|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Е.В. Скворцова Проблема нашего исследования заключается в том, чтобы выяснить, какие внутриличностные изменения происходят при резком изменении жизненной ситуации человека. Эта ситуация ставит личность перед проблемой выбора мотивов, ориентации собственного поведения, дает личности возможность проявить активность и творчество и приоткрывает проблему механизмов развития индивидуальности личности (А.Г. Асмолов, 1986). В связи с данной проблемой объектом нашего изучения стали иностранные студенты, в том числе и спортсмены, приезжающие на обучение в нашу страну. Исследование проводилось на студентах Ленинградского и Московского государственных университетов и Российской спортивной академии. Предметом исследования являются психологические механизмы адаптации личности при резкой смене социального и культурного окружения. Результаты исследования были получены с помощью ряда психологических методик, таких, как направленная беседа, методика самооценки, методика "ценностные ориентации", проективный тест Мак-Клелланда. Анализ результатов исследования позволил высказать ряд положений. Показатели адаптированности, как объективные, так и субъективные, не отражают процесса внутриличностной адаптации. При одних и тех же успехах в учебной деятельности, в общении, при одинаковом уровне удовлетворенности своими взаимоотношениями и успехами иностранные учащиеся используют принципиально разные психологические механизмы, и им соответствуют разный характер и тип адаптации. Таким образом, адаптация к новой социальной ситуации протекает качественно различно у разных групп людей, которые разными способами включаются в жизнь общества. Кроме того, оказалось, что характеристики, механизмы и стадии процесса адаптации, выделяемые в различной литературе, описывают, по существу, его отдельные типы, а не процесс социальной адаптации как таковой. Это относится и к "факторам", непосредственное влияние которых на степень адаптированности личности утверждается в ряде литературных источников. Среди этих факторов называют этнические, расовые, социальные, языковые различия, уровень образования и многие другие. Однако результаты эмпирического исследования показали, что представители различных этнических групп могут сходным образом адаптироваться к новой социальной ситуации и, наоборот, представителям одной этнической группы, одного культурного региона часто присущ разный тип адаптации. Между фактом принадлежности к определенной этнической группе и процессом адаптации существует "непрямой" и сложноопосредствованный характер связи, который зависит от того, какой конкретный смысл приобретает этот факт в жизни личности. Первичные результаты, полученные в ходе исследования и осознанные с общепсихологической точки зрения, могут заложить основу для разработки методов психологической подготовки спортсменов к длительным срокам пребывания в другой стране. На основе разработанных типологических групп и качественного анализа внутриличностной динамики в процессе адаптации могут быть осуществлены диагностика и отбор спортсменов и оказана помощь в расширении приспособитель-ных возможностей личности. Поступила в редакцию 05.02.96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |