Bersirov B.M. Key words: schoolchildren, health, schools and medical institutions, coopeiation.
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ОРГАНОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Кандидат филологических наук,
профессор Б.М. Берсиров, Министерство науки и
образования Республики Адыгея Ключевые слова: здоровье, дети школьного возраста, взаимодействие школы и медицинских учреждений. Анализ демографической обстановки и состояния здоровья населения свидетельствует об их ухудшении. С каждым годом этот процесс нарастает, а негативные тенденции носят долгосрочный характер, несмотря на усилия медицинских работников. Особую тревогу вызывает состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Группа школьников, имеющих функциональные отклонения и хронические заболевания, составляет по результатам осмотра 1995 г. 53,51%. Более того, контингент детей младшего школьного возраста, попадающих в группу риска и имеющих хронические заболевания, составляет 49,13% мальчиков и 49,63% девочек. За период обучения в школе здоровье детей ухудшается в 4 раза, на 40% возрастает число хронических больных. За последние 2 года число детей с дефектами речи возросло на 21,7%, сколиозом - на 14,9%, с нарушением осанки - на 27,8%. В 1994 г. признаны непригодными к службе в армии 24%, в 1995 - 18% призывников республики. Логика созидательного процесса требует ответа на следующие вопросы: с чем следует связывать надежды на радикальное улучшение здоровья детей и какими путями его достичь? Решающим фактором сохранения общественного здоровья должно явиться развитие профилактической медицины. Неисчерпаемый резерв улучшения здоровья общества представляет охрана здоровья здоровых детей, путем его активного воссоздания. Одна из основных причин неудач современного здравоохранения, на наш взгляд, недостаток методологических подходов к изучению здоровья. Раскрытие механизмов взаимодействия факторов, участвующих в формировании человека как биосоциальной системы, представляется сложной проблемой, так как любой признак человека есть следствие сложного взаимодействия генотипа и среды. Выявление механизмов и факторов, влияющих на здоровье человека, необходимо с целью управления ими. При рассмотрении здоровья сегодня оценивается в лучшем случае биологический компонент, хотя, как правило, в расчет принимается наличие либо отсутствие патологии. До сих пор общество не хочет признавать, что воспроизводство здоровья как физического, социального и психического благополучия человека - функция главным образом воспитания, а не лечения, хотя известно, что даже соматический компонент здоровья зависит от состояния медицины и здравоохранения лишь на 10-15%1. В связи с этим представляется целесообразным кардинальное изменение целевой установки воспитательной деятельности. Целью должно явиться формирование здорового человека при максимальной реализации соматических, физиологических, социальных, нравственных и умственных возможностей. Мы согласны с мнением А. Семенова о том, что в формирование здоровья включены три подсистемы: 1) воспроизводства собственного здоровья индивида (соматическое, физиологическое, социальное и экологическое благополучие); 2) воспроизводство чужой жизни (генетическое и сексуальное здоровье, решающее проблему продолжения рода человека); 3) воспитание нравственного, интеллектуального, духовного, психологического и этнического благополучия. Именно на пуск механизмов, обеспечивающих деятельность этих подсистем, направлены преобразования, проводимые в системе общеобразовательных школ Республики Адыгея. Во главу угла ставится проблема не передачи знаний, а сохранения и воспроизводства здоровья ребенка при максимальной реализации его потенциальных возможностей. Мы понимаем, что решение такой глобальной задачи в кратчайший промежуток времени невозможно, поэтому намечены конкретные шаги по реализации целевой установки. Принятие любого управленческого решения требует следующих условий: а) наличия объективной информации о состоянии системы; б) выбора целевой установки, определения шагов по ее реализации и формирования плана действия; в) организации работы по реализации плана; г) организации учета результатов деятельности и внесения коррективов в план. Исходя из этого, первым шагом в формировании здраво-центристской концепции системы здравоохранения явилось создание банка данных о физическом состоянии детей школьного возраста. В ходе восполнения информационного дефицита выяснилось, что состояние здоровья в школе должно оцениваться медицинскими работниками, определяющими уровень физического развития и наличия патологий, и учителями физической культуры, определяющими физическую подготовленность. В силу межведомственной разобщенности данные, получаемые в школах, не сводились воедино, и определить физическое состояние детей не представлялось возможным. Кроме того, недостаточная обоснованность тестов, применяемых учителями физической культуры для определения уровня сформированности двигательных Качеств, их нестабильность не позволяли объективно оценить физическую подготовленность. В применяемых для скрипинг-тестирования програмах не предусматривалось определение психологического статуса, хотя 24,7% школьников страдает заболеваниями нервной системы. На совместных заседаниях коллегий Министерства науки и образования и Министерства социальной защиты населения и здравоохранения Республики Адыгея определены основные направления деятельности органов и учреждений образования по охране жизни и здоровья детей. Учащиеся школ республики на 1.01.95 распределены на группы здоровья следующим образом: 1-я группа (46,48%) - здоровые; 2-я группа (41,95%) - с функциональными отклонениями; 3-я группа (11,56%) - с хроническими заболеваниями. С целью создания благоприятных условий для воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в развитии и поведении, создаются реабилитационные учреждения. В республике функционирует сеть специализированных дошкольных учреждений. На раннюю диагностику отклонений в физиологическом и психическом состоянии детей, квалифицированное направление их в образовательные учреждения направлена работа Республиканской психолого-медико-педагогической консультации, Майкопского городского центра психолого-педагогической помощи. В республике формируется служба практической психологии образования, решающая задачи психологического и соматического благополучия учащихся, предотвращение возникновения феномена школьной дезадаптации, создание условий социального комфорта в учебных коллективах. Для ликвидации межведомственной разобщенности и получения срочной и долговременной информации о физическом состоянии школьников совместным решением Министерства науки и образования. Министерства социальной защиты населения и здравоохранения Республики Адыгея, Комитетом по делам молодежи, физической культуры и спорта Республики Адыгея и Адыгейским государственным университетом организован Республиканский научно-методический центр профилактической медицины и здорового образа жизни. К работе в центре привлечены ведущие ученые России, силами которых изучено физическое состояние детей республики. В результате проведенных исследований разработаны оценочные таблицы физического состояния детей. На основе полученных данных разработано методическое пособие по определению физического состояния детей, которое соответствует требованиям Министерства здравоохранения России и содержит нормативы физической подготовленности в соответствии с подходом, принятым Юнеско. Методическое пособие рекомендовано Министерством народного образования и здравоохранения в качестве основного документа для общеобразовательных школ. Выявлено, что причинами резкого ухудшения здоровья учащихся являются факторы внутришкольной среды (переполнение школ, несоответствие школьной мебели росту учащихся, заниженный уровень искусственного освещения, отсутствие горячего питания во многих школах, гиподинамия, от которой страдает около 75% учащихся, снижение требований к тепловому режиму и др.). Наличие объективной информации позволяет на правительственном уровне принять комплексную программу "Здоровье". Предварительно обсужденная программа включает в себя следующие разделы: Введение. I. Характеристики основных показателей общественного здоровья. I.1. Физическое состояние населения. I.2. Структура заболеваний. II. Политика и приоритетные направления в охране здоровья. II.1. Цель и задачи программы. II.2. Этапы реализации программы. III. Программа охраны здоровья и формирования здорового образа жизни населения Республики Адыгея. III.1. Охрана материнства и детства. III.2. Двигательная активность и здоровье дошкольников. III.3. Здоровье школьников и пути его повышения. III.4. Физическая, психическая реабилитация и социальная адаптация людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. III.5. Информационно-образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни. III.6. Создание профилактической, физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры. III.7. Нормативно-правовое обеспечение процесса охраны здоровья и формирования здорового образа жизни. III.8. Подготовка специалистов, обеспечивающих сохранение здоровья здоровых людей. IV. Управление и мероприятия по реализации программы. V. Программа обследований здоровья дошкольников и школьников. На стадии согласования находится вопрос об открытии кафедры валеологии при институте физической культуры, которая будет заниматься постдипломной подготовкой валеологов-педагогов, валеологов-медиков и валеологов-социальных работников. Разработаны меры по улучшению материальной базы школ, в частности по физической культуре. Пересматривается программа по физической культуре в соответствии с экологическим состоянием регионов республики, с учетом традиций, обычаев и культуры народов, проживающих на территории. Намечены конкретные шаги по увеличению объема двигательной активности школьников. Создана система сбора и переработки срочной информации для принятия правильных управленческих решений. Поступила в редакцию 24.01.96 1Семенов А. Если врач вместе с педагогом. Медицинская газета № 62 от 16.08.95. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|