КОНКУРС МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ


Abstract

METHODOLOGICAL PROBLEMS OF TEACHER'S PERSONALITY SENSE STRUCTURE'S INVESTIGATION

N.G. Zotova, post graduate student

Scientific guide: V. V. Serikov, professor

Volgograd state academy of physical culture

The aim of this study was to reveal the mechanism of value orientations' forming in the context of the future teacher 's personality sense structure's build-up.

The conception of our investigation is based on the idea of the personality 's education as the system of specifical individual functions' development in connection with personality's self-development, its completeness with a help of personality's experience formation when training and creating the conditions for individual functions 'full-value development in the educational process's subjects.


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Н.Г.Зотова, аспирантка

Научный руководитель
- доктор педагогических наук, профессорВ.В. Сериков

Волгоградский государственный институт физической культуры

Согласно определению гуманистической парадигмы (М.Х. Титма), образование рассматривается как ценность само по себе, при этом важным положительным моментом является его ориентация на развитие личности. На идеях педагогического гуманизма основана концепция личностного ориентированного образования, в рамках которой и проводится наше исследование.

В основе этой концепции заложена идея воспитания личности как системы специфических функций индивида, связанных с ее саморазвитием, целостностью, формированием личностного опыта в процессе обучения, создания условий для полноценного развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

Многие педагоги еще не научились решать подобные задачи, так как в прошлом их подготовка заключалась в основном в освоении своего учебного предмета, а у выпускников физкультурных вузов - в углубленном изучении своей спортивной специализации и была направлена на формирование знаний, умений, навыков. Развитие личности ребенка не было целью их деятельности. Однако вне развития личности не может быть эффективно усвоена никакая деятельность. Концепция личностно ориентированного образования раскрывает модель педагогической деятельности, его цели, содержание, технологии, обеспечивающие систему условий формирования личной позиции индивида.

Важной задачей нашего исследования явилось изучение механизма формирования ценностных ориентации, способствующих становлению смысловой структуры личности будущего учителя физической культуры.

Смысловую структуру личности можно представить в виде системы личностных смыслов, определяемых как сознательное отношение к цели деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Представляется важным исследование уровней осмысления студентами профессиональной направленности, которое содержит критический анализ мотива-ционно-потребностной сферы, стихийность или сознательность выбора профессии, своеобразие или консервативность педагогических взглядов, поиск своего стиля педагогического общения или отсутствие такового и некоторые другие критерии.

Известно, что мотивационная сфера личности практически не изменяется при внешнем воздействии, поэтому в целях ее перестройки в педагогическом процессе необходимо такое изменение условий деятельности, которое признавалось самими студентами как существенно значимое (Ш.А. Надирашвили).

Поиск смысла - важнейшая личностная функция учителя, ведь сознательное сужение смысла деятельности лишь до умелого выполнения профессиональных обязанностей резко обедняет возможности педагогического процесса. Под смыслом педагогической деятельности нами понимается особая структура личностной саморегуляции педагога, представляющая собой переживание им иерархической системы ценностей, с которыми связано его профессиональное общение.

Проводимое нами исследование предполагает моделирование ситуаций, востребующих у будущих учителей смысло-поисковую активность как сущностный элемент профессионального самоопределения и представляющих собой совокупность дидактических регуляторов, обеспечивающих проектирование реальных ситуаций обучения. Предусматривается включение в содержание педагогического образования системы рефлексивно-педагогических знаний и ценностных ориентации, способствующих становлению структуры личности будущего учителя. Конструирование подобных ситуаций предполагает использование трех базовых технологий: задача, диалог, игра, - создающих ценностно-смысловое поле межсубъектного общения.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!