ПРОФЕССОРСКИЕ ЧТЕНИЯ


Abstract

TECHNOLOGY OF GYMNASTIC EXERCISES' INSTRUCTION

V.A. Solodyannikov, lecturer

Volgograd state academy of physical culture

Key words: technologies of instructing, theory and practice, integration, motor skill, quality of assimilation.

When the coach training it is necessary to build the bridge between a theory and a practice, creating the method of theory's realization in practice. The technology of instructing intergrates the theory and the practice just like this bridge. It is the compound, complex process including conlent-professiona, psychologo-pedagogical, organizational technical and other aspects. That is the mully factorial, algorhyth-mic process of attainment the certain quality of motor skill's assimilation.


ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Солодянников
Волгоградский государственный институт физической культуры

Ключевые слова: технология обучения, теория и практика интеграции, двигательный навык, качество освоения.

При внимательном рассмотрении реальной практической деятельности тренера, учителя можно заметить, что не работает часть положений, достаточно хорошо сформулированных в теории обучения. Иными словами, мы вновь сталкиваемся с извечным противоречием между теорией и практикой. Это особенно заметно тем, кто работает в сфере подготовки тренерских и педагогических кадров. Преподавателям ИФКов известно, что студент, хорошо знающий теорию обучения, с трудом ориентируется в реальной обстановке спортивного зала. При подготовке тренера нужен мостик от теории к практике, способ реализации, "эксплуатации" теории.

Владение практикой обучения двигательным действиям имеет огромное значение для тренера, преподавателя гимнастики. Собственные исследования деятельности специалиста по гимнастике показали, что обучение в его работе занимает первое ранговое место. Проблема заключается, с одной стороны, в том, что в гимнастике приходится обучать большому количеству движений и, с другой стороны - при обучении педагог должен располагать неплохими знаниями по биомеханике, физиологии, психологии и т.д., трансформируя их в реальные практические действия, свои и учеников. Иными словами, обучение - это процесс, требующий умения интегрировать знания.

Давая определение понятию "обучение" с учетом современных знании, можно сказать, что это - процесс взаимодействия ученика и педагога, направленный на поиск наиболее эффективного пути разрешения учеником двигательной задачи (для гимнастики - строго регламентированным способом).

ТЕЗИС ПЕРВЫЙ: ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ -ЭТО АДАПТИРОВАННЫЕ К РЕАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ И УЧЕНИКАМ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ. ТЕХНОЛОГИЯ - ЭТО МОСТИК

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ В последнее время в специальной литературе часто встречается термин "технология обучения тому или иному действию". Зачастую этим термином заменяют традиционное понятие "методика". К сожалению, достаточно четкого разграничения в смысловом содержании этих терминов использующими их авторами, на наш взгляд, не дается.

Специалисты по проблемам высшей школы определяют технологию обучения так:

а) способ мышления, как и способ деятельности, - это новый путь построения и анализа системы обучения (S. Ticton, 1970);

б) область применения системы научных принципов к программированию процесса обучения и использования их в образовательной практике, ориентированной в большей степени на ученика, а не на изучаемый предмет, определяет практику в тесной связи с теорией обучения (C.V. Good, 1975);

в) научно обоснованную практику обучения, т.е. систему научно обоснованных предписаний, используемых в образовательной практике (Н.Ф. Талызина, 1972).

Н.Ф. Талызина отмечает, что технология имеет практическую направленность, ее применяемость к решению конкретных, действительно встречающихся на практике задач.

Резюмируя отмеченное, выделим: технология -это тот мостик, который необходим для соединения теории и практики.

Современные взгляды ведущих ученых в этой области позволяют составить следующую цепочку: от теории и методики через технологию к практике обучения двигательным действиям.

Такой подход требует внесения некоторых коррекций в понятия "методика" и "технология" применительно к спортивно-педагогической деятельности.

Методикой обучения мы предлагаем считать все возможные средства, методические приемы, которые могут использоваться для обучения двигательному действию.

Под технологией подразумевать систему только средств, адекватных индивидуальным особенностям ученика, материально-техническим условиям, реальной практической ситуации. Технология обучения выражается в алгоритмизации действий (операций) ученика и педагога, направленной на эффективное достижение конечной цели, т.е. решение двигательной задачи.

Понятия "методика" и "технология" взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга (рис.1). Как отмечает К.И. Курбаков (1992), технология обучения есть процесс, который выражается в виде соответствующей методики обучения, реализуемой в определенной последовательности действий обучаемого и педагога с целью приобретения знаний и опыта, соответствующих определенному уровню требований. Их отличие заключается в том, что методика, состоящая из возможных средств и приемов, должна как бы увеличиваться в своем объеме. Иными словами, тем, кто хочет овладеть методикой обучения, желательно овладеть как можно большим количеством средств и приемов.

Технология же должна стремиться не к увеличению средств в реальной практике, а к использованию наиболее эффективных для конкретной ситуации и ученика приемов и средств, поскольку выполнение практически всех возможных упражнений займет много времени и нарушит один из основных критериев эффективности процесса обучения гимнастическим упражнениям (об этом будет сказано ниже) - продолжительность.

Как определить наиболее эффективные средства, приемы, какие технологии применить - все это вопросы для специальных исследований.

ТЕЗИС ВТОРОЙ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ - ОСНОВА, АЛГОРИТМ ДЛЯ "ЭКСПЛУАТАЦИИ" ЗНАНИЙ МЕТОДИКИ, БИОМЕХАНИКИ, ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И ДРУГИХ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ТРЕНЕРА

Технология обучения должна реализовываться через технологические схемы. Вариантов таких схем может быть множество. На рис. 2 представлена одна из

типовых технологических схем обучения гимнастическим упражнениям, апробированная нами в течение последних 8 лет при подготовке специалистов и построенная на основании современных знаний о проблемах технологии обучения и теории обучения двигательным действиям Ю.К. Гавердовского, М.М. Богена и др.

Технологическая схема (рис. 2, б) есть тот алгоритм операций, выполнение которых обеспечивает последовательное приближение к конечному результату пути (рис. 2, а): от неумения выполнять двигательное действие до умения с соответствующими требованиями к качеству. Уровень качества исполнения упражнения (действия) зависит от цели его изучения или требований правил соревнований.

Основными критериями эффективности данного пути являются сроки (продолжительность) обучения и качество техники исполнения упражнений. Исходя из данных критериев, минимизация средств, использованных на этом пути, и есть одно из характерных черт технологии обучения. 

Рис. 1. Взаимосвязь понятий "методика" и "технология" обучения.

Рис. 2. Технологическая схема обучения гимнастическим упражнениям

Согласно рис. 2, б первой, базовой, операцией является детальное рассмотрение техники гимнастического упражнения самим преподавателем. Здесь от него требуются знания биомеханики движений, механизмов управления ими. Запас данных знаний является условием повышения эффективности выполняемой операции. Знание программы построения движения - своего рода чертеж, по которому преподаватель сверяет реальную работу по его освоению.

Как уже отмечалось, технология обучения направлена прежде всего на ученика. Отсюда следующая операция - это оценка уровня готовности ученика к освоению действия. Здесь следует сделать отступление от схемы и рассмотреть основные виды готовности. Целесообразно выделить техническую, физическую и психическую готовности.

Техническая готовность выражается в наличии у обучаемого умений выполнять объем базовых элементов, близких по технике к разучиваемому. Как известно, сложность упражнения - понятие относительное. Одно и то же упражнение для одних занимающихся -сложное для других - простое, и зависит это прежде всего от индивидуального уровня подготовленности.

Физическая готовность предусматривает наличие необходимого уровня развития тех физических качеств, которые обеспечивают возможность выполнения осваиваемого действия. Это прежде всего ловкость (координация движений), сила, гибкость и быстрота. Отсутствие необходимого уровня физических качеств становится причиной многих ошибок в исполнении и зачастую просто невыполнения действия.

Психическая готовность прежде всего определяется уровнем развития психических процессов (мышления, восприятия) и психологических - возможности преодолевать страх при исполнении упражнения (а в современной гимнастике большое количество элементов связано с риском), решительности в достижении цели.

Оценка готовности определяется тренером с помощью контрольных упражнений. Это требует от него знаний о базовой готовности к каждому самостоятельному гимнастическому элементу. Данная операция -ключевая в плане содержания последующих.

Далее преподаватель и ученик работают над созданием представлений о движении. Данная операция требует от преподавателя знаний психологии человека и умений практического применения образного показа, объяснения движений с учетом особенностей тех, у кого он создает представление. А проводка по движению требует еще и хорошей физической подготовленности педагога.

Операция заканчивается проверкой представлений о движении у учеников, поскольку во многих случаях они в силу ряда причин так и не овладевают этим умением. Выбор метода разучивания упражнения (следующая операция) должен быть осуществлен педагогом быстро и опираться на результаты оценки готовности спортсмена. От тренера это требует знаний особенностей возможных методов обучения, прежде всего методов упражнения. При большом количестве разновидностей методов обучения решение практически принимается по двум основным направлениям: целостное или расчлененное обучения. В основу выбора целесообразно положить принцип (правило), предложенный Ю.К. Гавердовским (1986) в небольшой нашей модификации (В.А. Солодянников, 1991): необходимо использовать все возможности для применения прежде всего целостного метода, и если это невозможно, то расчленить упражнение на минимум частей. Такими возможностями являются и предварительное формирование основных видов готовности гимнаста, и использование вспомогательных снарядов и тренажеров (внепрограм-мная адаптация), и оказание физической помощи (тренером).

Определившись в методе, тренер, исходя опять-таки из уровня готовности ученика, должен подобрать и дать первое практическое задание. Если выбран целостный метод, то это - целевое упражнение в определенных условиях. Если расчлененный - то часть целевого упражнения. Путь расчлененного обучения требует своей технологической схемы работы и, на наш взгляд, наименее эффективен. Схема будет иметь такой же вид, что и при целостном изучении, только с двумя ветвями, которые в определенный момент должны соединиться. Требуется еще раз повторить уже целостное движение по той же цепочке.

Первое практически целостное исполнение задания, как правило, всегда сопровождается ошибками, отклонениями от программы движения или выполняется в искусственных условиях. Поэтому важнейшая задача тренера - определить эти ошибки, выделить самые главные. Это - следующая операция в технологии обучения. Было бы оптимальным, если бы для этой цели использовались приборы, объективно регистрирующие параметры техники движения. Но чаще всего приходится довольствоваться внимательностью, быстротой реакции, зрительной памятью тренера. Его сознание (компьютер) должно сопоставить программу и реальное исполнение упражнения и определить отклонения.

Но этого мало. Как говорят в медицине, нужно лечить не болезнь, а причину болезни. Так и здесь, перефразируя, нужно исправлять не ошибки, а устранят! их причины.

В связи с этим следующая, желательно совместно с учеником, операция - это выявление причин ошибок Отступая еще раз от схемы, нужно отметить, что здесь на помощь тренеру должна прийти теория двигательных ошибок (В.Б. Коренберг). Классификация ошибок и их причин позволяет наиболее эффективно выявить их возникновение. Как правило, две группы причин определяют возникновение ошибок. Это недостоверный уровень координационных возможностей и физическая неподготовленность ученика.

Правильное определение причин ошибок становится основой для последующей операции - подбора и выявления корректирующего, позволяющего исправить первичные ошибки задания, методического приема. Здесь от педагога как раз и требуется хорошая методическая подготовленность (знание всевозможных средств и приемов, которые можно применить в обучении данному целевому действию - см. "Методика обучения") и с учетом реальной ситуации - выбор из этого объема наиболее адекватного средства, приема.

При выполнении корректирующих заданий ученик вновь допускает ошибки. Желательно, чтобы это были новые, менее значимые ошибки. Если же они повторяются, то это - индикатор того, что тренером выбраны неэффективное корректирующее задание, прием.

Последующие операции образуют как бы целостный цикл: задание - ошибки и их причины - корректирующее задание. И этот цикл осуществляется не по кругу, а по спирали вверх, до необходимого уровня качества. Чем удачнее подобрано корректирующее задание, тем меньше витков спирали и шире ее шаг к нужному качеству, короче путь к конечной цели обучения. Укорочению пути способствует и повышение эффективное.ти каждой операции технологической схемы обучения,

Заключение. Технология обучения - сложный комплексный процесс, который включает содержательно-профессиональные, психолого-педагогические, организационные, технические и другие аспекты (К.И. Кур-баков, 1979). Это многофакторный алгоритмический процесс достижения определенного качества освоения двигательного навыка.

Поступила в редакцию 04.04.96


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: