ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ


Nabokova Sh.K.

Key words: nervous processes, lability, information, assimilation.


ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Ш.К. Набокова
Адыгейский государственный университет

Ключевые слова: подвижность, нервные процессы, информация, усвоение.

Придавая большое значение свойству подвижности нервных процессов в приспособительной деятельности организма, И. П. Павлов писал, что окружающая среда все время колеблется, в ней часто возникают неожиданные изменения, и, для того чтобы организм мог к ним приспособиться, оба нервных процесса должны обладать достаточно высокой подвижностью [2, с. 517].

Особое значение подвижность нервных процессов имеет в детском возрасте, когда формируются механизмы адаптации к биологическим и социальным факторам.

Анализ литературных данных свидетельствует, что функциональная подвижность нервных процессов оказывает существенное влияние на показатели внимания и памяти, а следовательно, влияет на усвоение детьми учебного материала. Цель наших исследований заключалась в выяснении того, как подвижные игры влияют на усвоение информации детьми с разной подвижностью нервных процессов.

Эксперимент проводился в детском саду на практически здоровых детях 6 лет при различном режиме двигательной деятельности: обычном, повышенном - дополнительно два раза в неделю проводились занятия с использованием подвижных игр (по 30 мин).

В начале работы, используя простые тесты, мы проводили предварительное обследование для определения уровня общего развития детей, далее пробы Керна-Ирасека на "школьную зрелость". Изучалась скорость двигательных реакций, по теппинг-тесту оценивалась скорость произвольных движений кисти. Различия в скорости движений в теппинг-тесте у детей с высокой и низкой подвижностью нервных процессов были достоверными (р < 0,01).

По предварительной оценке дети были отнесены к двум группам, подвижные и медлительные.

Медлительные дети составляют 22-25%, что соответствует литературным данным.

В эксперименте участвовали 30 детей. Эксперимент проводился по измененному варианту ориентировочно-исследовательской методики А.Г. Иванова-Смоленского с однократным применением предварительной инструкции [1, с. 407].

Приступая к исследованию, мы решили остановиться на данной методике как на наиболее адекватной испытуемым дошкольного возраста. Эксперимент проводился в условиях свободной речевой деятельности. Перед глазами испытуемого находились два экрана и прибор для световых сигналов. Нижний экран служил для экспозии условных раздражителей, верхний - для появления кадров диафильма. Для их появления на экране ребенок должен был, потянув шнур, сдвинуть ширму с объектива фильмоскопа. Интервалы между включением одного и другого кадров составляли 10, 15, 20 с.

Результаты оценены по схеме информационного анализа, предложенной Гарнером и Хейком и модифицированной Д.А. Чебыкиным [3, с. 805].

Вычисляли информационные количества: среднюю выборочную информацию на раздражители - Нх, среднюю выборочную информацию на ответе - Ну; среднюю выборочную о совместной неопределенности стимула и ответа - Нху и среднее количество усвоенной информации - Тху.

У подвижных детей при обычном двигательном режиме с заданным интервалом 10 с Тху в среднем составило 1,7 бита, 15 с - Тху = 1,75 бита, при 20 с - 1,8 бита. При повышенном двигательном режиме Тху возрастает при всех заданных интервалах.

У медлительных детей при обычном двигательном режиме Тху при 10 с составило 1,54 бита, при 15 с - 1,62 бита, при 20 с - 1,67 бита. При повышенном двигательном режиме Tху возрастает. Восприятие времени находило также отражение во второй сигнальной системе действительности.

Введение в дошкольный режим дополнительных подвижных игр (самостоятельные игры с подвижными игрушками - мячами, скакалками, велосипедами и др.) и физкультурными приспособлениями (лесенки, горки, качели и т.д.) облегчало процесс усвоения информации и придавало занятиям положительную эмоциональную окраску.

Таким образом, под влиянием самостоятельной игровой деятельности совершенствуется функциональная подвижность нервных процессов. Медлительным детям мы рекомендуем корригирующий двигательный режим с широким использованием игрового компонента. Родителям и персоналу детского учреждения надо тактично помогать таким детям вырабатывать ускоренные реакции.

Литература

1. Иванов-Смоленский А.Г. Очерки экспериментального исследования высшей нервной деятельности человека. - М.: Медицина, 1971.

2. Павлов И.П. Поли. собр. тр., т. III. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949.

3. Чебыкин Д.А. Применение некоторых информационных количеств в оценке идентификации раздражителей различной модальности у детей. Журн. высшей нервной деятельности, 1966, т. 16, № 5, с. 805.

Поступила в редакцию 24.01.96


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!