ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Е.В. Скворцова
Московская государственная академия физической культуры

Проблема нашего исследования заключается в том, чтобы выяснить, какие внутриличностные изменения происходят при резком изменении жизненной ситуации человека. Эта ситуация ставит личность перед проблемой выбора мотивов, ориентации собственного поведения, дает личности возможность проявить активность и творчество и приоткрывает проблему механизмов развития индивидуальности личности (А.Г. Асмолов, 1986).

В связи с данной проблемой объектом нашего изучения стали иностранные студенты, в том числе и спортсмены, приезжающие на обучение в нашу страну. Исследование проводилось на студентах Ленинградского и Московского государственных университетов и Российской спортивной академии.

Предметом исследования являются психологические механизмы адаптации личности при резкой смене социального и культурного окружения.

Результаты исследования были получены с помощью ряда психологических методик, таких, как направленная беседа, методика самооценки, методика "ценностные ориентации", проективный тест Мак-Клелланда.

Анализ результатов исследования позволил высказать ряд положений.

Показатели адаптированности, как объективные, так и субъективные, не отражают процесса внутриличностной адаптации. При одних и тех же успехах в учебной деятельности, в общении, при одинаковом уровне удовлетворенности своими взаимоотношениями и успехами иностранные учащиеся используют принципиально разные психологические механизмы, и им соответствуют разный характер и тип адаптации.

Таким образом, адаптация к новой социальной ситуации протекает качественно различно у разных групп людей, которые разными способами включаются в жизнь общества.

Кроме того, оказалось, что характеристики, механизмы и стадии процесса адаптации, выделяемые в различной литературе, описывают, по существу, его отдельные типы, а не процесс социальной адаптации как таковой. Это относится и к "факторам", непосредственное влияние которых на степень адаптированности личности утверждается в ряде литературных источников. Среди этих факторов называют этнические, расовые, социальные, языковые различия, уровень образования и многие другие.

Однако результаты эмпирического исследования показали, что представители различных этнических групп могут сходным образом адаптироваться к новой социальной ситуации и, наоборот, представителям одной этнической группы, одного культурного региона часто присущ разный тип адаптации. Между фактом принадлежности к определенной этнической группе и процессом адаптации существует "непрямой" и сложноопосредствованный характер связи, который зависит от того, какой конкретный смысл приобретает этот факт в жизни личности.

Первичные результаты, полученные в ходе исследования и осознанные с общепсихологической точки зрения, могут заложить основу для разработки методов психологической подготовки спортсменов к длительным срокам пребывания в другой стране.

На основе разработанных типологических групп и качественного анализа внутриличностной динамики в процессе адаптации могут быть осуществлены диагностика и отбор спортсменов и оказана помощь в расширении приспособитель-ных возможностей личности.

Поступила в редакцию 05.02.96


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!