КОНКУРС МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ


Abstract

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SPECIALIST'S  FORMATION AТ THE PERIOD OF TRAINING A T THE INSTITUTION OF HIGHER LEARNING

M.A. Krasnova, the third course

Scientific guider: G.D. Babushkin, professor

Siberian state academy of physical culture

The aim of this paper was to discuss the problem of professionalism in the context of students' training at the institutions of higher learning.

The results of the scientific researches show that the professional training at the institutes and academies of physical culture does not ensure the high level of preparadeness of the graduated specialists. According to our opinion the main reason of this situation is the fact of the unnecessary guardianship of a student, his position as an object of the educational process.

The student's including into practical activity in connection with the profile of the choosen speciality helps him to transfer from the object into the subject position of learning-professional activities.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

М.А. Краснова, 3-й курс

Научный руководитель
- доктор педагогических наук, профессор Г.Д. Бабушкин

Сибирская государственная академия физической культуры

Проблема профессионализма стоит сегодня особенно остро. Многим "работодателям" нужен молодой, энергичный профессионал, а не просто выпускник вуза. Достичь же высокого уровня профессионализма в краткие сроки многим молодым людям не удается. В этой связи ответственность за качество подготовки специалиста распределяется как на преподавательский состав вуза, так и на самого студента. Обучаясь в вузе, анализируя информацию, сообразуясь со своими профессиональными намерениями, студент по-иному (чем это было в 60-е и 70-е годы) должен подходить к подготовке себя к будущей профессиональной деятельности. Однако следует отметить, что такое явление не стало повсеместным и заметным для педагогов. Сказываются инерционность мышления и инфантильность сегодняшнего студента.

Результаты научных исследований и практика показывают, что профессиональная подготовка в вузе не в полной мере обеспечивает высококачественную подготовленность выпускаемых специалистов. На достижение специалистом профессионального мастерства после окончания вуза затрачивается довольно длительное время (в среднем 10-15 лет). Значит, в эти годы многие специалисты работают с браком. Можно сказать, что в силу ряда объективных и субъективных причин не каждый студент способен стать действительным субъектом своей деятельности (учебно-профессиональной). Одной из причин выступает постоянное (длительное) нахождение человека на позиции объекта деятельности других людей (учителей, родителей, тренера и др.). Результат такого положения - неустроенная индивидуальная жизнь многих великих спортсменов, имеющих мировые достижения. Мы полагаем, что к большинству печальных жизненных проблем приводит сформировавшийся за многие годы занятий спортом дефицит адаптивных способностей спортсмена и его неспособность стать действительным субъектом своей деятельности, не только спортивной, но и профессиональной.

По нашему мнению, вся существующая в России система воспитания и обучения в семье, школе, вузе, на производстве утверждает излишнюю опеку над человеком и сдерживает процесс перехода личности с позиции объекта деятельности других людей на позицию субъекта своей деятельности. В этом плане, например в США, во всех социальных институтах стремятся как можно раньше снять опеку над человеком.

В становлении человека как субъекта деятельности определенную роль играет самооценка. Завышенная самооценка негативно влияет на интеллектуальную деятельность и на социальное продвижение личности. Появляется самоуверенность, снижается самокритичность, человек ожидает легкого результата, не учитывает предстоящих трудностей. В итоге все это приводит к неудачам как в спорте, так и в будущей профессиональной деятельности.

Включение студентов с 1 -го курса в практическую деятельность по профилю выбранной профессии способствует более быстрому их переходу с позиции объекта обучения и воспитания на позицию субъекта учебно-профессиональной деятельности (А.Н. Двоеглазов, 1991). Студенты более серьезно подходят к овладению знаниями и умениями, понимая их важность для себя в будущем.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!