 и < 5-9 10-13 14-16 17-21
Толерантный пульс при занятиях, уд/м ин 120 126 132 142 154

Всего за 20 занятий на долю профиля А приходилось 55%, Б - 30% и В - 15% общего тренировочного времени.

Анализ занятий по направленности тренировочных средств на развитие определенного механизма энергообеспечения показал, что доля упражнений аэробной направленности составила 85-87% от общего арсенала действий, а смешанной аэробно-анаэробной направленности - 13-15%.

Изменения уровня физического здоровья представителей контрольной и экспериментальной групп приведены в табл. 2.

Исходный уровень здоровья в контрольной группе составил 3 балла, а в экспериментальной - 4 балла. К концу пребывания в санатории у мужчин, занимавшихся в обычном двигательном режиме, состояние физического здоровья так и осталось низким (4 балла), а в экспериментальной группе повысилось до 8 баллов (ниже среднего). Значит, целенаправленные, ежедневные в течение часа занятия подвижными и спортивными играми по разработанной системе (чередование профилей занятий с соотношением нагрузок аэробной и смешанной аэробно-анаэробной направленности как 1:7) оказывают большое положительное влияние на показатели физического здоровья мужчин 40-59 лет, отдыхающих в санатории и отнесенных к группе с нарушением жирового обмена.

В результате исследований была разработана карточка здоровья, которая позволила резко повысить интерес мужчин к занятиям (табл. 3).

В этой карточке приводится таблица экспресс-оценки физического здоровья занимающихся, толерантный пульс при занятиях, безопасный уровень здоровья, общие сведения о занимающихся и результаты определений уровня здоровья. Эта карточка вручалась отдыхающим по прибытии. В нее заносились результаты обследований и отмечался уровень физического здоровья. Отдыхавшие увозили карточки с собой, чтобы дома продолжать целенаправленно заниматься и контролировать уровень своего здоровья.

Возможности укрепления здоровья учащихся на уроках физической культуры игровой направленности.

последние годы наблюдаются падение интереса школьников к урокам физической культуры и вследствие этого - низкая посещаемость занятий.

Излишняя регламентация существующих учебных программ почти не позволяет учитывать разнообразие возможностей различных регионов России и специфику самого предмета.

Один из путей исправления создавшегося положения видится в разработке и внедрении в практику идеи направленности уроков физкультуры в течение учебного года.

Рис. 2. Влияние уроков физической культуры игровой направленности на посещаемость занятий (I), состояние здоровья (II) и уровень подготовленности учащихся 6-7-х классов. 1 - пропуски занятий девочками 6 "В" класса по неуважительной причине (человеко-дни); II - пропуски занятий по болезни за учебный год учащимися 6-7-х классов (дни); III - результаты сдачи контрольных нормативов по волейболу девочками 6-х классов о/о)

Направленность уроков означает, что оздоровительные и другие задачи школьной физкультуры все четыре четверти будут решаться в основном средствами одного вида программного материала (например, гимнастики, легкой атлетики или спортивных игр). Выбор будет зависеть от местных условий, интересов учащихся и подготовленности преподавателей.

Учитывая большую эмоциональность спортивных игр, а также возможность на Кубани проводить уроки физкультуры круглый год на свежем воздухе, эффективность идеи направленности уроков физкультуры экспериментально проверялась на примере использования подвижных игр, волейбола и футбола.

В исследовании приняли участие школьники 6 и 7-х классов средних школ (ныне гимназий) № 2 и 23 города Краснодара.

Игровая направленность не означает отказа от использования гимнастики, легкой атлетики и других дисциплин, просто вклад видов программного материала в общий объем учебного времени изменяется. В нашем эксперименте доля спортивных игр составила около 70% от общего объема учебного времени, отводимого в течение года на физическую культуру.

Проведение уроков физкультуры игровой направленности в 6-7-х классах позволило повысить интерес учащихся к занятиям. Посещаемость уроков стала гораздо выше. Например, если в 1989/90 учебном году девочки из 6 "В" класса, занимаясь по старой программе, пропустили 214 человеко-дней занятий, то в 1990/91 учебном году пропуски уроков сократились до 166 человеко-дней, то есть на 22,4% (рис. 2).

Проведение уроков игровой направленности позволило школьникам успешно выполнять все разделы комплексной программы для 6 и 7-х классов. Например, занимаясь по обычной программе, 38% из числа девочек 6-х классов сдали контрольные нормативы по волейболу в конце учебного года на "удовлетворительно" "неудовлетворительно".

В группе девочек, занимавшихся на уроках игровой направленности, результаты гораздо лучше - на "хорошо" и "отлично" сдали нормативы 97% школьниц.

Выявлен значительный оздоровительный эффект уроков физической культуры игровой направленности. Занимаясь по старой программе, ученики б и 7-х классов пропускали по болезни в среднем 11,2 дня учебных занятий в год. Уроки физкультуры игровой направленности способствовали сокращению этого показателя до 8,6 дня, или на 23,2%.

Общая успеваемость девочек выросла с 4,21 балла в 1989/90 учебном году до 4,43 балла в 1990/91 учебном году.

В результате анкетирования, проведенного в конце 1990/91 учебного года, более 92% учащихся 6 и 7-х классов высказались за проведение уроков физической культуры игровой направленности.

Использование алгоритма поведения организатора оздоровительной физической культуры позволило также экспериментально установить объемы и основное содержание различных видов игровой двигательной активности, обеспечивающих укрепление здоровья занимающихся.

В частности: а) целенаправленная организация игровой физической активности детей 10-15 лет, учитывающая их мотивы и потребности в занятиях в период отдыха в летнем оздоровительном лагере способствует увеличению среднегруппового балла физической подготовленности в экспериментальных группах на 48% по сравнению с контрольными группами;

б) круглогодичные занятия спортивными играми с частотой два раза в неделю по 90 мин каждое и с соотношением нагрузок аэробной и смешанной направленности как 3,5:1 позволяет увеличить уровень физического здоровья мужчин 28-39 лет с 3 до 8 баллов по 21-балльной шкале. Аналогичные занятия с частотой один раз в неделю не оказывают заметного развивающего оздоровительного эффекта на организм тренирующихся;

в) двухгодичные занятия женщин 35-55 лет с выполнением игровых комплексов, состоящих в первый год занятий на 93-95%, а во второй год - на 88-90% из упражнений аэробной направленности, привели к неуклонному увеличению уровня физического здоровья с 6,1 до 8,3 балла, количество дней временной нетрудоспособности сократилось с 1122 до 495 дней, а количество обращений к врачам уменьшилось с 401 до 156 в год в целом по группе.

В заключение отметим, что экспериментально доказана высокая эффективность разработанного алгоритма действий тренера-общественника, учителя физкультуры, педагога-организатора оздоровительных занятий спортивными и подвижными играми с людьми разного возраста, пола и уровня подготовленности.

Алгоритм включает такую последовательность действий:

а) создание у начинающих потребности в занятиях спортивными и подвижными играми или набор группы из людей, которые любят игры и хотели бы ими заниматься;

б) проведение исходного тестирования занимающихся с использованием современных методик для определения их уровня подготовленности и состояния здоровья и последующей разработки программы тренировки, адаптированной к конкретным условиям;

в) проведение игровых комплексов определенной степени напряженности, периодически производя срезы уровня подготовленности и состояния здоровья занимающихся, и на основании этого внесение коррективов в тренировочный процесс;

г) обеспечение преемственности годовых тренирующих воздействий при построении и реализации многолетних программ занятий.

Приведенные объемы и основное содержание оздоровительных занятий спортивными и подвижными играми целесообразно использовать в качестве ориентиров при организации физической активности людей разного возраста.

Литература

1. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. "Теор. и практ. физ. культ.", 1988, № 4.

2. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - М.: Медицина, 1990.

3. Бондаревский Е.Я., Данилов Ю.Г., Епифанцев С.П. и др. "Теор. и практ. физ. культ.", 1983, № 1.

4. Вавилов Ю.Н. "Теор. и практ. физ. культ.", 1990, № 10.

5. Железняк Ю.Д. и др. Волейбол. - М.: ФиС, 1982.

6. Зациорский В.М. Спортивная метрология. - М.: ФиС, 1982.

7. Костюков В.В. "Теор. и практ. физ. культ.", 1994, № 11.

8. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. - М.: ФиС, 1982.

9. Туманян Г.С. Труды ученых ГЦОЛИФКа. Москва, 1993.

10. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск, 1989.

Поступила в редакцию 21.03.95


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: