Abstract THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL- TEACHER'S FORMATION DURING TRAINING PERIOD AT PHYSICAL CULTURE INSTITUTIONS OF HIGHER LEARNING Yu. Bykov Scientific guide: V.S. Titov Kharkov state institute of physical culture The purpose of this study was lo foundate the stages of the professional-coach's (teacher's) formation. Three stages of this process had been shown as a result of this research: the first - before entering the learning institution: the second - at the period of training at the physical culture institution: the third-at the process of dyploma work.
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА-ПЕДАГОГА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ Ю. Быков Научный руководитель Харьковский государственный институт физической культуры В выполненном нами исследовании раскрываются этапы формирования профессионала-педагога (тренера) в условиях непрерывности и преемственности обучения профессионально-педагогической деятельности до поступления занимающихся физической культурой и спортом в физкультурное учебное заведение, в период обучения в нем и по окончании его. В основу предложенной нами концепции положен принцип единства физического и физкультурно-педаго-гического образования населения в различных звеньях физкультурного движения (ДЮСШ, спортивный интернат, училище физической культуры и др.). На первом этапе (до поступления в вуз) формировались знания о технике, терминологии, методике обучения и тренировки, а также умения и навыки подбора, составления, записи и проведения физических упражнений и комплексов для разминки и решения задач основной части занятий. На втором этапе (в период обучения в вузе) осуществляется процесс подготовки и самоподготовки студента к педагогической и тренерской деятельности с учетом профессиональной ориентации на будущую специальность, условий труда и требований к профессионалу-педагогу. В существующих положениях и программах о вступительных экзаменах полностью отсутствуют требования и нормативы, позволяющие оценить профессионально-педагогические (тренерские) способности абитуриентов. Это вызывает необходимость сочетания учебы студентов-спортсменов с подготовкой ими в процессе тренерской работы в различных спортивных организациях будущих физкультурных кадров. Решение проблемы инструкторско-методической подготовки к тренерской деятельности в период обучения в училище физической культуры и в вузе позволило спортсменам экстра-класса Р. Шарипову и А. Светличному продолжительное время тренироваться без тренеров и успешно выступать на первенствах Украины, чемпионатах мира и международных соревнованиях по спортивной гимнастике. Третий этап формирования профессионала-педагога (тренера) - написание дипломной (квалификационной) работы как путь к приобщению студентов к НИР кафедры с последующим выходом на темы научных исследований будущих диссертаций. В связи с этим нами выбрана тема дипломной работы "Исследование инструкторско-методической направленности учебно-тренировочных и самостоятельных занятий в группах начальной спортивной подготовки". Она входит в комплексную тему НИР кафедры гимнастики ХаГИФКа. В процессе исследования нами установлено, что только при единстве непрерывности физического и физ-культурно-педагогического образования можно успешно решить проблемы физической, спортивной и образовательно-педагогической подготовки физкультурных и тренерских кадров. Результаты исследований подтвердили гипотезу о возможности приобщения к физкультурно-педагогической и тренерской деятельности различных возрастных групп и контингентов населения в процессе учебно-тренировочных и самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Мы считаем, что выиграет тот вуз, то государство, которые введут во все учебники и программы по физическому воспитанию и спорту населения раздел "Образовательно-педагогическая направленность физического воспитания и спортивной тренировки" и разработают технологию и методику реализации этого раздела в практике физического воспитания детей и взрослых начиная с детского сада и заканчивая вузом. Такая технология и методика опубликованы нами в методических рекомендациях "Инструкторско-мето-дическая подготовка к проведению оздоровительной, спортивной и физкультурно-массовой работы" (Харьков, ХаГИФК, 1990). Они не имеют аналогов в теории и практике физического воспитания в странах СНГ и за рубежом. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|