ОЛИМПИЗМ И КУЛЬТУРА


Abstract

"SPARTIAN" PROGRAMME OF CUBERTAIN OLYMPIC ATHLETE'S IDEAL REALIZATION

V.I. Stolyarov, professor

Russian state academy of physical culture

Key words: humanism, humanistic ideals, olympism,

Olympic movement, Olympic games, SpArt.

The aim of this study was to reveal the opportunities and the real ways of embodiment into contemporary life Cubertain's ideal of the Olympic athlete.

This article is directed against the widely-distributed opinion that Cubertain ideal had became absolute and is to be refused. Meanwhile, the modem paradigm of humanistic ideals opens quite new perspectives for practical realization of Cubertain's Olympic pricniples.

To acheive these purposes we can with a help of "spartian" programme on the basis of a new Olympic competitions' model, which can make Olympic athletes to orientate them towards Cubertain ideal .


СПАРТИАНСКАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ КУБЕРТЕНОВСКОГО ИДЕАЛА ОЛИМПИЙСКОГО АТЛЕТА

Профессор В.И.Столяров
Российская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: гуманизм, гуманистические идеалы, олимпизм, олимпийское движение, олимпийские игры, СпАрт.

Постановка проблемы. В 1996 г. вся мировая общественность отметила 100-летний юбилей Олимпийских игр современности. Успешно завершились и XXVI летние Олимпийские игры. В связи с этими знаменательными событиями значительно возрос интерес к духовному наследию основателя современного олимпийского движения французского педагога, историка, литератора барона Пьера де Кубертена.

Многие идеи, развитые и обоснованные им в рамках концепции олимпизма, в том числе главная его идея, связанная с возрождением Олимпийских игр, прошли испытание временем и успешно реализуются, о чем свидетельствуют упомянутые события. Вместе с тем кубертеновская концепция олимпизма содержит ряд таких идей, практическая реализация которых наталкивается на существенные трудности.

К их числу относится выдвинутый и обоснованный им гуманистический идеал спортсмена-олимпийца. Кубертен представлял себе олимпийского атлета как спортсмена, который, будучи постоянно нацелен на высокие спортивные достижения, рекорды, победы, вместе с тем отдает приоритет таким духовно-нравственным ценностям, как "Fair play" (принципы "честной игры"), победа над собой ("Те ipsum vicere!"), а не над противником, разностороннее и гармоничное развитие. С таким представлением Кубертена о спортсмене-олимпийце связан и его олимпийский девиз: "Возвышенный дух в развитом теле!" /"Mens fervida in corpore lacertoso!"/ [подробнее см. 4, 11-14, 16-18].

Идеи Кубертена, связанные с его идеалом спортсмена-олимпийца, в определенной форме отражены в Олимпийской Хартии [4, с. 6, 7 и др.] - этом важнейшем документе современного олимпийского движения. Они постоянно упоминаются и пропагандируются на сессиях Международной Олимпийской академии и национальных олимпийских академий.

Однако все эти декларации, призывы, лозунги часто повисают в воздухе и не приносят желаемых результатов. Многочисленные исследования, проведенные в разное время и в разных странах (см., например. Mantel & Vander, 1974; Heinila, 1974; KroU, 1976; Nixon, 1980; AUisson, 1982; Silva, 1983; Regnier, 1984; Mugno & Feltz, 1985; Вишневский, 1987; Goncalves, 1989; Винник, 1991; Гутин, Самусенков, Сегал, Стопникова и др., 1982-1992 гг. - в рамках международного исследования, проведенного по программе и под руководством автора данной статьи), свидетельствуют о все возрастающей девальвации духовно-нравственных ценностей в спорте. У спортсменов усиливается стремление использовать победы и высокие достижения в спорте, в олимпийских соревнованиях для того, чтобы заработать деньги, приобрести иные материальные блага, славу, поднять свой престиж, продемонстрировать превосходство одной нации, страны над другой. В связи с этим у них все чаще наблюдается ориентация не на гармоничное и разностороннее, а на однобокое, одностороннее развитие, не на красивые и благородные поступки в спортивных поединках, а на победу любой ценой - даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и принципов [см. 1, 2, 6, 12-14 и др].

Вследствие этого все шире распространяется мнение о том, что, возможно, данный идеал вообще не может быть реализован в настоящее время и от него следует отказаться. В качестве основания для этого ссылаются и на то, что нравственно-этическое начало олимпизма якобы уже не является ведущим в нем, уступая место роли олимпийского движения в сохранении и укреплении мира (международный, межгосударственный аспект олимпизма) и в социальном управлении, в том числе в управлении развитием спорта (внутринациональный, внутригосударственный аспект).

С такими взглядами вряд ли можно согласиться. Как отметил президент МОК Хуан Антонио Самаранч в своем приветствии участникам III Всероссийской научно-практической конференции "Олимпийское движение и социальные процессы" (13-14 октября 1992 г., Санкт-Петербург), "современный мир и спорт, который является его важным проявлением, нуждаются в духовности", и очень важно продолжать, стойко сохранять традиции олимпийского движения, его моральные и воспитательные ценности. В современных условиях, когда крепнет стремление не только декларировать гуманистические идеи, но и добиваться их практической реализации во всех сферах жизни людей, включая спорт, появилась реальная возможность для воплощения в жизнь и кубертенов-ского идеала.

Вопрос заключается в том, каким образом реализовать эту возможность. К сожалению, весьма часто возлагаются неоправданные надежды на то, что это можно сделать путем разъяснительной работы, на основе лекций, бесед во время "олимпийских уроков", "уроков олимпийских знаний", "олимпийских часов", с помощью одних лишь лозунгов и призывов.

Такая работа по олимпийскому образованию спортсменов, особенно юных, действительно имеет важное значение для того, чтобы ознакомить их с кубертеновским идеалом олимпийского атлета, разъяснить им смысл и значение данного идеала, обосновать его важное место в олимпизме.

Но ведь задача состоит не только в том, чтобы участники олимпийского движения знали о кубертеновском идеале, правильно его понимали, признавали в качестве одной из важных ценностей олимпизма. Самое важное, чтобы они в своем реальном поведении и образе жизни действительно ориентировались на принципы "честной игры", самосовершенствование, гармоничное развитие личности и другие связанные с этим идеалом духовно-нравственные ценности, направляли свои усилия на их воплощение в жизнь.

Достичь этой цели с помощью одного лишь олимпийского образования вряд ли возможно.

Нужен целый комплекс средств и методов, включающий в себя как минимум:

1) ясное и понятное для всех участников олимпийского движения, в том числе самых юных, изложение Кубертеновского идеала олимпийского атлета, формулирование на основе этого конкретного духовно-нравственного кодекса поведения спортсменов, который мог бы служить им четким ориентиром, и пропаганда среди них этого кодекса;

2) использование таких новых моделей организации и проведения соревнований, подготовки к ним, которые ориентируют спортсменов на благородное, рыцарское поведение, самосовершенствование, разностороннее и гармоничное развитие, а не на победу любой ценой над противником и одностороннее развитие;

3) всемерное поощрение (в том числе на основе специальной системы наград) тех участников олимпийского движения, которые демонстрируют поведение в духе принципов "Фэйр плэй", а также успехи в своем духовном и физическом совершенствовании, разностороннем и гармоничном развитии;

4) оказание помощи тем спортсменам, которые стремятся к такому поведению и развитию, в получении нужных им знаний, умений и навыков;

5) организацию постоянного общения, сотрудничества тех участников олимпийского движения, которых интересует сформулированный Куберте-ном идеал спортсмена-олимпийца и которые стремятся воплотить его в жизнь.

Именно такой подход лежит в основе разработанной автором статьи "спартианской" программы реализации в современных условиях кубертенов-ского идеала. Программа называется "спартианской", ибо является составной частью проекта под названием "СпАрт" ("SpArt"), которое производно от трех английских слов: "Spirituality" - духовность, "Sport" - спорт и "Art" - искусство.

В проекте "СпАрт" излагаются пути гуманизации современного спорта, а также его интеграции с искусством в целях формирования и усиления ориентации подрастающего поколения на духов-но-нравственные ценности, содействия социаль-ной реабилитации и интеграции инвалидов, организации активного, творческого отдыха и общения различных групп населения: детей, молодежи, взрослых. Проект успешно реализуется с 1991 г. [см. 3, 5, 7-15,19, 20].

Проект "СпАрт" включает в себя ряд программ, ориентированных на различные группы населения, например, на лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями - программа "Инва-СпАрт", на детей дошкольного возраста - программа"СпАрт-дошкольники" и др.

"Спартианская" программа реализации кубер-теновского идеала олимпийского атлета (краткое название этой программы - Олимпийский проект "СпАрт") - одна из таких программ. Она ориентирована на спортсменов-олимпийцев, т.е. тех, кто активно занимается спортом и, направляя свои усилия в соответствии с олимпийским девизом "Быстрее, выше, сильнее" на достижение высоких результатов, рекордов, побед в избранном виде спорта, добивается существенных успехов в этом.

Цель и задачи программы. Главная цель "спартианской" программы - содействовать практическому воплощению в жизнь в современных условиях сформулированного Кубертеном гуманис -тического идеала олимпийского атлета.

При этом ставятся следующие основные задачи:

формировать и развивать у спортсменов-олимпийцев ориентацию на духовно-нравственные ценности, связанные с куберте-новским идеалом;

- помочь тем из них, кто стремится в своем поведении, образе и стиле жизни следовать этому идеалу;

- создать условия для общения, сотрудничества этих спортсменов-олимпийцев.

"Спартианская" программа не ставит своей целью превратить всех спортсменов в людей, полностью соответствующих кубертеновскому идеалу олимпийского атлета. Речь идет лишь о том, чтобы найти среди них и помочь формированию хотя бы некоторых спортсменов, близких по своему облику и поведению кубертеновскому идеалу.

Такие спортсмены-олимпийцы могли бы служить ориентиром для всех других спортсменов, особенно юных, играть важную роль в их гуманистическом воспитании и способствовать изменению широко распространенного общественного мнения о низком духовно-нравственном облике всех спортсменов высокого класса, в том числе олимпийцев, о несовместимости активных и регулярных занятий спортом на олимпийском уровне с гармоничным и разносторонним развитием личности, с высокими результатами в других видах деятельности.

Средства и методы. Программа включает в себя три основных блока средств и методов.

Первый блок связан со Спартианскими играми - новой, гуманистически ориентированной моделью соревнования, предусматривающей объединение спорта с искусством и применение такой системы выявления и награждения победителей, которая побуждает участников к благородному, рыцарскому поведению, разностороннему и гармоничному развитию [см. 9-11, 13-14].

Программа предусматривает участие спортсменов-олимпийцев в таких Играх, а также организацию специально для них "Спартианских" игр "Олимпия". Другое возможное их название -Олимпийские турниры "СпАрт".

Эти турниры могут проводиться по обычной программе "Спартианских" игр. Вместе с тем в данную программу могут быть внесены и определенные изменения с учетом того, что участниками этих турниров являются лица, активно и регулярно занимающиеся спортом. Так, например, может быть принято положение, согласно которому для участия в турнире необходимо выполнить определенные квалификационные нормативы по видам спорта, включенным в программу соревнований, и сдать "зачет" по олимпизму - продемонстрировать знание идей олимпизма, истории олимпийского движения и т.д.

Разумеется, программа олимпийских турниров "СпАрт" может существенно меняться в зависимости от особенностей участников (уровня их спортивной подготовки, вида спорта, которым они занимаются, и т.д.), уровня турнира (районный, городской, региональный, международный и т.д.), продолжительности и условий проведения и т.д. Во время турнира могут проводиться индивидуальные и командные или только индивидуальные (командные) соревнования. Турниры могут проводиться самостоятельно, а могут включаться в программу других олимпийских акций, например, Олимпийских дней в школе, вузе и т.д.

Второй блок средств и методов "Спартианской" программы связан с таким важным элементом проекта "СпАрт", как Спартианские клубы [см. 3, 5, 11, 13 - 14].

"Спартианская" программа предусматривает создание Кубертеновского (Олимпийского) клуба "СпАрт", его региональных отделений и участие спортсменов-олимпийцев в работе других Спартианских клубов.

Кубертеновский (Олимпийский) клуб "СпАрт" - Спартианский клуб для тех спортсменов высокого класса, участников олимпийского движения, которых объединяет основанная на идеях Куберте-на "Спартианская" оценка спорта, поведения и личности спортсмена-олимпийца, а также ориентация на "спартианские" принципы поведения, образа и стиля жизни.

"Спартианская" оценка спорта, поведения и личности спортсмена кратко может быть выражена в следующих основных положениях:

- основная ценность спорта для человека заключается не в том, что здесь можно наблюдать и проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу, заработать деньги, а в том, что спорт - игровая деятельность, предоставляющая огромные возможности для духовного и физического совершенствования человека, гармоничного развития личности, проявлений высокой нравственности, эстетики, творчества, чисто человеческого (неформального) общения, гуманного отношения людей друг к другу и к природе;

- высокие спортивные результаты, победа над противником в соревнованиях имеют ценность лишь в том случае, если они сочетаются с высоконравственным поведением спортсменов, тренеров, зрителей, с красотой спортивного зрелища, если соревнования не наносят ущерба природе;

- приоритет в спорте имеют не сам по себе высокий результат или победа над противником в спортивном поединке, а указанные духовно-нравственные ценности;

- идеалом спортсмена-олимпийца является не просто чемпион, рекордсмен (человек, показывающий высокие спортивные результаты), а такой атлет, который соответствует девизу Кубертена:

"Возвышенный дух в развитом теле!": сочетает в себе духовное богатство и физическое совершенство, активно участвует и добивается успеха не только в спорте, но и в других творческих видах деятельности - в искусстве, науке и др.

С такой "спартианской" оценкой спорта, поведения и личности спортсмена-олимпийца связаны и "спартианские" принципы поведения, образа и стиля жизни. Основные из этих принципов следующие:

- постоянно работай над собой, стремись к самосовершенствованию, ориентируясь на призыв древних: "Победи самого себя!" (Те ipsum vincere!) и слова Платона: "Нет большей победы, чем победа над собой!";

- в спортивных поединках всегда действуй по законам рыцарского поведения, благородства ("Фэйр плэй") и красоты, даже если это не позволяет добиваться победы;

- стремись сочетать в своей жизни активные занятия спортом с творчеством в сфере искусства, науки, техники или других сферах.

Более подробно эти "спартианские" принципы поведения, на которые призваны ориентироваться члены Клуба, изложены в Спартианском кодексе [см. 11, 13, 14].

Девиз членов Клуба - слова Кубертена: "Возвышенный дух в развитом теле!"

Основные направления, цели и задачи Клуба:

- организация олимпийского образования, разъяснение и пропаганда гуманистических идеалов и ценностей олимпизма (кубертеновского идеала гармонично развитого спортсмена-олимпийца, принципов "Фэйр плэй" и др.), а также идей олимпийского проекта "СпАрт";

- организация общения (встреч, дискуссий, переписки и т.п.) членов Клуба друг с другом и с другими лицами, представляющими для них интерес, в том числе с деятелями искусства (художниками, писателями, актерами и т.д.), которые избрали спорт предметом своего творчества;

- организация и проведение олимпийских турниров "СпАрт", выставок произведений искусства, авторами которых являются члены Клуба, собранных ими коллекций и других подобных акций;

- оказание помощи членам Клуба в повышении спортивного и художественного мастерства, в составлении и выполнении индивидуальных планов духовного и физического совершенствования, в издании литературных произведений, реализации изобретений, в подготовке к олимпийским турнирам "СпАрт" и другим "Спартианским" играм и т.д.;

- создание информационного банка данных, необходимых для деятельности Клуба: о спортсменах, которые интересуются и занимаются искусством и другими видами духовно-творческой деятельности; о деятелях искусства, коллекционерах, изобретателях, ученых, которые делают спорт предметом своего творчества; о наиболее интересных проектах и программах укрепления связи спорта с искусством, гуманизации спорта, олимпийского образования, и т.д. ;

- определение и награждение членов Клуба, добившихся наибольших успехов в своем духовном и физическом совершенствовании, в повышении спортивного и художественного мастерства.

Третий блок средств и методов "Спартианской" программы - введение специальной системы спартанских наград. Прежде всего речь идет о следующих наградах:

"За победу над собой" - вручается тем лицам, которые смогли преодолеть себя, свою болезнь, инвалидность, другие неблагоприятные обстоятельства и, продемонстрировав волю, мужество, добиться выдающихся результатов в спорте.

"Разносторонне и гармонично развитому атлету - Рыцарю спорта и искусства" - вручается тем спортсменам-олимпийцам, которые действительно демонстрируют разностороннее и гармоничное развитие, добиваются высоких результатов не только в спорте, но и в других видах творческой деятельности (науке, искусстве, техническом творчестве и др.), проявляя при этом высоконравственное, рыцарское поведение;

"За заслуги в пропаганде и реализации гуманистических идей Кубертена" - вручается: а) тренерам и другим специалистам за плодотворную работу со спортсменами по их гармоничному развитию, воспитанию у них поведения в духе принципов "Фэйр плэй" в соответствии с девизом Кубертена "Возвышенный дух в развитом теле!"; б) журналистам, писателям, художникам, другим деятелям культуры, ученым, работникам средств массовой информации за активную пропаганду идей укрепления связи спорта и искусства, гармоничного развития спортсмена-олимпийца; в) Олимпийскому комитету, Олимпийской академии, другим спортивным и олимпийским организациям за наиболее интересную работу по пропаганде и реализации идей Кубертена о личности и поведении спортсмена-олимпийца.

Таковы основные положения "спартианской" программы реализации в современных условиях сформулированного Кубертеном гуманистического идеала олимпийского атлета.

Первые шаги. Практическая реализация "Спартианской" программы, как и всего проекта "СпАрт", началась в 1991 г., после того как автор программы и проекта получил письмо от президента МОК Самаранча, в котором была выражена поддержка одной из основных идей проекта -укрепление союза спорта и искусства.

Для организации практической работы по реализации этой и других идей проекта была создана общественная организация - Центр "СпАрт" (г. Москва). Центр при содействии и помощи других организаций, прежде всего Государственного Комитета РФ по физической культуре и туризму, а также Министерства социальной защиты населения РФ, начал регулярно проводить Спартианские игры (городские, региональные, межрегиональные, российские) для школьников, студентов и т.д. [см. 11, 13]. Активное участие в Играх принимают и спортсмены.

Были проведены и олимпийские соревнования по "Спартианской" программе. Так, в 1991 г. Центр "СпАрт" при содействии ряда других организаций и под патронажем Олимпийского комитета СССР провел в г. Анапа "Олимпийский Турнир Рыцарей СпАрта". В турнире приняли участие около 400 школьников из 17 городов страны.

Для участников турнира был разработан первый вариант Спартианского кодекса. Наиболее успешно выступившие участники были приняты в "Олимпийский Орден Рыцарей СпАрта". Идея создания такой детской общественной организации была выдвинута автором проекта "СпАрт" и поддержана Исполкомом Олимпийского комитета СССР. В последующем функции этой организации были возложены на Кубертеновские (Олимпийские) клубы "СпАрт".

В августе 1992 г. на базе РДЦ "Орленок" были проведены (совместно с Министерством образования России и под патронажем Олимпийского комитета) олимпийские соревнования школьников под названием Российские игры "СпАрт". В них приняли участие 1,5 тыс. школьников (в том числе и спортсмены) из разных регионов России, а также Украины, Узбекистана и США.

К сожалению, многие важные акции, планировавшиеся в рамках "спартианской" программы, например, I Международный фестиваль спорта и искусства "СпАрт" для участников Ленинградского международного марафона милосердия и здоровья (26 мая -1 июня 1991 г.), фестиваль "СпАрт" для участников III открытого чемпионата г. Москвы по легкой атлетике (16-17 марта 1991 г.), Олимпийский турнир "СпАрт" для юных спортсменов в рамках I Международных Игр школьников "СпАрт" (22-29 сентября 1993 г., г. Набережные Челны) и др. не удалось провести. Основная причина - недостаток финансовых средств для их проведения.

Были разработаны, но, к сожалению, также не реализованы по указанной причине программы Спартанских Игр для спортсменов, специализирующихся в футболе, гимнастике, парусном спорте, восточных единоборствах и т.д.

В основном не реализован (по тем же самым причинам) и второй блок "Спартианской" программы. Правда, начиная с 1992 г. в различных городах и регионах стали создаваться первые Спартианские клубы [см. 3, 5, 13, 15], членами которых являются и спортсмены. Однако до сих пор не созданы ни Кубертеновский (Олимпийский) клуб "СпАрт", ни его региональные отделения.

Та же самая ситуация сложилась и с реализацией третьего блока "Спартианской" программы. Центр "СпАрт" нашел средства для вручения лишь одной из указанных выше спартианских наград, предусмотренных программой. В 1991 г. Спартиан-ская награда "Разносторонне и гармонично развитому атлету - Рыцарю спорта и искусства" была вручена Н.Озерову.

Перспективы. Для более масштабной и эффективной реализации "Спартианской" программы прежде всего необходима активная поддержка Олимпийского комитета России и других организаций, связанных с олимпийским движением.

Определенный оптимизм в этом плане внушает тот факт, что в программу Всемирных юношеских игр, которые будут проведены в Москве в 1998 г. по инициативе Олимпийского комитета России и под патронажем МОК, планируется включить и I Международные Спартианские игры.

Важную роль в реализации программы могут сыграть также региональные Олимпийские Академии нашей страны. В настоящее время две из них - Смоленская олимпийская Академия и Олимпийская Академия Юга России - уже активно участвуют в реализации "спартианской" программы. В 1997 г. планируется включение в эту работу и Центральной Олимпийской Академии, в частности создание при Академии Международного Куберте-новского (Олимпийского) Клуба "СпАрт".

В настоящее время автором "спартианской" программы также разработан и направлен в Международную Олимпийскую Академию проект регулярного проведения Спартианских игр для молодых участников сессий Академии.

Необходимо учитывать, однако, что успешное выполнение "спартианской" программы и эффект от ее реализации зависит не только от позиции и активности отдельных людей и даже организаций, в том числе олимпийских, а прежде всего от общей ситуации социально-экономического и политического развития общества, системы его идеалов и ценностей.

Если учитывать все более ярко проявляющуюся тенденцию к гуманистическому, духовно-нравственному обновлению современного общества, есть все основания для определенного оптимизма в этом отношении.

Литература

1. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: Дис. М., 1994.

2. Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Дис. М., 1984.

3. Лазарев П.В. Олимпийский проект "СпАрт": проблема синтеза спорта и искусства // Спорт. Олимпизм. Гуманизм / Межвуз. сборник научн. трудов. Смоленск, 1994, с. 102-107.

4. Олимпийская хартия. Международный Олимпийский комитет. - М., 1991.

5. Петлеваный Г.Ф. Олимпийское образование и воспитание во многопрофильной школе-комплексе № 39 физкультурно-эстетического направления г. Смоленска // Олимпийское движение и социальные процессы: Матер. VI Всерос. научн.-практ. конф. - Омск, 1995, с. 14-116.

6. Самусенков О.И. Спортивно-гуманистическое воспитание учащихся спортшкол (на примере футбола): Дис. - Малаховка, 1989.

7. Столяров В.И. Проект "СпАрт" // Спортивно-гуманистическое движение СССР. Основные документы. - М., 1990, с. 13-16.

8. Столяров В.И. Спорт, духовность, искусство (спортивно-гуманистическое движение СССР и программа "СпАрт" для школьников) // Физическая культура в школе, 1991, № 4, с. 43-45.

9. Столяров В.И. Проект "СпАрт" и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) // Теория и практика физической культуры, 1993, № 4, с. 10-14.

10. Столяров В.И. Спорт, духовность, искусство // Физическая культура в школе, 1993, № 2, с. 52-56.

11. Столяров В.И. Проект "СпАрт": Духовность. Спорт. Искусство (основные идеи и первые итоги реализации в России). - М.: РГАФК, Гуманитарный Центр "СпАрт", 1994.

12. Столяров В.И., Баринова И.В., Курило С.И. Молодежь и олимпийская идея "Фэйр плэй". // Теория и практика физической культуры, № 8, 1994, с. 3-7.

13. Столяров В.И., Ипатов Д.И. Проблема гуманизации современного спорта и пути ее решения. // Ценности спорта и пути его гуманизации (Духовность. Спорт. Культура. Выпуск второй): Сборник./Сост. и редактор В.И. Столяров. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1996, с. 49-181.

14. Столяров В.И., Самусенкова В.И. Современный спорт как феномен культуры и пути его интеграции с искусством (теория, методологические подходы, программы). // Спорт и искусство: альтернатива - единство - синтез? (Духовность. Спорт. Культура. Выпуск третий): Сборник. / Сост. и редактор В.И. Столяров. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1996, с. 55-208.

15. Шапоренкова О.В. "СпАрт" на Смоленщине. // Спорт. Олимпизм. Гуманизм. / Межвуз. сб. Научных трудов. - Смоленск, 1994, с. 133-136.

16. Coubertin Pierre. From L'Esprit olympique. // Revue Olympique, jullet 1908.

17. Coubertin Pierre. Memorias Olympicas. - Madrid, 1965.

18. Durantez Conrado. Pierre de Coubertin. The Olympic Humanist. - Lauzanne, 1994.

19. Stolyarov V. The International Project "SpArt" - a program of increasing spiritual-and-cultural potential of modern sport on the basis of strengthening its connection with art. // Second IOC World Congress on Sport Sciences. -Barcelona, 1991, p. 341-342.

20. Stolyarov V. Project "SpArt". // Final report ESC working group "Integration into Society Trough Sports". XII European Sports Conference, Vienna - Budapest, September 25 - 29, 1995. - Oslo, 1995, р. 13.

Поступила в редакцию 02.09.96


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!