Yussef ben Hady Grira Key words: play process, basic and auxiliary lines of volleyball players.
|
ИГРОВЫЕ РОЛИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ Кандидат
педагогических наук Юссеф бен Хеди Грира Ключевые слова: игровой процесс, основные и вспомогательные игровые роли волейболистов. При рассмотрении содержания игрового процесса в волейболе, основанном на анализе научно-методической литературы и собственных наблюдениях, можно выделить пять технико-тактических приемов его ведения: в нападении - подача, передача мяча для нападающего удара, нападающие удары; в защите - прием мяча (с вариантами от подачи, от нападающего удара, от обмана, от блока соперника) и блокирование. Отсюда полагаем, что выполнение указанных технико-тактических приемов (действий) создает в игровом процессе каталог игровых ролей; это вполне согласуется с мнением других авторов. Как правило, в игровом процессе: каждый игрок в той или иной мере выполняет все игровые роли. Наблюдения и анализ игрового процесса, в свою очередь, позволили выделить в каждой игровой роли две группы игроков. Каждая игровая роль включает две (названных нами "основная" и "вспомогательная") на основе следующих признаков: а) объема и частоты выполняемых по данной игровой роли технико-тактических действий; б) значение, которое придается выполнению этой роли игроком (эффективности) и ожидаемому результату. "Основная" - это роль, которую игрок выполняет систематически и наиболее эффективно в течение всего игрового процесса. Одна-две такие роли присущи каждому игроку. "Вспомогательная" - это роль, которая вводится для игрока дополнительно к основной. Здесь желательно достижение высокой эффективности, но обязательное условие - не проиграть. Например, при системе игры 5х1 роль второго передающего игрока, в отдельных эпизодах может быть поручена одному из атакующих игроков, расположенных на площадке по диагонали с основным передающим игроком. Таблица 1. Разделение игровых ролей на группы
Как известно, подачу выполняют все игроки последовательно, после перехода. Однако в команде выделяются 2-4 игрока, которые выполняют -ее с задачей выиграть очко (в прыжке, с высокой степенью точности или сложности, например планирующую), то есть являются основными в этой роли; при этом для обеспечения выигрыша допускается некоторая вероятность риска. Вместе с тем задачей деятельности игроков во вспомогательной роли подающего является не проиграть мяч, ввести его в игру и при возможности затруднить действия соперника при приеме подачи (табл. 2). Таблица 2. Задачи и содержание деятельности игроков основных и вспомогательных игровых ролей
Игровая роль основного передающего относится к амплуа связующего игрока. На него падает основная нагрузка обеспечения нападающих игроков команды качественными передачами в простой и комбинационной игре. Задача здесь - обеспечить выигрышную атаку, исключить риск (см. табл. 2). Вспомогательную роль передающего могут играть: а) один из атакующих игроков при системе игры 5х1; б) любой игрок в случайно возникшей ситуации, когда основной передающий игрок в силу любых причин (например, ранее он принял мяч) не может выполнить вторую передачу. Показано (табл. 3), что в среднем на команду приходится две роли основных и две роли вспомогательных передающих игроков. Таблица 3. Количественное распределение игроков некоторых ведущих команд России по основным и вспомогательным ролям
Игровая роль основного атакующего полностью относится к амплуа нападающего игрока как первой, так и второй очереди атаки. На них падает основная нагрузка выполнения нападающих ударов как ведущего средства атаки в волейболе. Задачей здесь является выигрыш очка или права на подачу; при этом для обеспечения выигрыша допускается некоторая вероятность риска (см. табл. 2). Вспомогательная роль атакующего относится, как правило, к игрокам функции связующих, выполняющих нападающие удары относительно редко (2-3% случаев). Показано (см. табл. 3), что в среднем на команду приходится 10 ролей основных (1-2 очереди) и 2 роли вспомогательных атакующих игроков. Выявлено (см. табл. 3), что в команде выделяется несколько игроков (2-4 чел.) с постоянным выполнением основной роли принимающего игрока, которые и "держат" прием подачи соперника. Задача в этой роли (см. табл. 2) - не только принять мяч, но и обеспечить качественную первую передачу мяча для последующего развития атаки. Роль вспомогательного принимающего для конкретного игрока не систематична, случайна; ее задача - не проиграть мяч, принять его и по возможности передать на переднюю линию. Основная роль защитника (принимающего мяч от нападающих ударов), как правило, отводится игрокам с хорошим видением площадки, имеющим быструю ответную реакцию и обладающим высокими скоростными возможностями перемещения. Более всего таким требованиям соответствуют игроки первой очереди атаки. Это подтверждается и нашими наблюдениями: чаще всего принимают мячи в защите именно игроки указанного амплуа - 51%. Таких игроков в команде обычно 3-4 человека, задача которых - не только принять мяч, но и по возможности передать его для развития атаки (см. табл. 2). Вспомогательные игроки в этой роли (2 чел.) имеют более общую задачу - не проиграть, не дать мячу упасть на пол. Основные роли страхующих - обман и отскок от блока соперника, как и роли защитников, отводятся игрокам с хорошей реакцией, "моторным". Если страховка блока более присуща игрокам 1-й очереди атаки (46,4%), то страховка собственно нападения и отскок от блока соперника - игрокам 2-й очереди атаки (38,0%). Задача основных страхующих - принять мяч и передать его для развития атаки, задача вспомогательных - не проиграть, не дать мячу упасть на пол (см. табл. 2). При этом как основных, так и вспомогательных страхующих в обеих позициях, как правило, по 2-4 человека в команде (см. табл. 3). Основные роли блокирующих в команде отводятся также определенным (3 чел.) игрокам (см. табл. 3). Их задача - закрытие основного, "по ходу", направления атаки соперника (когда направление разбега нападающего игрока совпадает с направлением полета мяча после выполнения удара). Вспомогательная роль блокирующего (9 чел., см. табл. 3) заключается в организации помощи основному блокирующему путем постановки кистей рук и закрытия направления атаки соперника, что называется, "с переводом" (когда направление полета мяча не совпадает с направлением разбега нападающего игрока и составляет с ним некоторый угол) (см. табл. 2). Как показывает анализ игрового процесса, каждый игрок последовательно выполняет одну игровую роль за другой. Так, подающий игрок после выполнения подачи может выполнить роли страхующего или защитника; передающий после выполнения передачи - роль страхующего нападение (прием отскока от блока соперника и т.д.). Поступила в редакцию 16.10.93 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |