СПОРТИВНАЯ НАУКА СЕВЕРОКАВКАЗ-
СКОГО РЕГИОНА


Koblev Ya.K.

Key words: reconstructions, multi-channel financing, cofounders, comprehensive curriculum, system of training.


ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЗЮДО АДЫГЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПОИСК НОВЫХ ПУТЕЙ

Ректор Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета,
доктор педагогических наук, профессорЯ.К. Коблев,
проректор по научной работе Института физической культуры и дзюдо
Адыгейского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор Н.Х. Хакунов

Адыгейский государственный университет

Ключевые слова: преобразование, многоканальное финансирование, соучредители, "сквозной" учебный план, система подготовки.

Адыгейский государственный университет начал новый 1995/96 учебный год с преобразования факультета физической культуры в Институт физической культуры и дзюдо. Данный шаг был обусловлен необходимостью решения ряда важных вопросов жизнедеятельности, которые накапливались в течение многих лет и особо обострились в период изменения экономических отношений в стране. В первую очередь это связано со свертыванием системы государственного заказа на заданное количество выпускников для работы в определенных регионах страны. Такая система поддерживалась одноканальным бюджетным финансированием, а жизненно важные вопросы решались за счет выполнения хоздоговорных тем мизерной частью вузов страны. С изменением законодательной основы деятельности вузов появилась возможность многоканального финансирования. Безусловно, переход на такую систему может быть осуществлен по-разному и принципы поиска его путей тоже .могут быть разными. Мы решили, что первоочередной задачей является поиск заинтересованных ведомств, организаций и конкретных лиц. Кто заинтересован - тот и поддержит идею по созданию и становлению Института физической культуры и дзюдо. Нами были определены четыре категории заинтересованных лиц и организаций:

а) министерство по принадлежности вузов;

б) руководители регионов;

в) сами абитуриенты и их родители;

г) другие ведомства и организации, заинтересованные в специалистах физической культуры и спорта.

Из вышеперечисленных категорий организаций соучредителями института выступили Адыгейский государственный университет. Федерация дзюдо России, Правительство Республики Адыгея, Администрация Краснодарского края, Северокавказский военный округ.

Основные причины необходимости поиска новых путей организации нашей деятельности - ухудшение качества подготовки специалистов и условий подготовки спортсменов, а открытия Института физической культуры и дзюдо именно у нас - наличие квалифицированных кадров - преподавателей высшей школы, традиций подготовки спортсменов высокого класса, приемлемой материально-технической базы. В Майкопе выросли чемпионы олимпийских игр, мира и Европы, была создана уникальная школа борьбы самбо и дзюдо с множеством филиалов в Краснодарском крае. Построен учебно-спортивный комплекс с четырьмя спортивными залами, в одном из которых имеются трибуны на 1000 человек. Здесь уже проведено не одно соревнование регионального, республиканского и международного уровней. В институте физической культуры работают заслуженные тренеры СССР и большая группа преподавателей, имеющих за плечами немалый стаж выступлений в большом спорте и тренерской деятельности. Именно последнее обстоятельство позволило нам найти общий язык с коллегами по вопросам организации учебно-тренировочного процесса со студентами-спортсменами. Во всех вузах по нашей специальности знают, что подготовка спортсменов и профессиональных тренеров с достаточно высоким спортивным прошлым требует ежедневных двух- и трехразовых напряженных тренировок. Тем не менее действительность такова, что 70-90% контингента студентов ИФК не в состоянии получить достаточно качественное питание. Особенно наглядным это стало в последнее время. Данный факт заставляет преподавателей вузов снижать требования к объему и интенсивности учебно-тренировочного процесса до недозволенного минимума, что, естественно, резко ухудшает качество подготовки преподавателей физической культуры и тренеров по видам спорта. Один из путей выхода из ситуации - целевые деньги заинтересованных ведомств и организаций на дополнительное питание, на содержание учебного заведения, на обеспечение на должном уровне учебно-воспитательного и тренировочного процессов. В договорах с учредителями есть пункты, в которых оговорены конкретные суммы, необходимые для организации дополнительного питания одного спортсмена-студента в день, количество дней в году, когда он получает питание, и т.д. Такие деньги мы можем тратить "только целенаправленно.

Одной из самых заинтересованных организаций в создании вуза с определенным спортивным уклоном должна стать Федерация по виду спорта. В нашем случае речь идет о Федерации борьбы дзюдо России (Г.И. Калеткин), с которой совместно решаются вопросы учебного, научно-методического и информационного обеспечения, а также проведения достаточного количества соревнований и совместных учебно-тренировочных сборов со сборными командами России. В перспективе подразумевается, что успешная совместная деятельность Федерации и института приведет к созданию международного центра по подготовке высококвалифицированных кадров по борьбе дзюдо. Другими соучредителями выступили Правительство Республики Адыгея и Администрация Краснодарского края.

Краснодарский край и Республика Адыгея тесно сотрудничают практически во всех отраслях народного хозяйства, в образовании, науке. Особенно крепки традиции дружбы и спортивного соперничества в области спорта. Получившая признание Майкопская школа борьбы была краевой школой. Естественно, что и по сей день несмотря на территориально-политическое разделение бывшие филиалы работают по проверенной годами и принесшей признание методологической основе. Тренеры-преподаватели и выпускники имеют схожую школу, что несколько облегчает отбор студентов и процесс их подготовки. Между тремя заинтересованными организациями достигнуто взаимопонимание, что планомерная подготовка тренеров по виду спорта обязательно должна сочетаться с подготовкой квалифицированного спортсмена. За основу принято желание заказчиков, чтобы специалист-выпускник имел определенный спортивный стаж и уровень достижений.

В решении данного вопроса существенный вклад должен внести другой соучредитель - Северокавказский военный округ, в договоре с которым есть пункт о предоставлении нашим выпускникам возможности сочетать действительную военную службу с занятиями спортом. В данном случае прогнозируются взаимовыгодные результаты сотрудничества. Наши студенты имеют возможность во время учебы пройти курс подготовки на военной кафедре, и Армия может получить нашего выпускника-специалиста с высоким уровнем общей и специальной спортивной подготовленности, практически готового офицера для работы с личным составом в качестве начальников по физической подготовке или работников спортивных клубов, армейских команд и спортивных школ. Тех спортсменов, которые после службы в Вооруженных Силах захотят вернуться в свои ведомства и клубы, чтобы продолжить занятия спортом, можно считать сохраненными для большого спорта именно благодаря сотрудничеству военного округа и института.

Безусловно, чтобы готовить тренеров-преподавателей на высоком уровне, нужна работа на основе современных научных требований. Одним из решающих моментов открытия Института физической культуры и дзюдо явилось наличие аспирантуры, диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций, четырех докторов и двадцати кандидатов наук по специальности 13.00.04, имеющих опыт подготовки спортсменов высокого класса, а также докторов и кандидатов наук по педагогике, психологии, медицине, биологии, социологии и другим наукам.

Вышеперечисленные факторы обусловили создание Института физической культуры и дзюдо, но главной причиной необходимости трансформации факультета оказался не соответствующий современным требованиям уровень подготовленности выпускников.

Последовавшие затем экономические преобразования не способствовали улучшению положения. Возникла ситуация, когда необходимо было принимать принципиально новые решения. Одно из них - создание колледжа с четырехлетним обучением и зачислением успешно окончивших его на третий курс института. Разработана "сквозная" семилетняя программа обучения. Очевидны положительные моменты создания системы колледж - институт. Их несколько. Первый - это более ранняя профессиональная ориентация. Не секрет, что многие абитуриенты, становившиеся затем студентами, принимали решение поступить на факультет физической культуры в последний момент, под влиянием множества факторов (выбор друзей, родителей, нежелание служить в армии и т.д.). Вполне понятно, что из такого контингента и происходил самый большой отсев за время обучения. С созданием колледжа ситуация заметно. изменится. Необходимость отбора в колледж перспективных ребят, влюбленных в свое дело, заставила нас "повернуться лицом" к детско-юношеским спортивным школам. Нам небезразличной будет ли продолжаться однобокая подготовка учащихся ДЮСШ (натаскивание на спортивный результат) или же будет реализована планомерная подготовка людей со сформированной физической культурой, которые сделают спорт и физическую культуру своей профессией. Система ДЮСШ - колледж - институт практически страхует нас от случайных людей.

Второй момент - это возможность готовить в колледжах будущих специалистов и спортсменов в условиях гарантированного трехразового питания учащихся в связи с тем, что данное учебное заведение входит в систему профессионально-технического образования.

Третий момент - это увеличение срока обучения. Студенты обучались на факультете физической культуры 4 года, в Институте физической культуры и дзюдо срок обучения - 5 лет.

Схема функционирования Института физической культуры и дзюдо АГУ

1996N31.jpg

Те, кто поступают в колледж, могут закончить институт через 7 лет после поступления (4 года в колледже плюс 3 года в институте).

Безусловно, что унификация требований к контингенту и работа с ним на единой методологической основе более продолжительный период, нежели студенческий, должна дать положительный результат.

Четвертый момент. Как правило, после двух лет обучения в вузе ряды студентов редеют. Выбывают те, кому не под силу оказалась вузовская программа, те, кто ошибся в выборе, те, чьим родителям в наше время не по карману стационарное обучение их детей. Все это горестно, но жизнь есть жизнь, и работу свою необходимо выполнять в любых условиях, а также стремиться найти выход из сложных ситуаций. Зачисление определенной части выпускников колледжа на третий курс института во многом решает вопрос восполнения учебных групп, а также стабилизации количества выпускников и студентов первого курса.

Подводя некоторые итоги работы Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, нужно отметить главное: сама идея создания такого учебного заведения жизнеспособна. Сделаны только первые шаги. Возможно, еще рано говорить о перспективах развития конкретно, но следующим шагом должно стать создание Академии физической культуры и спорта с докторантурой и диссертационным советом по защите докторских диссертаций и с планомерной подготовкой мастеров спорта международного класса по профилю вуза.

Мы полагаем, что при наличии доброй воли со стороны вузов и спортивных федераций России возможно открытие институтов по видам спорта и в других регионах, что существенно поможет российскому Национальному олимпийскому комитету в подготовке чемпионов и призеров олимпийских игр.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!